28.03.2024

Холокост и санкции

+


Антисемит должен сидеть в тюрьме

Член Совета по правам человека при президенте РФ Александр Брод призвал дополнить Уголовный кодекс нормой об ответственности за отрицание Холокоста. Поводом для выступления правозащитника стало прекращение уголовного дела в отношении бывшего преподавателя вуза из Санкт-Петербурга Владимира Матвеева по статье о реабилитации нацизма.

Матвеев в ходе вебинара для учителей в 2021 г. назвал Холокост «позитивным явлением», а факты о количестве убитых – выдумкой. Дело было прекращено в связи с истечением сроков уголовного преследования. «Прискорбно, что уголовное дело прекращено и спущено на тормозах. По сути, наше правосудие проигнорировало социально опасное деяние. Российская Федерация на площадках ООН не раз выносила на голосование резолюции, осуждающие идеологию и преступления нацизма в прошлом и в настоящем», – сказал Брод РИА Новости. По его словам, позиция правосудия противоречит государственной политике: «Это несет существенные риски: ощущение безнаказанности для других отрицателей Холокоста, а также повод для политических противников России на Западе упрекать нас в двойных стандартах. Мол, боретесь с нацизмом в соседнем государстве, а доморощенных радикалов прощаете. Я убежден, что статью 354.1 УК РФ необходимо дополнить нормой, связанной с ответственностью за отрицание Холокоста».

Вопросы правописания

Известно, что орфография порой несет в себе идеологический и политический смысл: давно известна разница между языческими богами и Б-гом Авраама, Ицхака и Якова; сегодня актуальна дискуссия о применении предлогов «в» и «на». Российский еврейский конгресс направил в Орфографическую комиссию Российской академии наук и Институт русского языка им. Виноградова обращение с призывом закрепить в русском языке написание слова «Холокост» с заглавной буквы как единственно допустимую орфографическую норму. И дело тут не только в том, чтобы отдать дань уважения жертвам названного этим словом массового уничтожения нацистами евреев. Написание с большой буквы фиксирует уникальность этой трагедии, неуместность использования данного слова как синонима слова «геноцид».

Геноцид – понятие более широкое, означающее истребление по национальному признаку, включающее в себя различные исторические прецеденты – и Холокост, и геноцид армян в Османской империи, и геноцид народности тутси в Руанде, и другие. История знает много разных геноцидов, а слово Холокост даже не имеет грамматического множественного числа. Таким образом, сопутствовавшую Холокосту нацистскую практику истребления цыган тоже следует называть геноцидом. Впрочем, в еврейском мире термин «Холокост» признают не все, поскольку это греческое слово означает «всесожжение», а еврейский народ, несмотря ни на что, жив. В иврите есть слово «Шоа», которое по-русски переводится как Катастрофа и, когда речь идет о Холокосте, тоже пишется с большой буквы.

Санкции как еврейский вопрос

Если относительно Холокоста у евреев разногласий нет, то касательно санкций, затронувших многих российских, или, скажем так, связанных с Россией крупных бизнесменов, кипят дискуссии. Бывший главный редактор закрытого после 24 февраля 2022 г. радио «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов, признанный в РФ иностранным агентом и внесенный сторонниками Алексея Навального в список «коррупционеров и разжигателей войны», опубликовал адресованное руководству ЕС письмо видных представителей общественности, известных своей антивоенной позицией. Авторы письма «придерживаются мнения, что неразумно вводить санкции против акционеров „Альфа-групп“ (т. е. Михаила Фридмана и его партнеров Петра Авена, Германа Хана и Алексея Кузьмичева)».

В письме сообщается, что указанные акционеры «внесли значительные пожертвования на различные важные благотворительные проекты, такие как Мемориальный центр Холокоста в Бабьем Яре и многочисленные проекты в поддержку еврейского народа в Украине». Среди подписавших – Леонид Волков, такой же еврей, как Венедиктов и большинство бенефициаров «Альфа-групп». Венедиктов отметил, что он не автор письма, и добавил, что решение по снятию санкций будет принимать суд, а не Еврокомиссия. «Оценить результаты пока не могу, но считаю персональные санкции, принятые в не состязательном порядке, неправильными».

Но причина публикации Венедиктовым письма, конечно же, не в том. А в чем? А в том, что 7 марта Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального опубликовал расследование о людях, получавших деньги от мэрии Москвы. Среди них оказался и Алексей Венедиктов. Уже на следующий день в качестве своеобразного ответа он опубликовал в своем телеграм-канале обращение с просьбой снять санкции с руководства «Альфа-групп», член наблюдательного совета которой Петр Авен тоже находится в списке «разжигателей войны» команды Навального. После публикации Волков на время приостановил свою работу с ФБК, заявив, что действительно выступил за снятие санкций, но без согласования с остальной командой.

«Я на них в суд подам, в Страсбург!»

Но есть и те, кто требуют не снятия, а наоборот введения санкций. Губернатор Еврейской автономной области (ЕАО) Ростислав Гольдштейн остался единственным главой региона в России, не попавшим под санкции США, новый пакет которых был принят 24 февраля. Среди попавших под ограничения оказались 48 российских губернаторов, на которых ранее санкции не распространялись. Остальные главы регионов попали в санкционный список Министерства финансов США еще в прошлом году. Губернатора ЕАО в этом списке нет и, как он признался, такая несправедливость причиняет ему моральные страдания. Напомним, что санкции предусматривают блокировку активов попавших под ограничения лиц. Кроме того, американским юридическим и физическим лицам в США и за их пределами запрещены любые транзакции с фигурантами санкционного списка. Губернатор заявил телеканалу RTVI: «Если вы хотите спросить, почему я один не попал в санкционные списки, я так скажу: я на них в суд подам, в Страсбург!».

Русская культура в чемодане

Но, дорогие читатели, чтобы поговорить, выражаясь словами Шолом-Алейхема, «о более веселых вещах», все чаще приходится обращать взор за пределы России, куда, как сейчас принято выражаться, релоцировалась значительная часть еврейского сообщества, не забывающая при этом о привычных формах досуга и культурной жизни. В то время, как во многих странах русская культура «отменяется», в Израиле, наоборот, все чаще применяется. Так, 6–7 марта, в дни праздника Пурим, в тель-авивском Музее еврейского народа проходил семейный фестиваль «В чемодане». Это праздник культуры и знаний новых русскоязычных репатриантов так называемой «четвертой волны», приехавших в Израиль по большей части за последний год. Как правило, это интеллигентные жители столиц и больших городов, привыкшие посещать театры, концерты, книжные магазины, отдавать детей в музыкальные и художественные школы.

Появление новой прослойки израильского общества породило как спрос, так и предложение в сфере образования и творческой деятельности. Название фестиваля как бы говорит о том, что нынешние новые репатрианты привезли в своих чемоданах серьезный интеллектуальный и культурный багаж, которым собираются пользоваться в новой жизни. Центральным событием фестиваля была ярмарка, где продавались книги – еврейские и разные, пользующиеся спросом у русскоязычных израильтян.

Известный еврейский издатель Михаил Гринберг, сидя за прилавком со своей продукцией, сетовал: «Люди вынужденные покинуть Москву и Петербург, ностальгируют по русской культуре и покупают здесь книги по русской культуре и по другим культурам, а еврейская культура их почти не интересует».

Виктор ШАПИРO, «Еврейская панорама»

/КР:/
Ностальгируют по культуре в стране царька, дорогие, возвращайтесь обратно…/


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

59 элементов 0,813 сек.