– Вы как-то обмолвились, что "крымская история" – это подготовка Путина к президентским выборам 2018 года. Теперь к его "предвыборной кампании" добавилась еще и война на востоке Украины, которая подтвердила давние подозрения думающего электората: агрессор, лжец, циник. Разве может он рассчитывать на победу?
– Как ни парадоксально – может. Это все уловки массированной государственной пропаганды, которой сопровождалась "крымская история" – именно она и обеспечила Путину поддержку 84% граждан России. Российские телеканалы, как государственные, так и негосударственные, одинаково распространяют ложь. Многие из тех, к кому апеллирует эта пропаганда, искренне верят в то, что в Украине истребляют русскоговорящих людей. Эта несусветная чушь кажется им правдой. Другие же очень сильно озабочены тем, не отразится ли эта ситуация на их благополучии, и ждут, чтобы все как-то само собой уладилось. Большинству россиян, конечно, не нравится, что убивают и украинских ребят, и российских, но они склонны в этом винить украинские власти. А вот оставшиеся 20%, к которым отношусь и я, и наша партия, безусловно, поддерживают украинский народ и украинскую власть в борьбе за сохранение целостности страны.
– Война не проходит бесследно ни для агрессора, ни для того, кто от него защищается. И России уже достается тоже – экономические санкции, утрата международной репутации, а, главное, могилы военнослужащих, погибших в Украине за то, чтобы их президент чувствовал себя еще более "крутым пацаном". Не спутал ли Путин свой президентский кабинет с игорным залом, в котором с маниакальным азартом ставит на карту судьбу всей России?
– Его поведением шокирован весь мир: шантаж, провокации, угрозы. Но противостоять ему и его команде пока сложно, поскольку власти зачистили все политическое пространство, и оппозиции не позволено участвовать в выборах, иметь свои источники передачи информации, чтобы люди могли хотя бы сравнивать ее – официальную и неофициальную.
Пенсионные накопления у работающих россиян конфискованы в пользу государственного федерального бюджета. Кроме того, повышается для малого бизнеса. Государство не выполняет свои социальные обязательства
– Запад вводит все новые санкции против России, а Медведев, будучи вторым лицом в государстве, заявляет, что "санкции не способны причинить ущерб российской экономике". Блефует ведь?
– Пытается сохранить хорошую мину при плохой игре. Проблемы в российской экономике растут с каждым днем, но, по большому счету, связаны они не с Украиной, а с нынешней властью, прежде всего, которая не понимает, как устроена экономика и как можно взаимодействовать с другими государствами. На протяжении последних десяти лет Путин с Медведевым де-факто разрушают Российскую Федерацию. Никаких реформ в экономической сфере за эти годы, по сути, не проводилось. Проблемы накапливались, и сегодня они дают о себе знать. Еще два года назад прекратился рост промышленного производства, год, как идет стагнация, теперь мы движемся к спаду экономики. А санкции, связанные с вовлечением России в конфликт на востоке Украины, этот процесс лишь ускоряют, но не являются источником экономических проблем.
– Ну а люди-то по-прежнему ничего не замечают, живут лишь сегодняшним днем. Говоря вашими же словами, есть водка, есть колбаса – что еще нужно?
– Люди одурманены государственной пропагандой, очень изощренной, надо сказать. Многие не склонны вникать ни во что, анализировать. Кто-то путается в этих санкциях и принимает ответные санкции России за санкции западные. Отсюда и шовинистическая истерия: то по поводу украинских "фашистов" и "бандеровцев", то по поводу Запада, который давит на Россию. Но западные санкции ведь направлены не против обычных жителей России, хотя в перспективе отразятся и на них – когда Путин не сможет исполнять свои обещания, касающиеся пенсий и зарплат.
– Команда Путина – это ведь не только кремлевские чиновники, но и олигархи, которые несут потери в бизнесе. Люди серьезные, так что могут, наверное, даже к президенту прийти с суровым разговором. Как надолго, вы считаете, хватит у них терпения?
– Прогнозировать сложно. Мы все в этом случае можем быть только сторонними наблюдателями. Но этим людям уж точно не нравится, что их лишили возможности посещать западные страны, что Запад заморозил их активы и финансовые счета. Безусловно, это и есть та самая цель, на которую направлены санкции, – чтобы у них появились вопросы к их боссу Владимиру Путину. Посмотрим, приведет ли их озабоченность к каким-то действиям, за которыми последует смягчение безумной политики Путина по отношению к Украине.
– У российских СМИ есть главная тема – Украина. С чего бы, казалось, столько внимания не к собственной стране, а к соседней? Разве у России нет своих проблем?
– Так ведь Кремль специально ориентирует СМИ на то, чтобы мысли россиян направить в обратную сторону, отвлечь от истинных проблем: экономический рост, повторюсь, остановился, а инфляция растет. К тому же пенсионные накопления у работающих россиян конфискованы в пользу государственного федерального бюджета. Кроме того, повышается налог для малого бизнеса. Речь идет о том, что государство не выполняет свои социальные обязательства. Ситуация усугубляется, и это понятно всем, кто следит за тем, что происходит в России. Экономический кризис может случиться в любой момент – через полгода или года через два.
Политика Путина безответственна. В XXI веке государственный деятель просто не имеет права так себя вести
– 21 сентября в Москве пройдет Марша мира. Как вы считаете, в нем примет участие больше людей, чем в марте, когда Россия аннексировала Крым? Тогда то, что она начнет настоящую войну на востоке Украины, еще никто не предполагал…
– В лучшие времена в Москве на Марш мира выходили и "левые", и "правые", центристы и либералы, но сегодня многих не будет, потому что политические активисты раскололись по признаку Украины. И "левые", и "правые", к сожалению, поддерживают Путина в его шовинистическом угаре, хотя еще год назад они критиковали его и требовали чуть ли не немедленной его отставки. Так что выйдут только те, кто за демократические принципы – это сторонники нашей партии, еще несколько политических групп. Думаю, будет тысяч 30–50.
– Ваша партия заявила о создании Антивоенного комитета. Чем он будет заниматься?
– Его концепция еще разрабатывается. Я полагаю, что одной из главных задач станет мониторинг всего, что связано с войной в Украине, – чтобы донести до жителей России и всего мира ясность нашего понимания этого конфликта. В отсутствие источников правдивой информации о происходящем будут высказываться люди, чье мнение авторитетно для россиян.
– В Украине многим не понятно, почему Запад так нерешительно защищает от агрессии Путина страну, в которой пролилось уже столько крови ради воссоединения с цивилизованным европейским миром, по сути. Что вы на это скажете?
– Я понимаю эмоции украинцев, но считаю, что ответ лежит в плоскости устройства современного мира. Действия Запада, на мой взгляд, вполне адекватны. Конечно, они могли бы быть более интенсивными и четкими. Но агрессивное российское правительство во главе с Путиным ведет себя так дерзко, как никто не ожидал. На Западе начинают делать глубокие выводы в отношении России. И нас это очень расстраивает, поскольку Россия – это не только Путин. Нужно оценивать реальные возможности Запада, но при этом напоминать ему и об обязательствах. Я думаю, была бы уместна и военная помощь – но не войсками, а поставками вооружения, и также обучением украинских военнослужащих по его использованию.
– Вы написали в своем блоге: "Кремль не сможет добровольно выйти из этой войны". А если не добровольно, то как?
– Я не хотел бы заниматься предсказаниями… Запад и украинские власти уже не раз давали возможность России выйти из ситуации, связанной с Украиной, с сохранением лица.
Это было и в начале июня, и сразу после президентских выборов в Украине, и месяц назад. Но всякий раз, когда такая возможность появлялась, Путин действовал наоборот, только усиливая эскалацию конфликта. Его политика безответственна.
В XXI веке государственный деятель просто не имеет права так себя вести.