Проснулся. Желательно попозже, часиков в 10, спустился в кафешку на первом этаже. Принесли прекрасный капучино (вторая страна в мире, где делают хороший кофе; первая – Италия).
Открыл ноут (везде Wi-Fi бесплатно), посмотрел, как там почта, сайты, блоги. Кому-то ответил, кого-то прокомментировал, где-то записал впечатления от вчерашнего посещения арт-квартала с его модернистскими зданиями.
А вот уже и второй завтрак надвигается. Прогулялся по мостовой, узкие старинные, тихие улочки. Не спеша, со вкусом, отдыхая. Вот еще кафе – зашел легко перекусил.
Кофе, ликеры – Мока, Вана Таллинн, Рижский бальзам – все замечательное, даже кот, который уселся за соседним столиком и делает вид, что тоже европеец и тоже зашел испить кофейку )))
Снова побродил по средневековым площадям и переулкам, попил замечательного местного пива (да-да, они здесь пью пиво прямо с утра; но отмечу, что пиво очень легкое), понаблюдал за прохожими туристами.
Пора послушать орган в Домском соборе – каждый день с 12 до 12.20. Звук супер! Аж до слез! Об этом я слышал всю жизнь и теперь убедился.
Далее неспешный обед в дорогом «У краба» или в демократичном «Лидо». Отдохнул у себя в номере, снова проснулся – пора смотреть футбол на большом экране на Домской площади. Кофе, сигара, потом возможно и ужин.
Если такой тип отдыха по душе, то вам в Ригу.
Тихо и спокойно. В старом городе башенки, соборы, базилики, извивистые улочки и тишина – проезд транспорта ограничен почти до полного запрещения. Вокруг туристы европейского вида – чинные и в то же время веселые, но культура…. блещет. Никакого интернационала, гастрабайтеров, оборванцев в сланцах и прочих язв европейских столиц. Приятно. Чувствуешь себя дома, хотя вокруг фон из всевозможных европейских языков. Даже русские здесь какие-то рафинированные – не заговорит, и не поймешь, откуда.
Все замешано на старину, средневековье. Оно и понятно, чем еще можно привлечь туристов? А вот. Еще можно янтарем.
Многие кафе стилизованы под средневековье. Одни под таверну для бедных, другие для богатых.
Вот этот ресторан расположен в старинном винном подвале.
Древние каменные своды, свечи, дубовые столы, грубая посуда, типа старинная кухня, например, оленина в с можжевеловыми веточками,
терпкое вино в громадных кубках из толстого стекла. Никакой элегантности, утонченности – чистое средневековье, Возрождение еще впереди. Официанты в средневековых одеяниях.
Туалет, понятное дело, тоже «средневековый».
А вот в этом сундучке тебе подают счет.
Вообще, обслуживающий туристов рижский персонал – это отдельная тема. Довольно молодые ребята и девчонки в любой забегаловке говорят, как минимум, на трех языках, кроме своего, – английском, немецком, русском. Подозреваю, что и французский тоже есть, хотя ни разу не слышал. Вы представляете себе официанта в Москве, говорящего на трех иностранных языках?! Молодцы, в общем.
А это бар «Черная магия». Интерьер соответствующий, девушки в старинных костюмах.
Набор всевозможных кофейных коктейлей плюс целый прилавок конфет ручной работы (хотя до конфет в Каркассоне им оказалось далеко). Стены, потолки, перекрытия – все отреставрировано, но так, будто и не реставрировали – прямо из средних веков перенесли.
Живем в маленьком отельчике не просто рядом с Домским собором, а чуть ли не в самом Домском соборе, точнее в его пристройке. Вот эта стена за оградкой и строения вокруг раньше были церковными пристройками Домского собора, сейчас там магазинчики и наш отель.
Напротив лифта оставлена неоштукатуренная стена. Кладка старинная, шершавая. В остальном все на уровне.
Лестница между этажами. Вроде и не древняя, но полная иллюзия, что не нова.
Старая Рига маленькая. Чтобы познакомиться с каждым переулком, достаточно пары дней, а то и одного, если бегом. Но бегом здесь не хочется.
Но ведь есть и другая Рига – модернистская. Я думал, что столица модернизма – Барселона, ан нет, это они так считают и трубят на каждом углу. В Барселоне пара-тройка великолепных модернистских домов, но сверни за угол – все, модернизм закончился. А в Риге можно ходить часами и с каждым поворотом ожидать нового архитектурного чуда.
Вот раскрученный квартал Арт Нуво.
Здесь все делал Эйзенштейн. Оно и видно. Стиль и манера одна, и даже лицо на барельефах всегда одно и то же. Но все равно красиво. Хотя местами вычурно, но после Москвы чувствуешь себя в архитектурной сказке.
Эх, душа моряка. Что там в окне. Ты тут жил когда-то? А потом море забрало тебя? А может здесь сейчас твои потомки? Пытаешься разглядеть своего правнука?
Не грусти. Жизнь идет своим чередом, а ты теперь прекрасная птица с жалобным голосом, а не человек. И неизвестно, что лучше. Хотя…. ты уже можешь сравнить.
Но идем далее, просто по Риге, не по старинной, но по старой. Замечательные образцы архитектуры там и тут, и никакой помпы.
Это здание посольства России. Красивое, а может и лучшее из рижского модерна. Слава богу, хоть иногда появляется повод испытать гордость за свою страну.
А вот этот разваливающийся домик захотелось просто купить и сделать из него отель.
Но не судьба, да и туристический сезон в Риге только летом. В остальное время никого нет, все уныло. Город пустеет.
Вы думаете, это замок, особняк, резиденция? Нет. Это больница )))
Отельчик наш тоже не простой. Вид из окна.
На этой улице снимались кадры «Семнадцать мгновений весны» с профессором Плейшнером. Помните окно, горшочек с цветами? В фойе фотографии кадров из фильма. Кстати, отель называется Юстас. Интересно, это просто совпадение?
А вон та чугунная оградка на снимке стоит прямо у нашего входа.
И последняя, яркая точка в нашем путешествии в Ригу. Такси нужно на 6 часов утра понедельника. Решаем заказать накануне в отеле, чтобы утром не ходить искать. Без проблем, 10 лат, около 600 рублей (это в полтора раза дороже обычного такси на улице, как правило, маленькая разрисованная бело-зеленая Тойота Каролла). Ну и пусть, зато спокойно.
В шесть утра мы на ресепшн, сдаем ключи. Пара ребят за стойкой и высокая блондинка немецкого вида, с внешностью фотомодели, на шпильках, вся в черном повивает крохотную чашечку кофе. Туристка, видимо. Guten morgen.
– Это Ваш водитель, – говорит парень, указывая на блондинку.
– ?!… Ну Вы даете. Только не говорите, что вон тот черный лимузин за окном – это наше такси.
– Именно так.