В первый же день пребывания в Лондоне я получил лаконичное, но весьма красноречивое напутствие от своей новой коллеги по Всемирному ОРТу. Коренная жительница британской столицы, обитающая в славящемся многочисленным еврейским населением Северном Лондоне, заявила мне следующее: «Нас тут всего две сотни тысяч, а их [мусульман] — четыре миллиона. Поэтому мы должны сидеть тише воды, ниже травы».
Мне, с моим врожденным командным голосом и укоренившимися израильскими замашками, следовать подобным принципам не к лицу, но за пять лет жизни в Туманном Альбионе и у меня была возможность убедиться, что такие настроения разделяют если не большинство британских евреев, то значительная их часть. Поэтому и результаты опубликованного накануне опроса, проведенного Агентством Евросоюза по фундаментальным правам (FRA), меня никак не удивили. Согласно результатам исследования, четверть европейских евреев живут в постоянном страхе. Причем боятся так сильно, что предпочитают не посещать еврейские организации и не носить кипу. Добро пожаловать в Европу 2013 года.
Четверть европейских евреев живут в постоянном страхе. Причем боятся так сильно, что предпочитают не посещать еврейские организации и не носить кипу. Добро пожаловать в Европу 2013 года.
Немного статистики. В опросе, стартовавшем в сентябре прошлого года, с помощью Интернета приняли участие более пяти тысяч евреев Франции, Великобритании, Бельгии, Германии, Швеции, Италии, Венгрии, Румынии и Латвии. Большинство опрошенных абсолютно уверены в том, что антисемитизм в Европе находится на подъеме. Самая тяжелая ситуация на сегодняшний день сложилась в Швеции: 49% из 800 шведских респондентов стараются не подчеркивать свое еврейство. Во Франции опасаются идентифицировать себя с евреями 40%, в Бельгии — 36%. Тридцать процентов опрошенных в Венгрии, 21% во Франции и 16% в Германии сообщили, что лично сталкивались с проявлениями антисемитизма.
Не менее любопытны данные о том, что более 75% из тех, кто подвергся антисемитским нападениям, не сообщили об этом полиции. Почему? Посчитали эти инциденты не заслуживающими внимания. То есть, подобные случаи стали настолько привычными, что европейские евреи предпочитаю никого по таким пустякам не беспокоить.
Ничего нового в этих цифрах нет. Они лишь отражают унылую правду европейской жизни, в которой евреям из года в год становится все менее уютно. Мусульманские общины, пустившие корни по всей Западной Европе, с каждым годом набирают электоральный вес. Традиционная европейская терпимость, слепой либерализм и потакание маргинальным течениям воспринимаются мусульманами как слабость и беспомощность властей. В результате по всей Европе растут как грибы исламистские фундаментальные группы. Ну, а антиизраильская истерия, захлестнувшая Европу после военной компании в секторе Газа зимой 2009 года, лишь играет на руку подобным тенденциям.
Мусульманские общины, пустившие корни по всей Западной Европе, с каждым годом набирают электоральный вес. Традиционная европейская терпимость, слепой либерализм и потакание маргинальным течениям воспринимаются мусульманами как слабость и беспомощность властей.
Религиозные фанатики, пышущие ненавистью ко всему израильскому и экстраполирующие эту ненависть на местных евреев, нередко находят язык с представителями крайне левых течений, давно сделавших Израиль своей мишенью.
Что же ждет евреев Европы? Боюсь, оптимистические прогнозы строить сложно. И даже сам факт того, что структура Евросоюза озаботилась этим вопросом и профинансировала исследование антисемитских тенденций в современной Европе, вовсе не говорит о том, что руководство ЕС готово к практическим действиям. Рискну высказать смелое предположение, что в ближайшие 10 лет карта расселения евреев по Европе изменится кардинальным образом.
Следует ожидать полного исчезновения еврейских общин в небольших городах с растущим мусульманским населением. Яркий пример тому — шведский Мальмё. Вот уже который год проживающие там евреи подвергаются постоянным физическим угрозам. Не возымели действия ни жалобы, ни петиции, ни даже публичные акции общественной солидарности. Евреев Мальмё бьют, а местная власть в лучшем случае безмолвствует. Численность этой общины постоянно уменьшается, люди предпочитают более спокойную и безопасную среду обитания. Думаю, что подобная судьба ожидает многие еврейские общины стран Скандинавии.
Боюсь, что совсем нерадужные перспективы ожидают и 40-тысячную еврейскую общину Бельгии. Среди имен, даваемых новорожденным Брюсселя, имя «Мухаммед» уже давно стало самым популярным. Согласно прогнозам, к 2020 году мусульманская община Бельгии составит 10% от всего населения страны. Чем это чревато для бельгийских евреев — догадаться несложно, ведь уже за прошлый год количество антисемитских инцидентов в стране выросло на 30%.
Тем не менее еврейские общины в таких странах, как Великобритания, Германия, Франция, еще обладают немалым влиянием и имеют возможность изменить ситуацию. Лидеры этих стран публично признали крах политики мультикультурализма, позволившей анклавам религиозного экстремизма расцвести по всей Европе. Проблема, однако, состоит в том, что лидеры еврейских общин этих стран не чувствуют в себе достаточных силы и смелости, чтобы в открытую заявить об опасности, грозящей не только еврейским общинам, но и всей Европе. Европейские евреи всеми силами стремятся избежать открытой конфронтации с мусульманскими общинами и все больше склоняются к межконфессиональному диалогу и предпринимают усилия в области просвещения населения. Насколько действенными оказались эти усилия, показывают приведенные выше данные опроса.
Нашим собратьям, выросшим в Европе, крайне сложно променять европейский комфорт и размеренную на жизнь на ближневосточные реалии. А может, время массового исхода европейских евреев просто еще не пришло.
Однако и в столь критической ситуации разбивать палаточные городки в Израиле европейские евреи пока не спешат. Даже в шведском Мальмё, где речь идет не об оскверненных еврейских кладбищах или расписанных свастиками синагогах, а о самых настоящих нападениях на евреев среди бела дня, местные евреи предпочитают переезжать в Стокгольм, соседние европейские страны, но только не в Израиль. Нашим собратьям, выросшим в Европе, крайне сложно променять европейский комфорт и размеренную на жизнь на ближневосточные реалии. А может, время массового исхода европейских евреев просто еще не пришло.
Не стоит сбрасывать со счетов и субъективный фактор. Европейские евреи очень хорошо умеют бояться, но не очень хорошо умеют справляться с причинами, вселяющими в них этот страх. Как-то, в преддверии Песаха, довелось мне пообщаться с прихожанами ближайшей синагоги. С философских рассуждений о свободе и рабстве разговор быстро перетек на реалии повседневной жизни. И одна из участниц разговора тут же призналась: «Я боюсь читать еврейскую газету в метро!»
Лично я на метро езжу каждый день, и после того самого разговора читаю в подземке еврейскую газету назло всем антисемитам. И вовсе не потому, что за моими плечами 10 лет службы в спецназе, а в шкафу красуются черные пояса по всем видам восточных единоборств. Я знаю, что опасность эта — надуманная. Да, могут как-то странно посмотреть и даже криво хмыкнуть. В самом худшем случае можно услышать в свой адрес какую-нибудь нелестную тираду, хотя лично я с подобным за пять лет жизни в Лондоне не сталкивался ни разу. Бить кого-то в лондонском метро не будут однозначно, немного не та страна. А самое главное: бояться — это просто отвратительно. Но очевидно, что для некоторых это очень привычно и сидит глубоко в генетической памяти.
Автор о себе:
Родился в 1972 году в Ленинграде. С 15 лет публиковался в питерских изданиях, в том числе в еврейской газете «АМИ».
В 1991 году репатриировался в Израиль. Учился на факультетах политологии и советологии Еврейского университета в Иерусалиме. После окончания учебы работал в пресс-службе Сионистского форума, в Кнессете, в частных PR-агентствах.
В 2002-2008 работал в Сохнуте — вначале пресс-секретарем по связям с русскоязычными СМИ, а затем руководил отделом репатриации в Москве.
С конца 2008 года живу в Лондоне. В течение двух лет возглавлял отдел по связям с общественностью Всемирного ОРТа.
Опубликовал несколько статей в в журнале «Советник», посвященных формированию имиджа Израиля. Ведет авторский блог.
Мнение редакции и автора могут не совпадать.
Семен Довжик