28.03.2024

У нового правительства Израиля будет внешняя политика?

+


Они обычно следуют инерции и только реагируют на новые и постоянные угрозы национальной безопасности. Внешнеполитические интересы обычно формулируются в оборонных, военных терминах выживания, а не внешней политики как таковой.

Единственный руководящий принцип и постоянный консенсус – аксиома, которой уже 75 лет: «Весь мир против нас» – фраза, ставшая оправданием бездействия и зоной комфорта для политиков, разбрасывающих клише.

Очень немногие израильские правительства за последние примерно 20 лет проявляли инициативу в области внешней политики. Одностороннее размежевание Ариэля Шарона с Газой (2005) и попытки Эхуда Ольмерта достичь всеобъемлющего соглашения с палестинцами (2007-2008) – вот, пожалуй, и все примеры инициатив Израиля за последние два десятилетия.

А еще есть новое правительство, которое будет сформировано в ближайшие неделю-две. Экстраординарная «какистократия» (kakistocracy – от древнегреческого «худший») – правительство, состоящее из наихудшего и наименее подходящего собрания ультранационалистов, проповедников еврейского превосходства, противников демократии, расистов, фанатиков, гомофобов, женоненавистников, продажных или предположительно продажных политиков. Правящая коалиция состоит из 64 законодателей, 32 из которых либо ультраортодоксы, либо религиозные сионисты с сильной склонностью к ультраортодоксальности. Конечно, это не та коалиция, которую могли себе представить отец ревизионизма Зеэв Жаботинский или основатель «Ликуда» Менахем Бегин.

Это относится в основном к внутренним вопросам, которые уже сейчас вызывают в Израиле тревогу и неприятие, таким как судебная система, разделение властей, система сдержек и противовесов, система образования, – но в дальнейшем они неразрывно переплетутся с вопросами внешней политики.

Ads By AdnimationМинистром алии и интеграции станет Офир Софер. Для Орит Струк создали новый министерский пост

Генри Киссинджер много лет назад сказал, что у Израиля нет внешней политики, есть только внутренняя. Учитывая, что эти драматические изменения, как внутренние, так и внешние, были спровоцированы юридическими проблемами одного человека – Биньямина Нетаниягу, новое правительство может только усилить правоту этой цитаты.

Никогда еще ни одно будущее правительство не было встречено с таким вниманием, тревогой, беспокойством, волнением, негодованием и сценариями конца света, основанными исключительно на его предсказанной и ожидаемой политике.

Это также будет очевидно и проявится во внешнеполитических вопросах, причем на все из них будет оказывать большое влияние провокационная внутренняя политика. Вот список семи главных вопросов, не обязательно в порядке важности или приоритетности.

Палестинцы

Если верить тому, что говорят члены следующего правительства, Израиль собирается де-факто аннексировать большую часть Западного берега (Иудею и Самарию). Он расширит поселения, узаконит нелегальные форпосты, постепенно сократит сотрудничество в сфере безопасности с Палестинской автономией и неизбежно усилит трения с палестинским народом. Не нужно поддерживать модель «двух государств» или верить в ее жизнеспособность, чтобы понять, насколько безрассудным будет этот шаг, который приведет к эскалации.

Создав условия фрагментированного и неуправляемого палестинского образования, любые будущие резолюции, чьей целью будет отделение и размежевание, станут неосуществимыми. Не будет ни «мирного процесса», ни подобия переговоров, ни какой-либо израильской инициативы.

Как только крайне правая националистическая партия будет отвечать и за поселения, и за гражданскую администрацию на территориях, а пограничная полиция там перейдет в подчинение министра внутренней безопасности (теперь уже с помпезным титулом «министр национальной безопасности»), который семь раз был арестован за подрывную деятельность и угрозы террора, путь к насилию будет открыт неотвратимо.

Серия преднамеренных провокаций, таких как посещение Храмовой горы именно этим министром, Итамаром Бен-Гвиром, только ускорит процесс.

Палестинцы, давно потерявшие доверие к политике и намерениям США, будут искать поддержки в других местах и вновь начнут «интернационализацию» палестинского вопроса. В ООН, в Гааге, в Европейском союзе они будут требовать признания палестинского государства, осуждения израильской аннексии, признания того, что присутствие Израиля на оккупированных территориях является не временным и подлежащим дипломатическому урегулированию, а постоянной оккупацией.

Параллельно они будут тихо угрожать роспуском ПА и напоминать Израилю о невыносимой реальности «одногосударственного» решения, в котором они потребуют права голоса. Учитывая состав правительства, у Израиля просто не хватит авторитета, чтобы отразить подобные атаки.

Такие банальности, как «на самом деле палестинцы не хотят вести переговоры», которые имели силу в прошлые годы, не будут услышаны нетерпеливым или равнодушным миром – включая Соединенные Штаты.

Иран

Считается, что противостояние ядерной программе Ирана и его угрожающей региональной политике – постоянный и мало связанный с составом израильского правительства аспект внешней политики Израиля. Но это не так.

Во-первых, ответом на политику Израиля по отношению к палестинцам будет уменьшение внимания к аргументам Иерусалима и готовности их принимать. Во-вторых, и это более важно, будущий премьер-министр Нетаниягу абсолютно не доверяет Ирану. В 2015 году он выступил против ядерного соглашения в конгрессе, бросив вызов Бараку Обаме. Вице-президентом тогда был не кто иной, как Джо Байден. Нетаниягу оказал давление на президента Дональда Трампа, чтобы тот в одностороннем порядке вышел из соглашения в 2018 году без какой-либо альтернативы или политики, пришедшей на смену прежней.

Из-за этого Иран продвинулся как никогда близко к созданию ядерного военного устройства, имея больше обогащенного урана, чем у него было даже до принятия Совместного всеобъемлющего плана действий. Кто и почему прислушается к мольбам Нетаниягу по Ирану, какими бы правильными они ни были? Как и почему его будут воспринимать всерьез, когда он рассуждает об «опасностях для западной цивилизации», в то время как он сам – организатор масштабного отступления от либеральной демократии?

Нетаниягу может угрожать военными действиями против приблизившегося к ядерному порогу Ирана. Этот шаг вряд ли будет оправдан или одобрен США. С другой стороны, американцы могут сказать: «Вы – демократически избранный премьер-министр Израиля. Иран представляет собой реальную и зловещую угрозу. Вы считаете, что нужно на него напасть? Мы не советуем, но это ваш выбор, и да пребудет с вами сила».

Саудовская Аравия

Израиль, естественно, хотел бы расширить «соглашения Авраама» и заключить сделки по нормализации отношений с другими арабскими странами – и главной жемчужиной была бы Саудовская Аравия. Но здесь есть два основных препятствия: разрыв отношений США с Эр-Риядом и нетерпимость саудовцев к новой палестинской политике Израиля. В ближайший год не стоит ожидать многого.

Россия – Украина

Может наступить момент, когда США потребуют от Израиля четкой и однозначной политики в отношении войны в Украине. Это правительство унаследовало морально развращенную и недальновидную с дипломатической точки зрения политику нейтралитета, но Нетаниягу всегда хвастался своими отношениями с президентом России Владимиром Путиным по принципу «другая лига». Если наступит худшее, он может возродить фарсовые попытки Нафтали Беннета выступить посредником между Россией и Украиной в качестве оправдания непростительного нейтралитета.

Международные организации

Когда новое правительство начнет проводить политику на Западном берегу, враждебное и очень часто лицемерное отношение международных организаций к Израилю мало что будет значить. Эти организации будут с еще большей доброжелательностью выслушивать просьбы палестинцев и c еще более пристальным вниманием изучать действия Израиля, особенно если поддержка США не будет такой жесткой и автоматической, как это было на протяжении десятилетий.

Израиль будет подвергаться критике, часто несправедливой и непропорциональной. Но его собственные действия оправдают недоброжелателей и переведут разговор от «оккупации» к «апартеиду». Если ответом Израиля будет Нетаниягу, Бен-Гвир, лидер религиозного сионизма Бецалель Смотрич или расист-гомофоб Ави Маоз, то в добрый час.

Антисемитизм

Борьба с антисемитизмом всегда была столпом внешней политики Израиля. Так будет и впредь, потому что антисемитизм растет, особенно среди правых сторонников Трампа в США. Для Израиля борьба с антисемитизмом – моральный и практический императив, как и должно быть. Но насколько убедительными и эффективными будут аргументы против такого невежественного, но опасного глупца, как Канье Уэст – недавнего сотрапезника Трампа, когда ваше собственное правительство состоит из расистов и чей девиз, который они не намерены скрывать, – нетерпимость?

Отношения с США

Это самый большой и самый важный вопрос. Прямой конфронтации на начальном этапе можно избежать, поскольку ни Байден, ни Нетаниягу в ней не заинтересованы. Но политика Израиля неизбежно создаст напряженность и обострит и без того непростые отношения между демократами и Израилем, между большинством американского еврейства и Израилем, а также между администрацией США с приоритетами внешней политики, которые резко расходятся с израильскими.

На карту поставлена не конкретная политика, а сама суть концепции «общих ценностей», которой Израиль и США по праву хвастались и гордились. Если считать, что Израиль отклоняется от либеральной демократии, это повлечет за собой последствия для поддержки со стороны США. Они могут быть постепенными, но трещины уже появились. Это будет аксиома Киссинджера в несколько иной форме: «Внешняя политика Израиля – это его внутренняя политика».

Алон Пинкас
Фото: Моти Мильрод, Эмиль Сальман, Оливье Фитусси

/КР:/
Эти фанатики спровоцируют войну. Когда и кому война приносила спокойствие? Никому! Только жертвы и страдания. Но у этих фанатиков нет времени думать о последствиях. Их цель – Израиль страна Галахи! Все от мала до велика должны жить по этим законам и молиться по нескольку раз за день. Пофантазируем: все молятся, работать не кому, кто же будет содержать этих фанатиков? Голод не тётка, может тогда они начнут переоценивать свои разрушительные действия. Американские евреи всех не прокормят. К сожалению народ их выбрал. Закон есть закон. Бывает, что народ ошибается. Дай Бог мирно дожить до следующих выборов. Убеждён, что всех этих фанатиков ждёт огромный провал…, но за это время они наворотят столько дел, что потребуется ни одна новая каденция, чтобы начать вновь жить в еврейской демократической стране 21 века…/
 


58 элементов 0,645 сек.