13.01.2025

Очерки. 9 июня – День пивовара


В День пивовара хочется поговорить о пиве, вернее, о Жигулёвском пиве, а ещё точнее – о том человеке, который построил завод.

«…Работая и трудясь уже в продолжение 18 лет здесь, в Самаре, в вашей среде, милостивые государи, одушевлен желанием в пределах моих сил и возможностей принять участие в украшении нашего города, имеющего для меня значение второй родины…» 
(А. Ф. Вакано)

 

На просторах бывшего Союза, наверное, нет ни одного человека, который хоть раз в жизни не пробовал "Жигулёвское пиво" или хотя бы не читал, не слышал о нём. Но, как мне кажется, далеко не все знают, что его появлением мы обязаны австрийскому дворянину-пивовару, купцу первой гильдии, меценату Альфреду Филипповичу фон Вакано (Альфреду Йозефу Мария фон Вакано – Alfred Josef Marie Ritter von Vacano), который и был основателем Жигулёвского пивоваренного завода в Самаре. 

Родился Альфред фон Вакано 12 (24) мая 1846 года на территории современной Украины – в Тернопольской области, в городе Козова, который тогда был частью Австро-Венгрии. Его отец Филипп Вакано был директором Венгерского королевского межевания. Мать, Христина Вакано – урождённая баронесса Стедлинг. Воспитание и образование Альфред фон Вакано получил типичное для дворянского сословия. После получения начального образования, он окончил Коммерческую академию в Вене. 

 

В мае 1876 года Альфред женился на Анне-Марии-Варваре – дочери вице-директора Императорского горнозаводства. В 1879 году Вакано взял в аренду на 99 лет у Самарской городской думы участок в 2800 кв. саженей, принадлежащий городу, и на нём построил Жигулёвский пивоваренный завод. В Самару Альфред Филиппович приехал, будучи не только женатым человеком, но и отцом двух сыновей – четырёхлетнего Владимира и двухлетнего Эриха. В 1881 году у супругов родился ещё один сын – Лотар, через три года Лев, затем Губерт. И последней появилась на свет единственная дочь Вакано – Ольга. Так что дети Альфреда Филипповича росли на самарской земле. 

В 1880 г. Вакано объединил свой капитал с фирмой М.Фабера. 

Сначала завод состоял всего из одного одноэтажного здания производственного корпуса. Но очень скоро, благодаря таланту и капиталам Вакано, удалось значительно его расширить. Без остановки производства была проведена реконструкция по проекту германской фирмы И.Шальбе. 

 

В феврале 1881 года была сделана первая варка пива. 4 марта этого же года газета «Самарские губернские ведомости» написала о поступлении в продажу пива Жигулёвского завода. Называлось оно Венским – бочковое пиво "Венское" и "Венское столовое". Уже в первый год своего существования завод наварил 35 670 вёдер пива. 

Продолжился снос старых строений завода. А 21 августа император Александр III утвердил устав Товарищества Жигулёвского пивоваренного завода в Самаре. Появились четыре новых помещения из камня. Глаз горожан радовал архитектурный облик завода, сам же завод оснащался передовой технологией, многие производственные процессы были механизированы, появились конвейер, транспортёр, автоматизированный разлив пива. Везде царили порядок и чистота. 

Градоначальник Самары П.А.Алабин писал о них как о: «доселе на наших заводах подобного рода не видимыми». 

 

Вакано использовал рецептуры Европейского пивоварения, и ассортимент был достаточно широк. В 1900 году Вакано и Фабер преобразовали своё акционерное общество в Торговый дом «Товарищества Жигулёвского пивоваренного завода Вакано и К». Компаньонами были не только они сами, но и их сыновья. 

Вскоре Жигулёвский завод стал крупнейшим пивоваренным предприятием в России. На заводе работали 2,5 тыс. рабочих и служащих. Для холостых были построены общежития, для семейных – квартиры, были больница, баня, столовая, школа, библиотека. 

Фирменным стало «Жигулёвское пиво», и 84% продукции реализовывалось за пределами Самарской области. По территории завода продукция провозилась по специально проложенным железнодорожным путям. А за пределы и в пункты продажи её везли 2 буксирных парохода и 10 барж-холодильников. 

 

Весной 1884 г. начали строить каменную солодовню и набережную. В 1885 г. Товарищество Жигулёвского пивоваренного завода сообщает, что намерено открыть пивной павильон на пристани пароходного общества «Кавказ и Меркурий». В апреле 1888 года А.Ф.Вакано добился от городской думы разрешения на строительство газового завода. Была выделена и земля под него. А Вакано обязывался подавать осветительный газ для драматического театра и Струковского сада. 1 сентября газовый завод уже заработал. В 1889 г. на заводе был установлен телефон для связи с городским театром. Дом самого Вакано находился на территории завода. 

Владимир, сын Вакано, окончил Самарское реальное училище и жил с отцом при заводе, занимаясь делами товарищества. Эрих до 7 класса тоже учился в реальном училище, а затем поступил в высшее коммерческое училище в Лейпциге. Лотар до 5 класса учился в самарской гимназии, позднее в гимназии Висбадена. Лев окончил три класса самарского реального училища, а потом также учился в гимназии Висбадена. Губерт учился в самарской гимназии, а дочь Ольга также в Самаре, в женской гимназии госпожи Межак. 

 

В 1894 году товарищество получило разрешение на строительство одноэтажного каменного амбара с подвалом для хранения посуды. Потом построили солодовню. К 1895 году у завода уже было две пятиэтажных солодовни и одна трёхэтажная, а также двухэтажное здание столярной и слесарной мастерских, две заторные, газовый завод, газгольдер, водокачка и фильтровальная станция. Плюс пять жилых домов. А имущество товарищества оценивалось в 451,859 рублей. 

В 1896 году Товарищество Жигулёвского пивоваренного завода завоевало золотую медаль на Нижегородской торгово-промышленной выставке. Товариществу было выдано разрешение на строительство элеватора и надстройку солодовни. 

 

А в декабре 1897 г. в жизни А.Ф.Вакано происходит очень важное событие: он подаёт прошение о принятии его с детьми в российское подданство – «ныне же в русское подданство с сохранением или даже без сохранения принадлежащих членам семьи прав дворянства». Права были сохранены и просьба Вакано удовлетворена в связи с его большими заслугами перед Россией.
23 августа 1899 года Альфред фон Вакано был приведён к присяге на подданство России и получил свидетельство о принятии его в русское подданство. 

В этом же году Вакано был принят в самарскую купеческую гильдию и получил возможность принимать участие в органах общественного самоуправления, состоять на государственной службе. 

По воспоминаниям современников, Вакано имел внешность русского человек – средний рост, волосы с проседью, голубые глаза. Его сын Владимир Вакано был очень похож на отца. 

 

Начальство Самарской губернии семейством Вакано было довольно, полицмейстер писал: «…личная доходность» А.Ф.Вакано составила 93 тысячи рублей. На его заводе «…нашли хороший заработок около 500 человек». Образ жизни «…ведёт беспорочный и пользуется в Самаре общим уважением, …является сотрудником всех филантропических обществ». 

Товарищество получило разрешение на устройство водопровода в городе, и заводской водопровод был подключён к городской магистрали. Появилась у товарищества и своя пристань. 

А на международной выставке в Париже завоёвываются медали. В 1902 году Жигулёвскому заводу вручают высшую награду на международной выставке пивоварения в Лондоне. В этом же году Вакано дарит городу большой земельный участок под детский сад для бездомных и сирот. В 1903 г. Жигулёвский пивоваренный завод снова получает награды на международных выставках пивоварения в Лондоне и Риме. В июле 1906 года гласный городской думы Альфред фон Вакано предложил дать городу деньги на составление проекта канализации. Предложение было радостно принято. И Вакано сам провёл переговоры с известным немецким инженером В.Г.Линдлеем, который уже занимался подобными сооружениями, привёз его в Самару, и Линдлей, всё хорошо осмотрев, дал согласие на подготовку проекта канализации. Через год, когда проект был готов, Вакано начал строительство на свои деньги. На пробный участок он потратил 57 тысяч рублей. 

 

К 1914 году Жигулёвский завод имел 24 торговых предприятия, 4 склада готовой продукции в Самаре и оптовые склады в 59 городах России. Дочерние фирмы завода работали в нескольких городах России. 

Вакано по-прежнему занимался благотворительностью вместе со своими сыновьями – Владимиром, Эрихом и Лотаром.
Для лечения раненных и больных Альфред Вакано в 1914 году построил больницу и дал слово на свои деньги содержать и лечить раненных в течение всей войны. Но именно с первой мировой войной начались неприятности семьи Вакано.

 

4 октября «Петроградская газета» потребовала искоренить немецкое засилье в стране, назвав имена отца и сына Вакано и фабриканта Кеницера. 23 октября, забыв обо всём, что сделала для губернии семья Вакано, самарский губернатор постановил выслать в Оренбургскую губернию служащих завода Карла Людвиговича Люциуса, Карла Николаевича фон Губациус и Виктора Алоизовича фон Вакано. Самого Вакано обвинили в спаивании народа, и в 1914 году с введением в России «сухого закона» Жигулёвский пивоваренный завод был закрыт. В его корпусах разместился лазарет. 

А.Ф.фон Вакано и члены его семьи были объявлены политически неблагонадежными. Вакано, которому уже было 70 лет, в 1917 году обвинили в шпионаже в пользу Германии и выслали вместе с сыном Владимиром под гласный надзор полиции в Бузулук. 

Большевистская революция окончательно разрушила жизнь семьи Вакано – Лотара и Владимира арестовали, завод, дома, коллекции произведений искусства конфисковали. А.Ф.Вакано и некоторым членам его семьи удалось эмигрировать в Австрию. 

 

Именно в Австрии 24 марта 1929 года, в городе Тюрнице и скончался А.Ф. фон Вакано. Сын его, Владимир, арестованный в 1918 году, после освобождения уехал с семьей в Среднюю Азию, в Коканд, где строил заводы в Ашхабаде и Коканде, а потом работал в Казахстане. Средний сын, Лотар Вакано, в 1920-е годы был приглашен Российским правительством для восстановления Жигулёвского завода, но в 1928 г. вернулся в Австрию. 

Завод же, оставшись без Вакано, всё-таки продолжал жить. В 1936 году пиво производства Жигулёвского пивоваренного завода на всесоюзной дегустации советских сортов пива получило самую высокую оценку, и получило своё название – «Жигулёвское». Позднее завод несколько раз реконструировали, доведя постепенно мощности по выпуску пива до 5 млн. декалитров в год. 

 

Светлый сорт пива «Жигулёвское», пожалуй, был самым популярны у жителей СССР. Пиво с таким названием варили 735 заводов, но настоящим «Жигулёвским» было и остаётся пиво, которое варят в Самаре, на заводе, некогда заложенным Вакано.
Так же думает и Ю.В.Сапрунов, президент ОАО «Жигулёвское пиво»: «…Жигулёвское»… Пиво с таким названием выпускали десятки заводов по всей стране. Но настоящее «Жигулёвское» с его неповторимым вкусом и по традиционной технологии приготовления производит только один завод в мире!». 

И хочется только, чтобы мы научились быть благодарными и не забывали тех, кто вложил в нашу землю не только деньги, но и собственную душу: «…Альфред Филиппович чувствовал себя гражданином Самары в большей степени, чем коренные уроженцы или купцы, пришедшие сюда из других мест России».

(В.Казарин, из книги «Пивной король и наследники»).

Автор: В.Казарин, из книги «Пивной король и наследники» источник


70 элементов 1,621 сек.