На заседаниях я часто оппонировал
Жириновскому. Например, он
несколько раз активно
заступался за сербов, грозился
разбомбить страны НАТО. " Мы же
православные ! " – кричал он. Я
сказал: " Господин
Жириновский, говорю вам как
православный православному: не
позорьте нацию".
*****
Сегодня я надел кипу, хотя
> имею право и не делать этого. Я не
> имею права с неуважением
> относиться к религии евреев,
> русских, американцев или
> китайцев… Б-г един и для иудеев, и
> для мусульман, и для буддистов, и
> даже для атеистов. Я считаю, где
> родился, там и пригодился. Я
> никого не осуждаю. Лично я
> креститься уже не буду, обещаю.
> Можно сказать, что я экстремист.
> Мирной инициативы не
> поддерживаю и на месте
> израильтян ничего бы
> палестинцам не отдавал.
> Израильтяне построили
> "вкусное, жирное"
> государство, но устали от
> взрывов. И, к сожалению, у них нет
> другого выхода, кроме мира. Как
> человек восточный, я не доверяю
> ни одному арабскому лидеру. Это,
> правда, не означает, что являюсь
> националистом и прав арабского
> народа на существование не
> принимаю категорически. Это
> глупость, нет плохих народов.
> *****
> Жалею, что не знаю идиш.
> Мне стыдно за то, что был лишен
> еврейской культуры. Раньше
> синагога в Баку была одна, бедная
> и старая. Мацу на Пасху
> привозили, как издания
> подпольной типографии. Приходил
> вечером человек и говорил:
> "Соломон Моисеевич, вам
> маца". И папа ел свою любимую
> мацебрайку яичницу с мацой и
> бульон с мацболами, то есть с
> шариками из мацы. Я приехал в
> Москву и поразился, как
> тщательно здешние евреи
> маскируют свои родные отчества!
> Хаимовичи и Исаковичи
> становятся Аркадьевичами,
> Ивановичами. Конечно, их можно
> понять, но лично мне как-то не
> приходило в голову переделать
> папино имя на что-нибудь более
> "уместное". Я счастливый
> человек – мне повезло почти не
> сталкиваться с антисемитизмом
> впрямую. Может, по мне видно, что
> я любого антисемита убью на
> месте? Конечно, я испытывал
> определенные трения, но большую
> часть этих трений воспринимал
> как очередную идиотскую
> нелепость советского строя.
> Помню, когда моего брата
> завалили в МГИМО, поставив
> четверку по английскому,
> разъяренная мама пришла
> разбираться с проректором.
> "Мамаша, – сказал он ей, – все
> родители жалуются, все не верят
> комиссии, если дети недобрали
> балл". – "Видите ли, молодой
> человек, я не только мамаша. Я
> завкафедрой института
> иностранных языков и по
> совместительству автор
> учебника, по которому вы
> экзаменуете абитуриентов."
> Тогда он молча достал из стола
> бумагу – закрытую инструкцию,
> предписывавшую не принимать
> евреев в МГИМО. Со мной тоже была
> история Я сдавал картину "Не
> бойся, я с тобой" – мой самый
> главный любимый фильм. Куратор
> Касатонов, сидя у экрана, меня
> хвалил: "Вот Юлий Семенович
> сделал замечательную
> картину!" Я шепчу:
> "Соломонович!" – "Что, Юлий
> Семенович?" –
> "Соломонович!!!" Лицо у него
> кислое сделалось. "Ну, и дурак
> же ты, – читалось на его
> физиономии, – мало проблем, что
> ли". Надо сказать, что Дом кино
> был в те времена местом
> совершенно нееврейским, там
> обитали в основном партийцы и
> гэбэшники. Роскошное место,
> жирное, и тут появляется Гусман,
> бакинский еврей. Даже когда меня
> утвердили директором, я еще год
> не мог получить московскую прописку.
>
> *****
> Иудаизм, на мой взгляд,
> суровая религия. Служители этой
> религии люди, читавшие Тору,
> знающие ее досконально. Как
> правило, это люди, облаченные не
> только властными духовными
> полномочиями, но и большими
> знаниями, глубокой мудростью. Не
> все из них не очень любят такие
> легковесные понятия, как юмор,
> ирония, сатира. Я встречал много
> современных раввинов,
> ортодоксальных, молодых, а также
> представляющих другие
> направления в иудаизме и
> обладающих различными оттенками
> еврейской души. Но никогда не
> видел человека более доброго,
> милого, открытого людям, полного
> печали и сострадания, чем Адольф
> Шаевич. В моем представлении
> именно таким должен быть
> настоящий духовный отец, который
> не подавляет своими знаниями и
> своим могуществом, не приводит
> тебя в трепет по отношению к
> силам Высшего суда, не мучает
> тебя вопросами, на которые порой
> и сам не знает ответа. Адольф
> Соломонович человек, который
> понимает, что и раввины тоже
> люди, он понимает меру и силу
> доброго слова, удивительно
> настроен на волну твоей души,
> твоего сердца и твоей памяти. Я
> не очень религиозный человек, но
> когда я думаю о том, кому бы я
> хотел довериться в трудный час,
> перед кем бы стал
> исповедоваться, с кем мне
> хотелось бы поплакать и с кем
> порадоваться, я думаю о Адольфе
> Шаевиче, моем раввине. (Слово в
> честь 70-и летия Шаевича – А. З)
> *****
> Антисемитизма на экране я
> не вижу. Вне всякого сомнения, в
> нашей стране, к сожалению, немало
> антисемитов режиссеров, актеров,
> инженеров, мореплавателей,
> академиков и плотников. Но я
> вырос в самом интернациональном
> городе мира, городе Баку. Эти
> слова не фигура речи, не пафос.
> Трудно себе представить, но это
> на самом деле было так. Приехав в
> Москву, я сохранил гордое
> отчество Соломонович, хотя тогда
> все Соломоновичи были
> Семеновичами, а Моисеевичи
> Михайловичами. И когда я
> встречал таких людей, как
> Григорий Израилевич Горин и
> Леонид Исаакович Ярмольник, то
> поражался, что есть такие
> смельчаки. Но в Баку в этом
> никакой смелости не было. Я
> никогда не ощущал, что быть
> евреем хоть чуть-чуть ущербно
> никакого антисемитизма, ни
> бытового, ни государственного
> там не ощущалось. Мои родители,
> Соломон Моисеевич Гусман и Лола
> Юльевна Барсук, были
> профессорами. Я знал, что всегда
> могу дать по башке ногой, рукой,
> бутылкой если кто-то вдруг
> скажет "жидовская морда".
> Хотя я себе даже представить не
> мог, что кто-то может такое
> сказать. И в Москве я никогда с
> этим не сталкивался то ли потому,
> что большой, то ли потому, что
> много занимался карате, и от меня
> исходила какая-то уверенность. В
> кулуарных разговорах кто-то,
> наверное, может позволить себе
> моего "ребенка", "Нику"
> назвать "жидовской
> премией". Хотя это будет не
> только несправедливо, но и глупо.
> Однако антисемитизм, по моему
> мнению, существует тогда, когда
> он или открыто декларируется,
> или де-факто зафиксирован. А так
> есть понятие "презумпция
> невиновности", и я его
> исповедую. Мне лично никто
> ничего подобного не говорил, а
> если бы сказали пожалели бы. Мне
> кажется, антисемитизм не
> главное. В кинематографе сейчас
> другая проблема:
> последовательно и давно из
> "еврейского дела"
> кинематографа выжимаются евреи.
> В списке Союза
> кинематографистов в советский
> период евреи занимали второе по
> численности место после русских.
> И многие классики советского
> кино Козинцев, Ромм, Рошаль,
> Трауберг евреи. Понимаете? Есть
> некоторые "еврейские" дела
> лечить зубы, играть на скрипочке
> или в шахматы. Так же и с кино.
> Думаю, в нашем профессиональном
> сообществе такого откровенного
> антисемитизма быть не может. И на
> экране я этого не вижу. Правда,
> бывают глупости, как например в
> фильме под названием "Гитлер
> капут". Кроме того, что эта
> картина в художественном
> отношении дерьмо, она еще и
> начинается
> пародийно-издевательской сценой
> расстрела Рабиновича. Я считаю,
> что с тех пор, как фашисты
> уничтожили шесть миллинов
> рабиновичей, не время шутить+ Но
> не думаю, что сегодня можно
> всерьез обсуждать антисемитизм
> в кино. Как и антисемитизм в
> обществе. К моему радостному
> удивлению, ни президент, ни
> премьер-министр у нас не
> являются антисемитами. Это видно
> по их командам, по их людям.
> Гнилой, тяжелый запах любой
> ксенофобии, любого расизма,
> любого неприятия другого
> человека всегда чувствуется. Не
> важно, касается ли это геев,
> лесбиянок, черных, евреев,
> балетмейстеров, дизайнеров или
> абстракционистов. Я считаю, что
> это ужасно. Могу сказать еще одну
> вещь. Я еврей в поколениях на
> много тысяч лет назад, чистейший
> такой еврейский еврей. Но я
> никогда не считал, что быть
> евреем какая-то исключительная
> привилегия. Например, при приеме
> на работу. Много раз мне звонили
> с рекомендациями и говорили:
> "Вы знаете, он хороший мальчик,
> еврей". Не думаю, что я кого-то
> из своих друзей Рустама
> Ибрагимбекова, Рому Балаяна, Юру
> Кобаладзе променяю на еврея
> просто потому, что он еврей. Я
> считаю, что еврей это не награда,
> не позор, не должность, не премия.
> Еврей это значит: ты родился
> евреем. Мне повезло, я в курсе
> всех этих дел, я вхожу в число
> основателей Российского
> еврейского конгресса и
> поддерживаю все это, потому что
> считаю правильным. Но я также
> вхожу в Российский
> азербайджанский конгресс и
> вошел бы в любой японский,
> английский куда позвали бы.
> Простите, я скажу банальность,
> которая известна каждому
> школьнику. На этой маленькой
> планете и так полно всяких
> кошмаров: цунами, войн, боли,
> страданий. Еще и делить людей по
> признаку: он черный, он белый, он
> рыжий, он синий это плохо. (Из
> интервью на сайте http://www.jewish.ru/
)
>
> Комментарий: Юлий
> Соломонович, кавээнщик,
> телеведущий, бывший директор
> Дома кино, родился в Баку. Его
> отец, Соломон Моисеевич Гусман,
> был офицером, во время войны
> занимал должность главного
> терапевта Каспийской флотилии.
> Мама, Лола Юрьевна Барсук
> переводчица, профессор
> Института иностранных языков
> Азербайджана, начинала как
> актриса. Юлий Соломонович
> окончил лечебный факультет
> Азербайджанского мединститута,
> затем аспирантуру в Институте
> усовершенствования врачей имени
> проф. Азиза Азизова Диссертацию,
> правда, не защитил, поскольку
> поступил на Высшие курсы
> кинорежиссеров и сценаристов
> при Госкино. Снял семь фильмов,
> поставил множество спектаклей, в
> том числе в Америке, Японии и
> Китае. Наиболее известный фильм
> Гусмана "Не бойся, я с тобой!"