18.04.2024

Как археологические находки подтверждали Библию

+


Христос, несущий крест
Фото: Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images
Иисус и его крест

Если собрать вместе все части креста, на котором был распят Иисус, то они заполнят целый корабль, писал в XVI веке теолог Жан Кальвин, иронизируя над количеством реликвий, которые хранятся в разных церквях Европы. Его замечание стало расхожим среди атеистов. Однако в XIX веке слова Кальвина решил проверить французский архитектор Шарль Ро де Флери, занимавшийся историческими исследованиями. Он изучил все известные остатки древесины, над числом которых иронизировал Кальвин, и посчитал, что их не хватит для того, чтобы реконструировать треть от предполагаемого распятия.

Этот многовековой спор связан с событиями, описанными византийским историком Сократом Схоластиком и итальянским богословом Амвросием Медиоланским. Согласно их записям, в начале IV века мать римского императора Константина Елена по просьбе своего сына отправилась в Палестину, где руководила первыми в истории раскопками, подтвердившими сообщения евангелистов. В ходе раскопок экспедиция Елены нашла крест, на котором был распят Христос, а на обратном пути в Рим царица раздала его частицы монастырям и храмам. Однако сообщения древних авторов об открытии Елены подвергаются сомнению большинством современных историков — исследователи говорят, что факт раскопок был описан в литературе спустя почти век после их завершения, и указывают на отсутствие места обретения креста в древнейшем путеводителе для паломников, составленном современником Елены. Тем не менее этот спор, возникший вокруг раскопок креста, положил начало серьезным археологическим исследованиям, связанным с текстами Библии.

Рождение Иисуса и перепись населения

Шотландский археолог Уильям Рамсей, в отличие от своего немецкого коллеги Генриха Шлимана, который искал Трою по тексту литературного произведения, был большим скептиком. Он полагал, что археология, которая позволяет прикоснутся руками к научным доказательствам, может опровергнуть если не все, то очень многие библейские сюжеты. Намереваясь проверить подлинность Писания, Рамсей организовал, вероятно, крупнейшие в XIX веке раскопки по библейским мотивам. Главным образом Рамсея интересовало миссионерское путешествие апостола Павла. Однако в ходе раскопок ученый нашел артефакты, подтвердившие более удивительные для него события.
В XIX веке сторонники версии, что Иисуса никогда не существовало, ссылались на расхождение Библии с другим историческим источником — хроникой римского историка Иосифа Флавия. Суть этого расхождения заключалась в следующем.


Джорджоне «Поклонение пастухов»
Фото: Hulton Archive/Getty Images

Согласно Евангелию от Луки, Иисус появился на свет в Вифлееме, куда Мария и Иосиф пришли из Назарета, чтобы принять участие в переписи населения. Лука утверждает, что перепись проводилась во время правления Квириния в Сирии (куда входила Иудея) и в его правление это было первым подобным мероприятием. При этом Лука сообщает, что Иисус родился во время царствования в Иудее Ирода. Однако Иосиф Флавий утверждал, что Квириний был назначен руководить Сирией уже после смерти Ирода, из чего следует, что перепись населения произошла уже после рождения Иисуса. Значит, полагали критики Библии, у Марии не было причины идти в Вифлеем, где, как считают христиане, родился Иисус.

В 1910 году во время раскопок под Тиволи Рамсей нашел камень с латинской надписью. Ее текст, согласно толкованию Рамсея, говорил о том, что Квириний правил Сирией не один срок, как считалось до находки, а два. Затем Рамсей отыскал в «Анналах» Тацита указание на то, что переписи населения в I веке тоже было две — они проводились в первое и второе правление Квириния. Таким образом, Флавий не противоречил Библии, а просто рассказывал о других событиях, полагал Рамсей. Именно поэтому апостол Лука, сделал вывод археолог, не просто упоминает перепись, в которой участвовали Иосиф и Мария, но и уточняет, что она была при Квиринии «первой». 

Многие данные, которые Рамсей хотел опровергнуть, лишь подтвердились. Более того, во время дальнейшей полевой работы археолог сделал еще несколько находок, после изучения которых написал, что «Лука — первоклассный историк». 

Пилат и его текст


Антонио Чизери «Ecce homo», 1871 год
Фото: Museo Cantonale d’Arte / Wikipedia / CC0

Кроме канонических Евангелий, о Понтии Пилате сообщали древние авторы Иосиф Флавий и Филон Александрийский, вскользь о нем упоминалось еще в нескольких хрониках (к слову, о призвании варягов на Русь хронистами написано еще меньше). Тем не менее существование Пилата долгое время считалось полулегендарным, так как, кроме литературных источников, не было найдено ни одной вещи, которая бы свидетельствовала, что такой человек оставил след в истории.

Ситуация изменилась в 1961 году, когда итальянский археолог Антонио Фрова начал очередной сезон раскопок в Кесарии — древнем городе на побережье Средиземного моря. Именно Кесария, согласно хроникам, считалась главной резиденцией иудейского наместника. При раскопках археологи под руководством Фровы обнаружили городскую стену, театр и множество небольших артефактов. Но наиболее значимой для историков оказалась другая находка — каменная плита толщиной в 20 сантиметров, высотой в 82 и шириной почти 70. На этом камне были высечены слова, часть которых за почти две тысячи лет стерлась. Однако то, что осталось, ученые прочитали следующим образом: «Тибериум… Понтий Пилат, префект Иудеи… посвятил». О том, что Пилат посвятил своему императору, ученые спорят до сих пор: например, одна из версий гласит, что речь идет о храме, построенном в далекой римской провинции в честь кесаря. Сам камень, подтверждающий гипотезу о существовании Пилата, теперь хранится в Музее Израиля в Иерусалиме.


Виды и сечение перстня, который мог принадлежать Понтию Пилату
Фото: Hebrew University

Уже позже, в конце 1960-х годов, раскопки проводились во дворце крепости Иродиона, который построил Ирод Великий. Находок в нем было так много, что некоторые из них успели изучить лишь 50 лет спустя. Все это время среди монет и наконечников копий, найденных полвека назад, хранился перстень из медного сплава с изображением винной чаши и греческими буквами вокруг нее. В 2018 году исследователи установили, что на этом перстне выведено имя «Пилат». Так как это имя было редким на восточных окраинах Римской империи, археологи предположили, что перстень мог принадлежать именно иудейскому наместнику, приговорившему Иисуса Христа к смерти. Более того, по словам профессора Еврейского университета в Иерусалиме Дэнни Шварца, о пребывании других людей с тем же именем в этой части Римской империи науке ничего не известно. 

Апостол Петр и его дом

Место, где мог жить апостол Петр, искали долго — кроме христианских источников, опираться археологам было фактически не на что. Да и сами сведения путали ученых: евангельский рассказ сообщал, что Петр был родом из деревни Вифсаида, при этом средневековые путешественники писали, что были на месте, где когда-то стоял дом апостола, — но уже в городе Капернауме. На этом месте, по их свидетельствам, была сооружена греческая базилика. Остатки строения, похожего на греческий храм, действительно были найдены в Капернауме в прошлом веке, однако его фундамент был восьмиконечным, в то время как архитектура базилики предполагает четырехугольное основание. 


Хендрик Тербрюгген «Кающийся Петр», 1616 год
Фото: Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images

Поэтому археологи предположили, что дом Петра следует искать в Вифсаиде. Но и с этой древней деревней возникла путаница — ученые полагают, что их было две: одна Вифсаида находилась на берегу Иордана, а вторая рядом с Галилейским или, как его называют сейчас, Тивериадским озером.

Археологи из университета Кинерет и нью-йоркского Наяк-колледжа вели раскопки рядом с этим озером с 2017 года. Там им удалось найти богатый культурный слой I века, который подтверждает существование поселения на предполагаемом месте Вифсаиды. Долгое время археологам попадались только артефакты Римской империи и местная бытовая утварь. Однако позже они наткнулись на остатки базилики, стены которой были покрыты позолоченными пластинами. Углубившись еще, они обнаружили мозаичный пол с изображениями цветов и надписью, что жертвователем является некий Константин. Ученые установили, что мозаике больше 1500 лет, а поэтому не исключено, что деньги на нее пожертвовал сам император Константин, мать которого, согласно древним авторам, и провела первые раскопки по рассказам Библии. Рядом с сообщением о меценате находилась и другая надпись — «Глава и Вождь Небесных Вестников». Именно так римские и средневековые авторы называли апостола Петра. Археологи продолжают изучать находку, пытаясь найти другие подтверждения того, что они нашли базилику, построенную на месте дома Петра.

Царь Езекия и его стена

Существование многих личностей, упомянутых в Библии, ставится под сомнение. Один из героев Писания, который так и мог бы остаться литературным персонажем, — царь Езекия. Ранее вещи с его печатью в огромном количестве встречались в лавках иерусалимских старьевщиков. Однако количество артефактов было таким большим, что их подлинность мог поставить под сомнение даже не сведущий в науке турист.


Висенте Лопес Портанья «Царь Езекия демонстрирует свое богатство вавилонским послам», 1789 год
Фото: Музей изящных искусств Валенсии, Испания

Распространенность подделок была связана со значимостью этого персонажа Библии: согласно тексту, в правление Езекии было начато строительство одного из главных архитектурных сооружений Иерусалима — мощной оборонительной стены, которая окружала город, защищая его от набегов. В 1970-х годах эту стену обнаружил израильский археолог Нахман Авигад — толщина этого защитного сооружения составляла семь метров, что позволяло выдерживать прямые попадания из крупных таранных орудий. Ученые сделали вывод, что стена относилась ко времени, в которое правил библейский Езекия. Однако Авигад не нашел подтверждения информации о том, что она была построена по его указу.

Подтвердить реальность царя ученые смогли только в 2015 году. На холме Офель, вблизи Храмовой горы, археологи Еврейского университета обнаружили глиняный слепок, похожий на печать с диаметром около одного сантиметра. Найти столь мелкий артефакт удалось благодаря тому, что вся земля с раскопа подвергалась «мокрому просеиванию». Этот метод решили использовать, чтобы получить с холма Офель максимум материала. Дело в том, что земля может облеплять небольшие находки, делая их похожими на засохшие комочки грунта. Поэтому при прощупывании срытой земли пальцами — археологи называют это «переборкой» — такие комочки могут счесть за твердые частицы почвы и выбросить в земляной отвал. «Мокрое просеивание» почти исключает это. Срытый лопатами грунт сначала вымачивают в воде, а после помещают в сито, на которое через шланги льется вода. Таким способом можно освободить от липкого слоя земли большинство мелких артефактов — так и был обнаружен глиняный слепок. Археологам удалось прочитать на нем надпись на иврите: «Принадлежит Езекии, сыну Ахаза, царю Иудеи». После этого сомнений в том, что библейский царь существовал, у археологов почти не осталось.

Подготовил Алексей Синяков

/КР:/
О, сколько нам открытий чудных, готовит просвещения труд…/


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

59 элементов 0,681 сек.