12.01.2025

Явка провалена. Как подруга Сергея Нарышкина «отжала» квартиру Кима Филби у его учеников – Сергей Канев


В знаменитой квартире Филби, где вышедший на пенсию шпион тренировал российских разведчиков, планировали открыть музей. Вдова была готова была передать жилплощадь на баланс СВР (в обмен на готовность обеспечить ее старость), но она ничего не получила и умерла нищей. Филбофилам тоже ничего не досталось: внезапно появившаяся Вероника Крашенинникова, подруга главы СВР Сергея Нарышкина, описала его имущество, после чего часть особо ценных предметов куда-то исчезла, а квартира выставлена на продажу. Сама Крашенинникова, называющая себя политологом, не имея очевидных источников дохода, стала владелицей сразу нескольких элитных квартир в центре Москвы.

Филбофилы

Гарольд Адриан Рассел (Ким) Филби родился в 1912 году в Индии в семье арабиста. С 1934 года он работал на советскую разведку и был членом, так называемой, «кембриджской пятерки». При этом Филби являлся одним из руководителей британской контрразведки (МИ-6). После войны он возглавлял английскую резидентуру в Стамбуле, затем миссию МИ-6 в Вашингтоне и установил личные контакты с руководством ЦРУ и ФБР. Благодаря Филби на стол Сталину, а затем Хрущеву ложились совершенно секретные сведения, и по оценкам британским исследователей, его шпионская деятельность стоила жизни нескольким английским агентам.

В 1963 году Филби переправили в Москву, и в дальнейшем он служил внештатным советником ПГУ КГБ. За особые заслуги Политбюро ЦК КПСС наградило перебежчика орденами Ленина, Красной Звезды, и ему выделили по тем временам шикарную квартиру в Трехпрудном переулке дом 6, общей площадью 123,1 кв м. (сейчас стоимость квартиры оценивается в 70 млн рублей).

В этой четырехкомнатной квартире Филби проводил семинары и передавал молодому поколению нелегалов из КГБ премудрости шпионской работы: «Филби с ходу (или после предварительной подготовки дома) предлагал различные оперативные ситуации с их последующим разбором. Вот он — агент английской контрразведки, пытающийся выведать у только что приехавшего в страну советского дипломата его истинную ведомственную принадлежность. В следующей ситуации Учитель преображался в представителя официальной связи, бросающего в ходе беседы «втемную» золотую крупинку ценной информации, которую оперработник должен заметить и «раскрутить». К концу каждого занятия с воспитанников катился пот в три ручья» – вспоминал один из «семинаристов» Михаил Богданов, в конце восьмидесятых высланный из Англии за шпионаж.

По итогам занятий Филби направлял отчеты руководству ПГУ КГБ и давал характеристики будущим нелегалам. Так, например, он поставил «неуд» Валерию Кислову, которого отправили заместителем резидента КГБ в Копенгаген: «Непредсказуем. Подвержен эмоциональным порывам». Филби не послушали, а зря, уже будучи в Дании, Кислов влюбился в замужнюю женщину и вместо выполнения оперативных задач, часами простаивал под ее окнами на посольской машине и даже ночами пел любовные арии. В конце концов, соседи дамы пожаловались в советское посольство и Дон Жуана в погонах срочно отозвали на родину.
 

Ким Филби

Ким Филби

Скончался Филби в 1988 году после глубокой депрессии, когда в стране полным ходом шла горбачевская перестройка (по другим данным, покончил с собой). После смерти мужа Руфа Пухова осталась практически без средств к существованию и была вынуждена продавать его личные вещи. Основными покупателями шпионских «артефактов» были ученики Филби, которые в шутку называют себя «филбофилами». Основной костяк филбофилов составляют: бывший госсекретарь союзного государства Россия-Беларусь Григорий Рапота (в 80-х годах работал в резидентурах ПГУ КГБ в Швеции и Финляндии), заместитель главного редактора «Российской газеты» Николай Долгополов (шпионил во Франции), глава инвестиционного фонда Pangeo Capital Юрий Кудимов, ранее работавший под прикрытием журналиста «Нового времени» в Мехико, бывший «дипломат» из посольства СССР в Лондоне Александр Корсик (до 2016 года занимал должность председателя правления «Башнефть»), экс-сотрудник финской резидентуры ПГУ КГБ Владимир Чернов, с 2012 по 2021 гг возглавлявший управление президента по культурным связям с ближним зарубежьем, генерал СВР в отставке и соведущий «Эхо Москвы» Юрий Кобаладзе, высланный из Англии за шпионаж писатель Михаил Любимов и упоминавшийся выше «журналист» Михаил Богданов, попавший в британский список нон-грата.

В 2008 году Руфа Пухова предложила передать квартиру на баланс СВР, поскольку из своей маленькой пенсии она не могла оплачивать коммунальные услуги и покупать лекарства. Взамен вдова поставила два условия: материальная помощь до конца жизни и снятия ареста с банковского счета Филби в Лондоне, на котором лежали £10 тыс. За решение банковской проблемы взялся «эховец» Кобаладзе, ранее работавший под прикрытием журналиста в Лондоне. Однако, бывшему «подкрышнику» не удалось вытащить деньги.
 

Руфа Пухова, вдова шпиона, в окружении филбофилов

Руфа Пухова, вдова шпиона, в окружении филбофилов

Просьбу вдовы о передачи квартиры на баланс СВР передали Владимиру Путину, но он никак не отреагировал. А тогдашний директор внешней разведки Михаил Фрадков заявил, что этот вариант ему не интересен. В результате обиженная Пухова завещала квартиру своему брату Константину. Но вскоре он скончался и наследницей стала его жена 70-летняя Наталья Пухова.

Женщина Нарышкина

В 2019 году стало известно, что у Руфы онкологическое заболевание и долго она не протянет. Ученики Филби стали лихорадочно решать, что делать с квартирой и имуществом. Особую ценность, помимо самой квартиры, представляли библиотека, в том числе, «История Крымской войны» 1850 года издания и раритетные книги, украденные «Кембриджской пятеркой» из знаменитой библиотеки Trinity College в Дублине. Ко всему прочему, в квартире находилась гравюра Пиранези, испанская мебель XVII века, старинные персидские ковры ручной работы, картины, иконы, подарки от восточногерманской разведки «Штази» и КГБ Болгарии, фотография с автографом Че Гевары и даже хоккейная шайба, пойманная Филби на турнире «Известия – 78» (полный список имеется в The Insider).

Мнения учеников разделились: одни предлагали уговорить Руфу переписать завещание в пользу кого-то из филбофилов, а затем обустроить в квартире что-то типа частного музея. Другие опасались, что после смерти вдовы наследница Наталья продаст имущество кому попало, и предлагали провести между собой закрытый аукцион: «Только без участия «зевак», прессы и случайных пассажиров. Мы вполне можем с этим справиться, пригласив в качестве аукциониста «третье лицо», приемлемое участникам, не имеющее «побочных» интересов. Правила – в самом общем и сокращенном виде – мы в состоянии установить сами. Прикинуть по-честному стартовые цены предметов из упомянутого списка – не уверен даже стоит ли согласовывать их (цены) с Руфиной – есть опасность, что она все запутает» – писал Богданову генерал СВР Владимир Чернов.

«Да, правильно, все дело в бабках – кто готов заплатить рыночную стоимость и часть денег пожертвовать Руфине на существование? Кстати, вовсе не обязательно полную рыночную стоимость – любая кругленькая сумма в районе 10-15 млн (а то и меньше) была бы привлекательна для Натальи. В последнем недавнем разговоре с Руфиной как раз и был такой подтекст: «обеспечьте для Натальи какой-то достойный «откупной вариант», и я тогда поговорю с ней. Надо понимать, что Наталья простая, неприхотливая женщина, привыкшая жить в маленькой квартирке в спальном районе на гроши. Ее единственная забота – внучка-подросток, для которой приданое в несколько миллионов – запредельное счастье» – отвечал Чернову Богданов.

Помимо филбофилов, заинтересованность в приобретении личных вещей советского суперкрота высказали Военный университет Минобороны (ВУМО) и пара столичных музеев. Однако все планы нарушила появившаяся в квартире Филби гендиректор Института внешнеполитических исследований (ИНВИССИН) Вероника Крашенинникова и ссылаясь на поручение главы СВР Сергея Нарышкина, провела ревизию всего имущества.

– Всем стало ясно, что с появлением этой госпожи о создании музея Филби можно больше не рассуждать, – сообщил The Insider сотрудник одного из музеев, попросивший не упоминать его имени. – Честно говоря, на учеников знаменитого разведчика было жалко смотреть. Только что они спорили, кому достанется радиоприемник и набор трубок, а теперь тупо смотрели друг на друга.

О приехавшей из провинциального Череповца Крашенинниковой, сделавшую в столице головокружительную карьеру, нужно рассказать особо: в свой биографии она указала, что окончила Ленинградский кораблестроительный институт, затем обучалась в Сорбонне и Парижском институте политических наук. В 1996-1997 гг Крашенинникова работала в представительстве ООН в Женеве, а с начала двухтысячных входила в руководство Совета по торгово-экономическому сотрудничеству США – СНГ (СТЭС) и являлась представителем фонда «Русский мир» в Северной Америке (обе организации служили «крышей» для кадровых офицеров СВР). В 2011 году она возглавила ИНВИССИН, который получает президентские гранты. В 2008 году Крашенинникова впервые привезла из США в Россию профессора Альфреда Росса, известного своими публикациями про опасность «оранжевых революций» и подрывную деятельность американских НПО в странах СНГ.

В январе 2012 года Крашенинникова выступила с инициативой принятия закона об НКО, выполняющих функцию иностранных агентов, и Путин специальным указом включил ее в состав Общественной палаты и поручил разработать законопроект. В том же году закон об иноагентах приняла Госдума, а Крашенинникова пересела в кресло советника гендиректора МИА «Россия сегодня» Дмитрия Киселева и одновременно стала политическим консультантом главреда «Russia Today» Маргариты Симоньян. В дальнейшем она вошла в руководство «Единой России», опубликовала несколько книг о происках ЦРУ и Госдепа в России и ведет авторские колонки в прокремлевских СМИ.

В августе этого года гендиректор ИНВИССИН вместе с генералами из Минобороны заседала в президиуме Международного антифашистского конгресса в Минобороны и выступила с докладом на тему: «Нацизм в современном мире, причины существования, формы проявления, тенденции развития», а также рассказала присутствующим, как проходила «послевоенная перезагрузка Третьего рейха в разведывательный аппарат США и НАТО».

Как видно, антизападные «страшилки» приносят Крашенинниковой неплохие дивиденды: согласно адресной базе Москвы, она владеет 5-комнатной квартирой недалеко от Кремля в доме № 9 на Тверской улице, где в советские времена проживали знаменитые академики, создатели атомного оружия и именитые маршалы. Примерная стоимость этой квартиры 200 млн рублей. Другая 3-х комнатная квартира Крашенинниковой находится в доме актеров МХАТа в Глинищевском переулке (80 кв м, 60 млн рублей). Разъезжает Крашенинникова на XF Jaguar, стоимостью около 6 млн рублей. При этом, работа в ИНВИССИН, где она числится гендиректором, особого дохода не приносит, а за последние 2 года вообще не было никакой выручки.

The Insider поинтересовался, что за таинственная рука тянула Крашенинникову наверх по карьерной лестнице? Сразу два источника в МИДе сообщили нам, что эта дама работала в США по линии политической разведки СВР, и в числе ее основных оперативных задач, было налаживание связей в американских деловых кругах. А еще один дипломат в погонах рассказал другие любопытные подробности: «В «Лесу» <штаб-квартира СВР в Ясеневе – The Insider> не является секретом, что между Вероникой Юрьевной и Сергеем Евгеньевичем (Нарышкиным) сложились особые и теплые отношения. Давно подмечено, где появляется наша прекрасная Вероника, значит там есть большой интерес нашего руководства».
 

Протеже Нарышкина Вероника Крашенинникова

Протеже Нарышкина Вероника Крашенинникова

17 мая 2021 года Руфа Пухова-Филби скончалась. Она пережила мужа на 33 года. После ее похорон 54 предмета из списка, который составила Крашенинникова, передали в музей внешней разведки в Ясеневе. В том числе, набор курительных трубок Филби, радиоприемник «Фестиваль», по которому он слушал «вражьи голоса», портфель и хоккейную шайбу. На церемонии присутствовали глава СВР Сергей Нарышкин, сама Крашенинникова и филбофил Михаил Богданов.
 

Вещик Кима Филба, переданные в музей СВР

Вещик Кима Филба, переданные в музей СВР

«Для нас это, конечно, дорогой подарок. Ветераны и действующие сотрудники Службы внешней разведки дорожат памятью об этом выдающемся человеке, легендарном советском разведчике», — произнес торжественную речь довольный Нарышкин.
 

При этом осталось загадкой, кому достались старинная мебель, персидские ковры, «История Крымской войны» и раритетные книги, украденные из библиотеки в Дублине. Редакция отправила вопросы той самой внучке Натальи, о которой упоминали филбофилы. Сначала девушка согласилась ответить на наши вопросы, но затем перестала выходить на связь. Тем временем, как выяснил The Insider, уже выстроилась целая очередь из желающих купить знаменитую квартиру. Вероника Крашенинникова также отказалась отвечать на запросы The Insider.

/КР:/
Сохранение памяти великого разведчика – это хорошо, но как же можно упустить шанс поживиться за чужой  счёт…/

14
2


70 элементов 1,137 сек.