Автор – Семен Киперман
История создания израильской армии не будет полной без незаурядной личности капитана Чарльза Орда Вингейта, который был для евреев Эрец Исраэль истинным другом, человеком из легенды. Прозвище Хайедид — Друг, которое навсегда утвердилось за ним в ишуве, этот англичанин заслужил не только своими боевыми действиями в качестве руководителя еврейских антитеррористических отрядов, но и своей страстной преданностью идеалам сионизма.
История создания израильской армии не будет полной без незаурядной личности капитана Чарльза Орда Вингейта, который был для евреев Эрец Исраэль истинным другом, человеком из легенды. Прозвище Хайедид — Друг, которое навсегда утвердилось за ним в ишуве, этот англичанин заслужил не только своими боевыми действиями в качестве руководителя еврейских антитеррористических отрядов, но и своей страстной преданностью идеалам сионизма. Орд Вингейт родился в 1903 году в Индии, в благочестивой семье британского офицера. В 1923 году он окончил Британскую военную академию, а затем занимался в Лондонской школе восточных языков.
Военную службу проходил в Судане, участвовал в боевых действиях в Ливии, исколесил Северную Африку и Ближний Восток, изучил тактику ночных боев. В 1936 году Вингейт был направлен в Палестину. Он увидел в этом назначении возможность помочь возвращению евреев в свой собственный дом. Сионистское движение воспринималось им как начало этого возвращения, а война против арабского террора — как часть борьбы евреев Палестины за свою собственную страну. «Когда я приехал в Палестину, — писал он в своем «Обращении в сионизм», — то обнаружил там народ, на который в течение многих веков глядели свысока, который был презираем многими поколениями людей, но который, тем не менее, остался непреклонным и начал заново строить свою страну. Я почувствовал себя частицей этого народа».
Будущий генерал израильской армии Игал Алон вспоминал, что сначала евреи встретили молодого офицера британской разведки настороженно, но Вингейт старался завоевать их дружбу. И его искреннее отношение к сионизму, страстность и упорство постепенно рассеяли недоверие. По словам Алона, «из всех незаурядных людей, которые появлялись на палестинском горизонте — а таких было великое множество, — капитан Вингейт был одним из самых ярких». По прибытии в Палестину он убедился в том, что арабы, которых представляли как угнетенных, на деле угрожают евреям, проводят грабительскую политику в отношении земельных участков, заселенных евреями. Подтверждением этому послужил арабский мятеж во главе с Фаузи ал-Каукджи, развязанный в 1936 году.
Террор был направлен не только против евреев, но и против британских военных. Для подавления мятежа Вингейт предложил своему начальству и гражданскому местному управлению вооружить евреев и выразил готовность обучать их военному делу. «Я видел, — писал он своему высокопоставленному родственнику в Англию, — молодых евреев в кибуцах… Уверяю тебя, что из них могут получиться солдаты получше наших. Их надо только обучить». Сумев уговорить командующего британскими войсками в Палестине, Вингейт получил разрешение на организацию ночных эскадронов особого назначения, состоящих из евреев и английских солдат. После этого предстояло договориться с руководством «Хаганы». Там к предложению Вингейта сначала отнеслись с сомнением, но скоро убедились в его искренности.
А рядовые бойцы стали доверять ему свои заботы. Объезжая поселения и отбирая людей в свой отряд, Орд Вингейт разъяснял им суть своей идеи. Создаваемые летучие отряды должны были появляться в арабских деревнях, откуда исходила угроза нападения, и предотвращать его. Создание таких отрядов привело к значительному сокращению нападений арабов на еврейские поселения и британские посты. Вингейт говорил: «Арабы думают, что ночь принадлежит им и только они умеют сражаться в темноте. Англичане по ночам запираются у себя в казармах. А евреи научат арабов бояться ночи даже больше, чем дня». Особенности подхода Вингейта к решению военных задач изменили военное мышление евреев.
Он считал, что командир должен личным примером воздействовать на подчиненных на всех этапах осуществления операции; цели разработанного плана операции должны доводиться до каждого солдата, которого следует рассматривать как своего партнера; командир должен быть способным к быстрой импровизации в изменяющихся условиях боя, уметь концентрировать силы на основных направлениях; необходима идеологическая мотивация на протяжении всего периода войны. Перед каждым боем он цитировал отрывок из Танаха о победе во имя Б-га и евреев. Первый боевой опыт бойцы ночных эскадронов получили под арабской деревней Даббурия у горы Тавор.
За ним последовало много ночных рейдов и боев. Опыт еврейских бойцов был использован британским командованием для охраны нефтепроводов. Основные положения доктрины Вингейта одобряли все, кому приходилось с ним сталкиваться и кто составил впоследствии когорту первых израильских военачальников: Моше Даян, Игал Алон, Яков Дори, Хаим Ласков и другие. Вингейт возлагал большие надежды на подготовку двухтысячного еврейского военного соединения, приписанного к британской армии, которое в случае развязывания мировой войны могло бы выступить на защиту Святой земли. Хайедида Вингейта тепло принимали в различных кругах еврейской общественности. Он был знаком со всеми еврейскими лидерами и их семьями.
Теплые отношения связывали Вингейта с Хаимом Вейцманом. Они познакомились в Палестине в 1937 году, их семьи часто встречались и в доме Вейцмана в Реховоте, и в доме Вингейта в Лондоне. В своей автобиографической книге «В поисках пути» Вейцман писал: «На меня произвели большое впечатление его личность и его взгляды не только на палестинские, но и на общемировые проблемы. Он сразу показал себя пламенным сионистом… Тора и военное искусство составляли две его главные страсти». Делясь с Вейцманом мыслями о месте еврейской Палестины в беспокойном мире 30-х годов, Вингейт высказывался за создание еврейской армии обороны Палестины и выражал готовность оказать содействие ее созданию.
Он надеялся, что знание иврита, который он постоянно совершенствовал, позволит ему успешно решить эту задачу. Что касается арабов, то британский офицер, открыто поддерживавший евреев в борьбе за создание ими своего независимого государства, вызывал у них лютую ненависть. За его голову была назначена награда в 1000 фунтов. Вингейт очень надеялся на союз Британии с народом Эрец Исраэль. Он указывал, что Англия в регионе может положиться только на евреев, а потому в ее интересах создать из евреев солидную военную силу. Он переживал, что отношение его страны к евреям отличается от отношения к другим народам. Его потрясло Мюнхенское соглашение (1938) Чемберлена и Гитлера, которое вызвало углубление кризиса в еврейско-британских отношениях.
А в самой Палестине британское командование не поддерживало планов Вингейта относительно военной подготовки евреев и под различными предлогами запрещало учебу будущих командиров на курсах еврейских сержантов, распустило ночные подразделения. Всячески препятствовали британские власти и его служебному продвижению. Недовольное активностью и проеврейской позицией Вингейта, его открытой критикой палестинской администрации местное военное командование в мае 1939 года добивается отзыва Вингейта в Лондон. Запись, сделанная военным начальством в его служебном деле, гласила: «Вингейт — хороший солдат. Однако во всем, что касается Палестины, с точки зрения безопасности ему доверять нельзя: интересы евреев в его глазах более важны, нежели интересы Британии. Не следует давать ему возможность еще раз прибыть в Палестину».
В Лондоне Вингейт некоторое время не был востребован, что крайне его угнетало. Благодаря Вейцману и влиятельным британским деятелям — Лео Амери и Роберту Бустби — Орд Вингейт был принят Черчиллем, который со вниманием выслушал сообщение Вингейта о положении евреев в Палестине и о британской внешней политике на Ближнем Востоке. Черчиллю нельзя было отказать в умении давать людям точные оценки. После этой встречи он неоднократно использовал необыкновенные дарования Вингейта, его большое мужество и достоинства, добиваясь для него важных поручений. Обратимся еще раз к воспоминаниям Вейцмана. Когда после длительных переговоров и проволочек была наконец создана Еврейская бригада, Вейцман попросил, чтобы в нее был назначен Вингейт.
Но для министерства обороны Англии, которое никогда не поддерживало идею создания еврейской боевой единицы, да еще во главе с таким архисионистом, как Вингейт, это было непереносимо. Последовал недвусмысленный отказ. В 1942 году, после оккупации Японией Бирмы, военное министерство искало кандидатуру на должность командующего британскими войсками. По предложению Черчилля им был назначен Вингейт, под руководством которого британские войска вели активные действия. Он был произведен в генералы.
В 1943 году Черчилль пригласил Вингейта на конференцию начальников штабов США и Великобритании в Квебек. Доклад Вингейта, сделанный на этой конференции, получил высокую оценку. В ночь с 24 на 25 марта 1944 года Орд Вингейт погиб в авиационной катастрофе в Бирме. «Погиб замечательный человек»,–сказал Черчилль. Получив скорбное известие, Хаим Вейцман провел поминальную службу в здании Еврейского агентства в Лондоне. В Израиле его вспоминают как настоящего друга Эрец Исраэль. Его именем названы институт культуры, улицы. Он действительно стал человеком из легенды…