25.04.2024

…Он создал хасидскую среднюю школу, дающую полноценное образование Мнение о Нетаниягу.

+


Алия? Зачем иммигрировать в Израиль тому, кто родился в Израиле? Судя по улыбке, Бомбах ждал этого вопроса. «В тот момент я не говорил ни слова на иврите и был полностью отрезан от израильского общества, — объясняет он. — Я говорил только на идише и едва мог на нем писать».

45-летний Бомбах – из общины хасидов Вижниц. Как и многие ультраортодоксальные евреи, вижницкие хасиды отвергают сионизм и концепцию современного еврейского государства, считая, что еврейский суверенитет должен дождаться прихода Мессии. И, как многие ультраортодоксальные евреи, они считают, что детям, чтобы добиться успеха в жизни, достаточно погрузиться в изучение еврейской религии. «Я был полным невеждой, — говорит он. — Я ничего не знал».

Бомбах — движущая сила новой израильской сети школ, которая обеспечивает ультраортодоксальным детям не только всестороннее религиозное образование, но и требует от них изучения основной учебной программы, включающей математику, английский язык, естественные науки, историю и обществоведение.

«Мы стремимся к тому, чтобы наши выпускники полностью интегрировались в израильское общество, не вступая при этом в конфликт со своей принадлежностью к ультраортодоксальной общине, — говорит он.

Ads By AdnimationРядом с Кирьят-Арбой перевернулась машина ЦАХАЛа, есть пострадавшие

Учитывая высокий уровень рождаемости среди «харедим», предполагается, что через 20 лет каждый четвертый еврей в Израиле будет ультраортодоксальным. В ультраортодоксальном обществе мужчины гораздо чаще полный день учатся в колелях (ешивах для взрослых) и живут на государственные стипендии, чем учатся в университетах и получают профессию. По этой причине уровень бедности в ультраортодоксальной общине гораздо выше, чем в других слоях израильского общества.

Если ничего не произойдет, чтобы обратить эти тенденции вспять, предупреждает Бомбах, бремя поддержки общины харедим в конечном итоге станет слишком тяжелым для израильских налогоплательщиков. «Если в нашей общине не будет больше образованных людей, способных интегрироваться в израильское общество, произойдет катастрофа, — предупреждает он. — Люди в этой стране в конце концов устанут от необходимости содержать нас, и в итоге мы получим гражданскую войну».

Кризис изучения основных предметов

Хасидская семинария, средняя школа-ешива для мальчиков-хасидов — флагманское учебное заведение образовательной сети «Нецах». Сегодня эта сеть, основанная Бомбахом, включает в себя 12 школ. Первая из них — Хасидская семинария — была основана пять лет назад и находится в Бейтар-Илите, поселении на Западном берегу, расположенном сразу за «зеленой чертой» — границей Израиля до 1967 года, в котором в основном живут ультраортодоксальные евреи. Бомбах с женой и пятью детьми живет там же.

Ультраортодоксальная община Израиля состоит из трех основных групп: хасиды, «литваки», исторические противники хасидов («митнадим») и сефарды. Каждая группа имеет свои собственные школы, часть из которых, чтобы получить право на государственные субсидии, обязаны давать детям базовое образование по математике и английскому языку. Однако в большинстве своем эти школы не подвергаются серьезному надзору и, как правило, не выполняют эти требования. Хасидские школы особенно печально известны своими недостатками в базовом светском образовании.

Хасидская семинария — первая хасидская средняя школа в Израиле, которая предлагает своим ученикам не только комплексную основную учебную программу, но и внеклассные мероприятия, включающие все — от уроков музыки до тренировок по футболу и походов с ночевкой.

Среди ультраортодоксов широко распространено опасение, что слишком много знаний и стимулов может заставить молодых людей усомниться в своих убеждениях. Бомбах говорит, что его школы доказывают обратное. «Когда молодые люди лишены образования, они начинают искать альтернативы за пределами своей общины, — говорит он.

Поскольку хасидские школы, как в США, так и в Израиле, в последнее время все чаще становятся объектом пристального внимания, сеть «Нецах» предлагает возможную модель перемен. В прошлом месяце газета «Нью-Йорк Таймс» опубликовала масштабное расследование неудач хасидских школ штата Нью-Йорк. Оно показало, что выпускники этих школ часто не могут говорить, читать или писать по-английски и что хасидские школы для мальчиков в Нью-Йорке показывают худшие результаты по стандартизированным тестам, чем все остальные в штате.

Перед выборами плачевное состояние хасидского образования в Израиле стало горячим вопросом. Только в прошлом месяце ультраортодоксальной ашкеназской партии «Еврейство Торы», угрожал распад на две отдельные фракции: нехасидскую «Дегель ха-Тора» и хасидскую «Агудат-Исраэль». Кризис разгорелся в результате того, что раввинский лидер одного из крупнейших хасидских движений объявил, что готов ввести основные предметы в обмен на полное государственное финансирование его школ. Лидеры партии «Дегель ха-Тора» опасались, что это откроет путь к более строгому надзору за их собственными школами, чтобы определить, действительно ли они соблюдают требования по преподаванию основных предметов.

Если бы партия «Еврейство Торы» — ключевой союзник лидера оппозиции Биньямина Нетаниягу — распалась на две отдельные фракции, одна из них или обе рисковали бы не преодолеть электорльный барьер. Чтобы не ставить под угрозу свои электоральные перспективы, Нетаниягу предложил им сделку: «Держитесь вместе как одна партия, и если я вернусь в кабинет премьер-министра, я обеспечу хасидские школы полным государственным финансированием, даже если они не введут преподавание основных предметов, таких как математика и английский язык».

Обе фракции приняли соглашение. Впоследствии политические противники Нетаниягу обвинили его в том, что он продал будущее детей ультраортодоксов ради своих личных нужд.

Неоднозначная фигура

В настоящее время в школах «Нецах» обучаются в общей сложности 1500 ультраортодоксальных мальчиков и девочек, и последнее пополнение сети — открывшаяся в прошлом месяце в Бейт-Шемеше «Талмуд Тора» для хасидских мальчиков. Это не считая 14 000 учеников, записанных на курсы в он-лайн школе «Эшколот», которая была открыта во время пандемии коронавируса и продолжает работать. В сеть входят начальные и средние школы для мальчиков и девочек, а также хасидские и нехасидские школы. Средние школы готовят учеников к экзаменам на аттестат зрелости — обязательное условие для поступающих в университеты.

«Мы считаем, что если мы сможем охватить 10 процентов современных харедим и 10 процентов консервативных харедим, которые в какой-то степени открыты к современности, то мы достигнем переломного момента, — считает Бомбах.

Что касается экстремистов в ультраортодоксальном обществе, которые отвергают любые формы светского образования, Бомбах говорит: «Они меня просто не интересуют».

К таким экстремистам относится группа в Бейт-Шемеше, которая объявила войну Бомбаху за то, что он открыл в их городе новую школу «Нецах Талмуд Тора». «Пока мы говорим, они выходят на улицы с демонстрациями против меня, — говорит Бомбах.

Не стоит удивляться тому, что этот мягкий человек вызывает в ультраортодоксальном обществе бурные споры. Несколько лет назад он едва выжил, когда он проходил по своему старому кварталу Меа Шеарим, и на него набросилась толпа. Его обзывают «шейгецем» (уничижительный термин на идише, обозначающий нееврея) и «проклятым, злодеем». Возле его дома в Бейтар-Илите часто собираются шумные демонстрации, и, по его словам, в Израиле есть районы, где он не может чувствовать себя в безопасности. «В краткосрочной перспективе такие вещи приводят к временным неудачам, но в долгосрочной перспективе история доказала, что экстремисты никогда не побеждают», — говорит он с улыбкой.

Хасидская семинария — это школа-интернат, в которой учатся школьники из различных хасидских движений, в том числе из самых экстремистских. В настоящее время в школе обучаются 90 мальчиков, а среди ее выпускников, с гордостью отмечает Бомбах, — первый в Израиле хасид – экологический активист, несколько инженеров, основатель сети магазинов детской одежды, студент-медик (редкий случай в среде хасидов) и первый офицер-хасид, служивший в десантной бригаде.

В ультраортодоксальном обществе служба в ЦАХАЛе не одобряется, и Бомбах не поощряет своих студентов к службе. «Мы боимся, что это может ослабить их связи с ультраортодоксальной общиной, — объясняет он. — Но мы также считаем, что те, кто хочет пойти в армию, имеют на то право». Это относится и к его собственному сыну, который сейчас служит в ЦАХАЛе.

В Израиле ультраортодоксальные евреи обычно не встают, когда по всей стране в День поминовения звучат сирены. Бомбах настаивает на том, чтобы его ученики нашли другие способы в этот торжественный день отдать дань памяти погибшим солдатам Израиля. «Недопустимо, чтобы мы остались равнодушными к их великой жертве, — говорит он. — Поэтому мы проводим в школе специальные молитвы, зажигаем свечи и читаем в честь этих солдат псалмы».

Учебный день в Хасидской семинарии разделен на изучение еврейских дисциплин в первой половине дня и светских дисциплин во второй. Заглянув в полдень в один из пустых классов, можно понять, что отличает эту ультраортодоксальную школу от других. На задней стене большими черными буквами наклеен стих из «Пиркей Авот» (сборник этических поучений еврейских мудрецов, живших почти 2000 лет назад), который проникает в самую суть этого образовательного проекта. «Всякое изучение Торы, которое не сопровождается трудом, обречено сойти на нег и влечет за собой грех», — говорится в нем. На столе ученик оставил свою Гемару в кожаном переплете. Под ней лежит толстый том тестов для сдачи экзамена на аттестат зрелости по математике.

В комнату вбегают несколько учеников. Все они одеты одинаково: черные брюки, белые рубашки и — несмотря на необычайно теплую погоду — длинные черные лапсердаки. У всех, по хасидской традиции, длинные пейсы. Один говорит, что хочет, когда вырастет, стать адвокатом, другой – инженером-компьютерщиком. Они с гордостью предлагают осмотреть расположенный в конце коридора спортзал и заглянуть в общежитие.

Стены коридора украшены фотографиями экзотических птиц. Фотографии были сделаны и подарены активистом – борцом за сохранение климата, одним из первых выпускников этой школы. На доске объявлений прикреплена табличка с сообщением для учеников, желающих по вечерам заняться чем-нибудь интересным: урок зоологии. На игровой площадке несколько мальчиков играют в настольный футбол.

Стыд и позор

Бомбах говорит, что с подросткового возраста он знал, что хочет работать в сфере образования. «В 12 лет я создал свой первый образовательный проект, — вспоминает он. — Я организовал мероприятие в шаббат для детей из моего района. Я собрал их вместе для чтения Псалмов, чтобы у их родителей было время отдохнуть».

Его первой оплачиваемой работой была работа консультантом для подростков-репатриантов из бывшего Советского Союза. Именно тогда, по его словам, он понял, до какой степени неээфективна система хасидских школ.

«Ко мне пришел подросток, которому нужно было помочь с английским: он готовился к экзамену на аттестат зрелости, — рассказывает Бомбах. — Я сказал ему, что, к сожалению, не могу ему с этим помочь. Затем он попросил меня помочь ему с математикой, и я сказал ему, что и в этом помочь ему не могу. Мне стало стыдно, и я понял, что если я ничего с собой не сделаю, то стану позором для общества».

Бомбах получил степень бакалавра в области образования в небольшом религиозном колледже, а затем степень магистра в области государственной политики в Еврейском университете Иерусалима. В дальнейшем он создал в университете специальную подготовительную программу для выпускников ультраортодоксальных средних школ, которым, прежде чем они могли поступить на программы, дающие право на получение степени, необходимо было сдать экзамены на аттестат зрелости. «Работая с учениками, которые участвовали в этой программе, я понял, что их пробелы в образовании должны быть заполнены гораздо раньше, — говорит он.

До создания сети «Нецах» Бомбах был деканом по работе со студентами в Институте лидерства Манделя и продолжает там преподавать.

Разоблачительная статья в «Нью-Йорк Таймс» о хасидских школах в Нью-Йорке его не удивила. «Даже если только 80 процентов из этого правда, это все равно ужасно, — говорит он. После публикации отчета Бомбах встретился с хасидскими лидерами в Бруклине, которые, по его словам, выразили заинтересованность в адаптации модели «Нецах» для своих общин.

Его не удивила и сделка, которую Нетаниягу придумал, чтобы предотвратить раскол в ультраортодоксальной партии «Иудаизм Торы». «Мои сотрудники не позволяют мне говорить о политике, но в данном конкретном случае я просто не могу сдержаться, — говорит он.

— Это человек, которому наплевать на все, кроме себя, и который готов поджечь всю страну, — говорит он. — То, что произошло, — это позор и бесчестье для страны, и мы дорого за это заплатим».

По словам Бомбаха, знакомого с хасидской общиной изнутри, это была не та сделка, которой хотели родители. — Поверьте мне, что им нужно было не только государственное финансирование, — говорит он. — Они хотят, чтобы их дети знали английский язык и математику, и именно поэтому это так непростительно».

/КР:/
Побольше бы таких раввинов!!! Если бы Нетаниягу хотел добра Израилю, он бы отказался от борьбы за власть и ушёл бы на пенсию… Хватит мутить воду… Убеждён, что в этом бы случае создалась стабильная коалиция Ликуда с другими партиями и, наконец, началась бы спокойная созидательная жизнь и работа в Израиле… Когда же, наконец, бибисты поймёт в ком причина всех раздоров в Израиле…/


57 элементов 0,624 сек.