Ксения Собчак: «Я из-за моего деда Нарусовича рано столкнулась с антисемитизмом!»
В синагоге на Поклонной горе в Москве недавно прошли пионерские чтения. Выступающие решали еврейский вопрос. Непростой и наболевший. Вопрос этот почему-то всегда такой – сколько существует, столько он и наболевший. И поэтому всегда своевременный.
Одной из первых приехала Людмила Нарусова. Раньше других приехали Андрей Бильжо, Вячеслав Малежик и поэты Владимир Вишневский и Андрей Орлов – Орлуша. Не спеша добрался в синагогу абсолютно русский писатель Виктор Ерофеев и откуда-то издалека примчался Андрей Макаревич – у него тоже было, что почитать со сцены. В синагоге также присутствовали и другие пионеры: Бенни Брискин, Марк Гарбер, Юрий Каннер и раввин Ицхак Коган.
Вечер открыла Ксения Собчак. На это раз Ксения Анатольевна не особенно жгла сердца глаголом – может быть, потому что в еврейской теме, как по тонкому льду, чуть правее наклон – упадешь, пропадешь, чуть левее наклон – все равно не спасти, как пел Высоцкий.
Интересно, кстати, что бы сказал по вопросу интернациональный поэт Владимир Семенович, доведись ему побывать в это вечер в синагоге.
Итак, мы здесь собрались, чтобы раз и навсегда закрыть еврейскую тему, – начала Ксения Собчак и объявила неизвестную деталь своей биографии:
– Мой дед еврей и с антисемитизмом я столкнулась рано. Но камни летели почему-то в моего отца Анатолия Собчака, совсем не еврея, а поляка. Его бомбардировали домыслами – мол, Собчак взял для прикрытия девичью фамилию жены.
На самом деле, сказала ведущая, это у ее мамы иудейские корни – дед Ксении носил фамилию Нарусович и был евреем. Рассказав пару тематических анекдотов, Собчак передала микрофон первому выступающему – Андрею Бильжо. Он тоже поделился биографическим фактом: он полукровка. Об этом, а также о том, как он сделал из своей фамилии аббревиатуру и был его рассказ.
Дальше на сцене появился Марк Гарбер и среди прочего сказал, что он не выбирал свою судьбу, это сама жизнь сделала его евреем и заодно психиатром – ведь ему еще в детстве приходилось доказывать соседскому мальчишке Петьке, что его семья не пьет кровь христианских младенцев.
Бенни Брискин тоже вложил в тему свои два шекеля, пошутив, что среди евреев есть не только психиатры, но и немало психов – например, Андрей Клесников, решивший посвятить целый номер своего журнала евреям.
Владимир Вишневский читал свои коротенькие остроумные стихи, Юрий Каннер, президент Российского еврейства, вспоминал «ужасное» – он просто не мог выносить, когда на хлеб с маслом клали колбасу, инстинктивно чувствуя некошерность такого сооружения. А также Каннер задавал безответный и болезненный для многих риторический вопрос: вот Шагал, Левитан и Высоцкий, так много
давшие российской культуре, так они русские или евреи все же? Говорил о благотворительности: «Многие евреи придерживаются правила «Бог дал тебе разбогатеть, так не гневи его и помоги сам кому можешь». А еще говорил о том, что только в СССР и Германии середины прошлого века национальность определялась по крови, а не по религии, хотя в мире все наоборот, и даже в царской России были иудеи, а не евреи.
Литературной жемчужиной вечера стало выступление Виктора Ерофеева, которого Собчак отрекомендовала, как серьезного и местами сексуального… Писатель долго молчал, а потом рассказал, что его поиски загадочных людей – евреев начались со слов его бабушки о том, что в России можно было с уверенностью сказать, что он не еврей, только про царя, что еврей может ради шутки откромсать себе половину кое-чего и что евреи – это великаны и управляют громом с молнией. С тех пор Ерофеев ищет всюду еврейский след – он приставал к девушкам на улице – вы, может, еврейка? Девушки
шарахались и били его сумкой. В итоге лирический герой ерофеевского
рассказа признал еврея в себе – правда, под влиянием больничного
санитара.
В завершение вечера завсегдатай пионерских чтений поэт Орлуша обнародовал свои великолепные стихи, а подоспевший музыкант Андрей Макаревич прочел свой рассказ о том признаке, что объединяет всех евреев мира (этот рассказ вы можете прочитать в конце материала).
В самом конце вечера корреспондент "Комсомольской правды" Анна Балуева побеседовала с Юрием Каннером, президентом Российского еврейского конгресса:
– Ох уж этот вечный еврейский вопрос! Найти бы уже, наконец, на него ответ.
Эта синагога, которую на Поклонной горе открывали главы государств – это уже ответ на еврейский вопрос. Но в чем состоит именно российская особенность еврейского вопроса? – задает краеугольный вопрос и тут же на него отвечает…
– да в том, что в России евреи интегрировались не со 140-миллионным народом, а только с его интеллигенцией – это ученые, инженеры, писатели. А мельники, слесари, маляры и биндюжники остались там, в своих местечках. Поэтому большая часть российской интеллигенции имеет еврейские корни. Это важно понимать. Я с удивлением узнал, что у Ксюши Собчак дедушка тоже еврей. Я думаю, ее прадеды жили где-то в местечках, а дед уже занимался, скорее всего, каким-то интеллектуальным трудом и попал в большой город.
Были, конечно, особенности в разные времена и их изучают ученые. Сегодня я не испытываю на себе давления антисемитизма. Да и в советское время многие евреи из моей родной Украины ехали учиться в Россию, потому что здесь антисемитизма было гораздо меньше. А в Сибири, где я жил долгое время, вообще его нет – там совсем другая среда. Сейчас, может, и есть некоторые отдельные бульканья, но все же я спокойно ощущаю себя русским евреем. За последний год у нас, кстати, значительно улучшились российско-израильские отношения.
– Вот Андрей Макаревич нашел для себя объединяющую черту евреев, а вы можете выделить такой признак?
– Вы знаете, объединить евреев не удавалось никому за все три тысячи лет. Никому! Мы вместе, но мы все разные, мы даже молимся по-разному.
– Вы сказали о некоторых бульканьях, а мне кажется, что лет 10 назад евреев в России было гораздо меньше – потому что многие по инерции с советских времен держали свое еврейство – часто частичное – в секрете. Сейчас нет. И это приятные перемены в сознании.
– Это, конечно, только кажется. По переписи количество евреев в России уменьшается, потому что евреи уезжают. Из 200 тысяч евреев, приехавших в Германию, 197 тысяч – говорят по-русски. Ежегодно продолжают уезжать 4,5 тысячи евреев. Это не так много, но из других стран уезжают меньше.
Что хочется сказать. Давайте не будем кидать друг в друга камни. И не будем тыкать пальцем – ты еврей, а ты татарин, а ты мордва. И пусть нам будет хорошо именно здесь – в нашей стране.
Это были просто пионерские чтения. Ничего личного.
Все тексты «пионеров-евреев» вы можете найти на сайте «Русского пионера», а рассказ Андрея Макаревича вы можете прочитать прямо сейчас.
Про евреев уже написано столько, что касаться этой темы — моветон. И все-таки — что такого особенного в этой нации, заставляющего разные части человечества то и дело поворачивать удивленные и раздраженные головы в их сторону? В чем секрет этого болезненного интереса? Отношение к евреям мне напоминает отношение шестиклассника, неосознанно и безнадежно влюбленного в красивую отличницу, — он бьет ее портфелем и дергает за косы. Что заставило молодого художника Шикльгрубера настолько возненавидеть проходившего по улице еврея, что он чуть было не лишил мир этой нации? Они что, вырезали его семью? Да нет, они вообще к тому моменту человеческой истории никого не завоевывали (да и сегодня отбиваются). Мирно ушли из Египта. Попросившись неоднократно. Рассеялись по миру? Так их гнали. Итальянцы
тоже рассеялись по миру (а было дело — этот мир и завоевывали). И
чего? Конечно, фашисты уничтожали и русских, и белорусов, и кавказцев, но только евреев уничтожали за то, что они евреи.
Ну да, видели Бога. Сами. И Бог говорил с ними. И передал Скрижали — из рук в руки. Это, конечно, обидно. Но с другой стороны, древние греки со своими богами вообще жили запанибрата — и ссорились, и обнимались — и ничего! (Правда, греки — со своими, а евреи — с нашим, с Единым. Действительно обидно.) Что еще? Нашего Христа продали? Ну, во-первых, не без помощи Рима, а во-вторых, это, грубо говоря, их внутренние разборки. Может, их не любят за их исключительную талантливость? Перестаньте. Очень распространенный тип еврея — громогласный бездарный идиот, все встречали. И скрипачи есть китайские, и ученые русские, и битлы английские. Нет, не в этом дело.
Может, дело в семейственности, во взаимопомощи? Да нет, на Кавказе да на Востоке это дело посильнее будет, а у тех же итальянцев вообще семья знаете как называется? Мафия! Может, секрет в спасительной самоиронии? Нет, этим чувством вполне наделены и грузины, и англичане, и французы — вспомните кино.
Наша Великая Сакральная Русская Народная Кабацкая Эстрада — от Вяльцевой и Паниной через Дмитриевича к Бабкиной, Ротару, Шуфутинскому и Сукачеву — на самом деле, по точному определению Троицкого, «еврейско-цыганская калинушка». Я о музыкальных корнях. Наш любимый народом и теперь уже почти государственный блатной язык наполовину состоит из слов еврейских — нет, не одних скрипачей родит нация! (Три примера, с ходу пришедших на ум: «шмон» — это на иврите «восемь». В восемь часов на зоне шмонали. «Халява» — это молоко. Его бесплатно раздавали в синагоге бедным в шаббат. А «шаббат» — это время шабашить. Достаточно?)
А ведь я, кажется, знаю, что отличает их (простите, нас) на самом деле. Вы когда-нибудь видели, как еврей относится к своей маме? «Видели» — тут плохое слово. Чувствовали? Это любовь, которая не поддается описанию. Поэтому она не афишируется, ее не выносят на флаг. Это любовь до самой смерти. Не маминой, нет. Твоей собственной.
Может, в этом главный секрет?"