17.11.2024

Истории. Корреспондент: Человек, который продал Эйфелеву башню


Легендарный чешский аферист Виктор Люстиг сумел не только наводнить рынок США фальшивыми долларами и одурачить знаменитого гангстера Аль-Капоне, но и дважды продать символ Парижа — Эйфелеву башню.

 

Серьезный, блестяще образованный, изящный джентльмен, свободно говорящий на пяти языках. Именно таким вошел в историю известный аферист Виктор Люстиг, родившийся в 1890 году на территории Богемии.

Люстиг был сыном мэра маленького городка Хостинне. Семья готовила мальчику благопристойную карьеру госслужащего, однако у него относительно будущего были совсем другие планы.

 

Решение изменить свою жизнь на 180° Люстиг принял, оказавшись в Сорбонне. Желание покорить Париж превалировало над обязанностью корпеть над книгами. Так началось восхождение легендарного обманщика. Обедневший аристократ, меценат, высокопоставленный госслужащий — лишь начало длинного списка амплуа, которые успел примерить Люстиг за свою недолгую жизнь.

Аферист был тонким знатоком человеческой натуры. Он умело водил за нос как алчных бизнесменов, так и вальяжных зажиточных буржуа, падких до легких денег. Разбираться в психологии он научился еще в юном возрасте. С раннего детства Люстигу приходилось видеть заискивающие взгляды и подхалимские улыбки посетителей, приходивших к его отцу. Наблюдая за поведением того или иного просителя, маленький Виктор мог спрогнозировать, добьется ли тот желаемого.

 

Начал свою карьеру аферист с облапошивания богатых простофиль за карточным столом. Но обманывать мещан было просто, и это быстро наскучило мошеннику, принявшемуся выдумывать все новые и более изощренные формы обмана.

Любитель риска, Люстиг нередко играл на грани фола. Он вошел в историю как человек, сумевший продать Эйфелеву башню и обмануть знаменитого американского гангстера Аль-Капоне. Очень успешно подделывал он и американские деньги. После смерти блистательного афериста в США еще долго ходили подделанные им доллары.

При совершении афер Люстиг выбирал для себя амплуа джентльмена. Роль австрийского графа, у которого марксисты отобрали имущество, как нельзя лучше подходила утонченному мошеннику. Чем респектабельнее выглядит обманщик, тем богаче улов, считал он.

“Никогда не будьте неопрятным, никогда не напивайтесь”, — советовал Люстиг начинающим аферистам.

 

Как снести Эйфелеву башню

Бросив учебу в Париже, Люстиг поначалу устроился работать в казино, где начистил лампы таким образом, что в них стали отражаться карты игроков. Затем, уже придя туда как клиент, ему удалось выиграть крупную сумму.

Позже, научившись карточным фокусам, молодой Люстиг стал зарабатывать тем, что обманывал богатых людей за игровым столом на трансатлантических лайнерах. Однако после начала Первой мировой войны прогулочные суда сменили военные, и Люстиг остался без работы.

 

Из раздираемой боевыми действиями Европы мошенник отправился продолжать карьеру в более спокойную Америку. Там он зарабатывал, продавая станки для печатания денег. Последние представляли собой ящики из красного дерева с находящимся внутри неким механизмом. Люстиг рассказывал клиентам, что с помощью специального химического раствора механизм наносит на бумагу рисунок стодолларовой купюры так, что никто не в состоянии заметить подделку.

Когда Люстиг демонстрировал приспособление потенциальному покупателю, он при этом с досадой говорил, что машинка может печатать всего лишь одну купюру за шесть часов. Как правило, жажда легких денег настолько соблазняла клиентов, что они соглашались приобрести сразу несколько станков, заплатив минимум $ 10 тыс. за каждый.

Но после суток работы машинка выходила из строя и начинала печатать чистую бумагу. Никакого специального раствора в ней не было и в помине — мошенник просто клал в специальное отделение несколько настоящих купюр. А клиенты опасались обращаться в полицию по такому щекотливому делу, и Люстиг спокойно продолжал свою аферу в других штатах.

 

Став уже заметным аферистом и объектом охоты правоохранителей в США, Люстиг вернулся в Париж, где в поиске нового объекта аферы выбрал тот, что у всех на глазах, — Эйфелеву башню. Идея возникла, когда он читал в местной газете статью о том, что правительству жаль тратить деньги на покупку краски для ржавеющей конструкции. Недолго думая, мошенник подделал документы, в которых фигурировал как высокопоставленный французский чиновник.

Люстиг собрал сведения о владельцах крупнейших фирм по переработке металла и пригласил их на встречу в один из самых фешенебельных отелей Парижа. Суть переговоров сводилась к тому, что французские власти согласились на демонтаж башни и ее продажу на закрытом аукционе. Люстигу же, мол, от имени правительства поручено организовать тендер.

 

Аферист просил бизнесменов держать язык за зубами, так как за годы существования башня успела полюбиться многим горожанам и ее демонтаж может вызвать общественные волнения и шум в прессе. Именно поэтому переговоры проходят в закрытой обстановке.

Самый алчный из предпринимателей, Андре Пуассон, назначил Люстигу отдельную встречу, на которой аферист дал понять, что победа Пуассона в тендере вполне реальна, и при этом посетовал на свою низкую зарплату. Увидев в мошеннике обычного клерка, жаждущего взятки, предприниматель уже ни секунды не сомневался в правдивости слов Люстига. В итоге Пуассон выписал аферисту чек на 500 тыс. франков, и договор о продаже Эйфелевой башни был подписан. С чемоданом денег Люстиг быстро сменил Париж на Вену.

 

Пуассон же пригнал спецтехнику и рабочих, которые начали демонтаж конструкции. Парижане, как и предупреждал мошенник, подняли тревогу, и предприниматель вызвал полицию. Однако последняя вместо разгона протестующих арестовала самого Пуассона. Он признался правоохранителям, что стал жертвой обмана, но подавать в суд на Люстига отказался. Нечистый на руку бизнесмен опасался за свою репутацию, ведь, помимо глупца, он прослыл бы еще и человеком, решающим свои дела с помощью взяток.

В Вене, где Люстигу приходилось отсиживаться, он также не скучал. Пожаловав в лавку к модному в городе ювелиру, он под видом барона попросил найти достойный подарок для супруги. Остановившись на жемчужине грушевидной формы, аристократ купил ее, не торгуясь, и заказал ювелиру такую же для изготовления серег. За парную жемчужину Люстиг пообещал заплатить как минимум втрое больше.

 

Ювелир нашел подходящий камень в маленьком ломбарде и отдал за него вдвое дороже, чем барон заплатил за первую жемчужину. Но до этого момента часто напоминавший о себе аристократ на связь не вышел, а ювелир, присмотревшись более внимательно, понял, что случайно найденная им жемчужина и есть та самая, что принадлежала ему ранее. Ломбард испарился, равно как и барон, но заявить в полицию ювелир не смог, так как сам пал жертвой собственной жадности.

Продажа ювелиру его же изделия за двойную цену — лишь развлечение и мелкое дело для мошенника, привыкшего уже играть по-крупному. Афера с Эйфелевой башней настолько пришлась Люстигу по душе, что через некоторое время он вернулся в Париж и продал башню по той же схеме. Но на этот раз обманутый бизнесмен дал делу ход, и Люстигу снова пришлось бежать в США.

 

Лицо со шрамом

Началось второе покорение Америки Люстигом. Интересно, что даже в период двух недель следования трансатлантического лайнера из Европы до США мошенник не скучал. Изображая мецената, он организовал моментальную лотерею. На изготовленных им красивых билетах было указано, что вырученные средства пойдут на благотворительные цели. Мелкие выигрыши Люстиг отдавал сразу, а тем, кто выигрывал крупные суммы, он оставлял адрес банка в Нью-Йорке. Само собой, этого банка не существовало.

В США мошенник решил пустить в дело еще один из своих многочисленных талантов — умение рисовать. К слову, в молодости Люстиг нарисовал копию картины голландского художника Харменса ван Рейна Рембрандта Снятие с креста так, что ее от подлинника не смог отличить даже эксперт.

 

Под видом инженера аферист пришел в одно из отделений центрального банка США. Он настолько хорошо подделал свои документы, что охрана не заметила подвоха. Весь день мошенник изучал процесс печатания долларов, о котором узнал все. Затем с помощью изготовленного им оборудования и таланта художника Люстиг начал производство фальшивых денег. Он продолжал продавать и так называемые волшебные станки, выходившие из строя через сутки.

В результате Люстиг даже попал в тюрьму, однако быстро бежал, подкупив шерифа. Последний сам оказался за решеткой на следующий день после побега мошенника за распространение фальшивых денег, которыми с ним расплатился беглец.

 

Игроку по натуре, Люстигу наскучило зарабатывать на алчных бизнесменах — нужна была достойная жертва. К тому моменту он вошел в десятку самых разыскиваемых преступников США. Кроме того, особой приметой при составлении криминальных сводок был шрам от левого глаза до мочки уха, полученный Люстигом в драке из-за девушки.

Серьезным соперником для него в итоге стал легендарный мафиози Аль-Капоне. Люстиг попросил у гангстера $ 50 тыс., пообещав за месяц удвоить эту сумму. О подробностях аферы он говорить наотрез отказался, объясняя это обязательствами перед партнерами. В итоге гангстер дал деньги, пригрозив Люстигу убить его в случае обмана.

 

Ровно через месяц вернувшись к Аль-Капоне, аферист предстал перед ним в абсолютно другом виде. Небритый, растрепанный и чрезвычайно расстроенный, он сообщил мафиози, что дело провалилось. Люстиг поставил перед Аль-Капоне чемодан с $ 50 тыс. потрепанными мелкими купюрами. Дескать, чтобы не подвести знаменитого гангстера и вернуть ему хотя бы изначальный взнос, он продал все свое имущество. Большой Аль не только поверил мошеннику, но и был настолько растроган благородством Люстига, что отсчитал ему $ 5 тыс.

Однако аферист получил намного больше этой суммы. О его визите к Аль-Капоне стало известно в преступных кругах, что прибавило Люстигу веса и помогло в дальнейшей деятельности.

 

Продолжая играть с судьбой, Люстиг разместил мастерскую по изготовлению фальшивых денег в одном здании с полицейским участком в Атланте. В то же время стражи американского правопорядка организовали специальный отдел, задачей которого было выявление того, кто наводнил США фальшивыми купюрами.

В 1935 году Люстига арестовали, а при обыске у него изъяли материалы для изготовления денег на сумму более $ 50 тыс. Суд приговорил его к 15 годам лишения свободы и дополнительно к пяти годам за попытку побега. Мастер аферы провел в знаменитой тюрьме Алькатрас 12 лет, а затем, в 1947-м, в возрасте 57 лет, скончался от пневмонии и был похоронен в общей могиле.

 

В память о Люстиге писатель Флойд Мюллер в 1961 году создал книгу под названием Человек, который продал Эйфелеву башню.

Сколько поддельных долларов на самом деле изготовил мошенник, доподлинно неизвестно. Банкноты Люстига еще долго оставались в обиходе, поскольку их сходство с настоящими деньгами было слишком велико. 

 

***

Этот материал опубликован в №12 журнала Корреспондент от 28 марта 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.


66 элементов 1,207 сек.