19.04.2024

Вера Потопаева – Серые кардиналы мировой истории

+


Отец Жозеф
Само выражение «серый кардинал» появилось во Франции XVII века. Всем нам с детства знаком образ герцога Ришелье – «красного кардинала». В произведениях Дюма он предстает хитрым и коварным человеком, на самом же деле Ришелье был талантливым политиком и патриотом Франции. Но даже он не мог в одиночку бороться с могущественной испанской кликой при французском дворе.
Его верным помощником и участником всех интриг был человек по имени Франсуа Леклер дю Трамбле. Он мечтал когда-то о военной карьере, но внезапно изменил свои взгляды и постригся в монахи ордена капуцинов под именем Жозеф.
richelieu30_thumb%255B13%255D
Из-за невзрачного бурого облачения его и прозвали «серым», но уважительно именовали «преосвященством», так же, как и его высокопоставленного покровителя, хотя кардиналом отец Жозеф стал только перед смертью, в 1638 году.
«Два человека являются воплощением французской политики начала XVII века: один, Ришелье, был ее архитектором, а другой, отец Жозеф, – ее стержнем» – писал о нем французский историк Пьер Бенуа.


Отца Жозефа боялись и ненавидели современники, да и нынешние историки пока не определились, был он гением или злодеем. Во время Тридцатилетней войны он значительно повысил налоги, из-за чего многие французы оказались в крайней бедности. Но и сам отец Жозеф вел аскетический образ жизни: питался хлебом и водой, ходил пешком и даже умер в полной нищете. Он вершил международную политику Людовика XIII, наводнил Европу и Восток своими шпионами, интриговал против Англии и Франции, боролся с протестантами.
С другой стороны, его называют бессердечным человеком и даже садистом. Он считал, что цель оправдывает любые средства. Суровый аскет, искренний патриот, преданный друг, религиозный фанатик, беспринципный политик, коварный интриган – все это один человек, до сих пор остающийся для нас загадкой, «серый кардинал» герцога Ришелье.
Адольф Фредрик Мунк
«Серые кардиналы» помогали своим покровителям не только на войне, но и в любви. Шведский король Густав III не ладил со своей супругой Софией Магдаленой, как поговаривали, из-за нетрадиционных предпочтений государя. Но, тем не менее, королева должна была родить наследника престола. За помощью Густав III обратился к своему камер-пажу по имени Адольф Фредерик Мунк.
526px-Adolf_Fredrik_Munck_af_Fulkila
По одной из версий, юноше удалось примирить короля и королеву, и София Магдалена зачала законного наследника. По другой, король, потерпев фиаско, подослал к королеве красавца Мунка, которому удалось соблазнить Софию (тогда именно он приходится отцом наследнику, будущему Густаву IV). Так или иначе, но Мунк был щедро награжден и королем, и королевой, получил титул барона и пост интенданта королевского дворца.
Позже Мунк занял место в Шведском рыцарском ордене – Ордене Серафимов, который по престижности можно сравнить только с легендарным круглым столом короля Артура. К тому времени Мунк носил уже графский титул. Поговаривают, что милости эти бывший паж получал вовсе не за свои советы, а за то, что делил ложе с королем Густавом.


Густав III прислушивался к Мунку и в любви, и на войне. Во время конфликта с Россией король, по совету Мунка, наладил выпуск поддельных российских монет (причем подделка вышла высококачественная, отличались только короны над головами гербовых орлов).  Одержав победу на экономическом фронте, Густав III развернул и военные действия, но после нескольких побед решил войну не продолжать.
Ли Ляньин (1848–1911)
Восток – дело тонкое и европейским умом непостижимое, и «серые кардиналы» там соответствующие. Самыми влиятельными людьми при китайском дворе издавна были евнухи. Но не все (их могло быть в услужении у императора более 30 тысяч), а главные, прислуживающие императорской семье и самым любимым наложницам Сына Неба.
Одним из множества евнухов при дворе был Ли Ляньин. По легенде он был лишь учеником сапожника, но, услышав, какого влияния может добиться евнух,  сам кастрировал себя и, подлечившись, отправился устраиваться на императорскую службу.
clip_image005
При дворе молодой слуга Ли Ляньин встретился с наложницей пятого (самого низшего) ранга Лань Кэ. Она была в опале – император посетил ее лишь раз и не нашел ни привлекательной, ни интересной. Так и пришлось бы девушке доживать жизнь в дальнем углу сада, прислуживая прочим наложницам, если бы не помощь евнухов.
Сделав ставку на юную красавицу, Ли Ляньин нанимал ей учителей, она обучалась музыке, рисованию, любовному мастерству. В ответ евнух получал значительную часть ее денежного содержания. В следующую встречу с императором Лань Кэ смогла понравиться ему, а вскоре и родила единственного наследника мужского пола. После этого наложница получила имя Цыси – Милосердная и Ниспосылающая Счастье. В будущем эта жестокая и амбициозная женщина станет последней правительницей погибающей империи.


Вместе со своей покровительницей поднимался наверх и Ля Ляньин. Он принял титул «Девятитысячелетниц господин» – лишь на один ранг ниже императорского. Он был единственным, кто мог сидеть при императрице, и даже на ее троне. Вместе с Цыси они растратили государственную казну, сделали взяточничество легальной практикой. В борьбе за власть ни евнух, ни его повелительница не гнушались самыми гнусными методами.
Ли Ляньин ненадолго пережил свою повелительницу. По одной из версий он был отравлен, неизвестно только кем: слишком многие ненавидели и боялись этого человека.
Жозеф Фуше
Некоторым теневым интриганам удается послужить не одному правителю, а нескольким. Особой беспринципностью в этом вопросе отличался французский политик Жозеф Фуше.
Он получил превосходное духовное образование и формально был монахом, что не мешало ему глумиться над католической церковью и всячески подчеркивать свой атеизм.
Французскую революцию Фуше встретил с радостью – она открывала перед ним множество новых возможностей. Он примкнул к партии якобинцев и активно поддерживал их политику террора. Фуше выступал за казнь Людовика XVI, во время восстания в Лионе именно по приказу Фуше были расстреляны сотни человек.
44051381_Joseph_Fouchf
Но как только популярность подобных методов пошла на спад, Фуше переметнулся к умеренному крылу и стал осуждать террор. Он даже участвовал в свержении и казни своего бывшего соратника Робеспьера.
В августе 1799 года Фуше был назначен министром полиции. Тут его склонность к интригам проявилась сполна: он собирал компрометирующие материалы на сильных мира сего, создал разветвленную шпионскую сеть, целый штат провокаторов и «служителей закона», которые, по сути дела, являлись наемными убийцами.


В это время во Франции восходила звезда Наполеона. Фуше сделал ставку на амбициозного корсиканца и не проиграл. После государственного переворота Фуше сохраняет свой пост, но не пользуется доверием императора. И не напрасно: уже в 1809 году, предчувствуя падение Наполеона, Фуше ведет переговоры с роялистами, республиканцами и англичанами, ожидая, кто предложит ему больше.

Читать далее:
https://storyfiles.blogspot.com/2014/07/blog-post_4338.html#more

 
 


58 элементов 0,677 сек.