Кибуц Хефциба, расположенный у подножия гор Гильбоа на границе Изреельской долины и долины Бейт-Шеан, был основан в 1922 году. В 1975 здесь был открыт для посетителей японский сад, основанный сионистами из Японии.
“Хефциба” (חֶפְצִיבָּהּ) в переводе с иврита означает “Моя радость в ней” – этими словами Бог признавался в своей любви к Израилю.
Один из въездов в кибуц Хефциба встречает указателем — Японский сад, а также справкой об основателе христианской секты «Макуа», возникшей в Японии в мае 1948-го года, почти одновременно с основанием государства Израиль. Это религиозное движение обращается к Ветхому Завету, в нем черпает свои силы и вдохновение. Поскольку Ветхий Завет – это завет между Богом и евреями, то свою любовь к Творцу члены движения воплотили в служении евреям, называя себя “Оэль моэд” – место встречи между Богом и человеком – там, где человеку, Аврааму, явился глас Божий. По-японски “Оэль моэд” называется Макуа.
Бизнесмен Икуро Тесима (Тесиме), который принял новое имя Авраaм, но остался христианином-протестантом, основал новое религиозное движение с уклоном в иудаизм – добавив к евангельским истинам элементы учения иудаизма. Ученики движения Макуа были отправлены в израильские кибуцы, чтобы работать вместе с народом Библии и для изучения иврита и библейских корней.
Согласно вере, сектанты Макуа считают, что японцы произошли от евреев, конкретнее – от колена Звулуна, и называют детей еврейскими именами. “Нас называют иногда “иудео-христианами”, – писал в одной из своих работ Авраaм Икуро Тесима. — Но ведь в действительности иудаизм и христианство – не две различные религии; они две ветви, растущие из одного ствола”.
В 50-х годах первые японские “халуцим” устремились в Израиль. Они приезжали в кибуцы, чтобы “поднимать” Землю обетованную и “подниматься” самим. Они работали, читали Библию и учили язык. Некоторые уезжали обратно, чтобы проповедовать в своей стране сионизм, другие шли учиться в израильские университеты, а им на смену в кибуцы прибывали новые идеалисты. В свой первый приезд Икуро Тесиме поселился в кибуце “Нир Давид” около горы Гильбоа. Спустя несколько лет он создал в Японии так называемый “отряд Хефциба”, куда записывали молодых людей, стремившихся принять участие в возрождении еврейского государства, и переправляли их в Израиль. А вскоре деятельность Макуа велась из кибуца Хефциба.
Сочтя, что пологий склон в глубине кибуца сходен с японской природой, члены Макуа соорудили здесь японский сад, привнеся в него традиции своей земли.
Фонарь – символ первичного свет творения, а также – символ памяти. Три камня, символизирующие три природы Буддизма, это – три основы мироздания: Земля, небеса и человек, а также тройственность Божественной сущности праотцов – Авраама, Ицхака и Яакова. Рядом с фонарем и камнями – растение цикас (оно же – саговник, саговая пальма, хотя “родственник” не пальм, а хвойных деревьев). Родиной цикаса (который повсеместно встречается в израильских парках и садах), является Япония. Цикас у японцев считается символом огня.
Слева от выше представленной композиции находится источник.
Сверху источник обрамлен пышными кустами, из которых струятся, словно моросящий дождь, мельчайшие капельки воды.
Источник символизирует рождение. Камни-островки символизируют жизнь и жизненный цикл.
От рождения (источника) – дорога к раю.
А вот и рай с журавлями.
Конечно же японские карпы кои.
В этом доме до своей кончины жил Тесиме (Тешиме; 1910-1973), основатель религии Макуа. Сейчас в нем останавливаются последователи его взглядов.
В Японском Саду имеется также пагода, которая символизирует здание буддийского храма, призванная для медитации и и размышления над смыслом жизни и жизненном пути.
Вспоминая сказку “Двенадцать месяцев”, можно сказать, что за одну экскурсию перед нами предстали все времена года. В японском саду немало листопадных деревьев, у которых сейчас пора осени.
Цикламены – это, разумеется, признак весны.
Созревание плодов земляники – это летняя пора. В данном случае зреют плоды (съедобные!) Земляничного дерева, оно же – Земляничник, или Арбутус (лат. Arbutus). Относится к семейству вересковых, произрастают в Средиземноморье и западной Европе.
Существуют и другое «земляничное дерево» – мирика красная (Myrica rubra) из семейства миртовых. Это дерево высотой 5–15 м. произрастает в Японии.
Мелкоплодный Земляничник (Arbutus andrachne) обладает дополнительной декоративной чертой – его кора красного цвета. Раз в год она меняется: из-под красной шкурки показывается молоденькая, зеленая кожица, которая под воздействием солнца постепенно становится красной.
Как и другие деревья, сбрасывающие кору, в народе Земляничник получил прозвище «бесстыдница». Вместе с тем Земляничное дерево – реликтовое растение, окаменелые стволы которых были найдены в Иордании, а живший в 300-х годах до нашей эры ученый и философ Теофаст упоминал о нем в своих трудах. Кора и листья используются в медицине. Из плодов Земляничного дерева готовят варенье, вино и ликеры, а в Португалии производят ароматную водку. В Мексике из древесины традиционно изготавливают шкатулки для драгоценностей и футляры для часов.
На иврите Земляничное дерево называется קטלב (в пер. – “убил отца”). Согласно одной из легенд, сын убил отца, который согрешил с его женой. А на могиле отца выросло дерево со стволом кровавого цвета.
Вот такие перипетии взаимодействия представителей разных стран, разных народов. Образуются новые религии, новые культурные достопримечательности, как, например, этот замечательный японский сад, созданный японцами на израильской земле. На сайте http://www.pro-israel.ru/goryashie-tury-v-israel.html можно попытаться поискать другие не менее интересные достопримечательности и посетить их после. © Автор текста и фотографий Галина Маламант,