05.12.2024

Дом на Скале (House on the Rock) – сон наяву

Дом Рока.

https://marawarren.livejournal.com/139878.html

«Дом на Скале» – громадный комплекс, построенный на скале высотой
150 метров.

Находится он в самом сердце штата Висконсин, на
вершине живописного скалистого холма неподалёку от города Сприн-Грин (3,5 часа езды от Чикаго).

Этот дом – чудо современной архитектуры с искусственным водопадом и
огромным количеством коллекций, которые даже не возможно себе
представить, если не увидеть. Я побывала в этом доме-музее осенью
2010 года и давно собиралась написать о нём, но всё никак не могла
собраться с духом,слишком обширный материал,требующий много времени.

Дом на Скале не имеет себе подобных в мире: это симбиоз
архитектурного гения с уникальнейшей коллекцией раритетов со всего мира.
Ежегодно его посещают более полумиллиона человек, блуждают

по комнатам и огромным залам, а потом обмениваются впечатлениями
и фотографиями с друзьями и близкими, называя музей не иначе как
восьмым чудом света.

Побывала в свое время в гостях у хозяина и сама королева английская – Елизавета II.
Потрясенная увиденным, она воскликнула: “Такого просто не может быть!”, и добавила к его коллекции подарок – китайский фарфоровый сервиз тончайшей работы.

Построен Дом на скале по проекту архитектора Алекса Джордана ( 1914- 1989гг), которого ещё называют иногда эксцентричным миллионером.Вначале была игрушечная модель дома, но строя его, Алекс воссоздавал дом своей мечты в натуральную величину долгие 13 лет. Конечно, не обошлось без помощи друзей и помощников, которые сразу же поняли замысел и предугадали, что это будет шедевр.

Хозяин и создатель Дома на скале, Алекс Джордан-старший, был уроженцем города Мэдисон, столицы штата Висконсин. Посещая эти места со своей семьей во время пикников, будучи еще молодым человеком, Алекс почувствовал связь пейзажа и монумента скалы. С вершины скалы ему открылись изумительные долины Вайоминг Веллей и холмы, он был буквально потрясен, заворожен этими великолепными видами.

Так у Алекса появилась идея построить дом на этой скале и разместить в нем свои многочисленные коллекции антиквариата конца 18 и начала 19 столетия. Алекс Джордан был обычным средним архитектором, строившим обыкновенные жилые дома. Его кумиром был модный в то время американский зодчий Франк Ллойд Райт, автор музея Соломона Гуггенхайма в Нью Йорке, специализировавшийся, в основном, на частных домах в стиле ранчо.

Однажды Джордан отважился попросить маэстро об аудиенции, чтобы показать ему свой проект.
Маэстро оказался высокомерным и безжалостным. “Да я бы не доверил вам построить простой курятник или хотя бы башню из ящиков для сыра”, – изрек он. Молодой человек был унижен и оскорблен до глубины души.

В поисках уединения в обиде на весь мир Алекс купил задешево небольшой участок на вершине холма Скала убежища оленя, над городком Spring Green, и начал сооружать себе жилье. Он работал на скале и в скале, вырубая и надстраивая свое новое жизненное пространство. Ему пришлось перетаскать на высоту 150 м 5 тысяч тонн известняка и 5 тысяч тонн щебня. Так, стенка за стенкой, комната к комнате, начал расти его дом.

Дом не простой, а с размахом – сложенные из камня стены, мощеные кирпичом, булыжником и плиткой полы, внутренние водопады, камины. Иные залы по высоте не уступали храмовым.В 14-ти комнатах этого удивительного дома все носило отпечаток вкуса его хозяина: дом органично вписывался в природный ландшафт, он дышал пространством и воздухом, отделка из натуральных материалов сочеталась с дизайном интерьера, внутренними водопадами и огромнейшими старинными каминами.

Это было начало 40-х прошлого века. Местные жители, с любопытством следившие за работой строителя-одиночки, окрестили его творение Дом на скале (House on the Rock). О доме заговорили, и люди стекались к подножью скалы со всех концов Америки. Алекс гостеприимно позволял людям осматривать свои владенья.

Комната за комнатой – маленький дом-студия разрастался в несметное количество помещений, поражающих оригинальностью своего архитектурного решения, основанного на идее Камня и Скалы.
Дом поражал и оригинальностью убранства каждой комнаты. В цветные витражи окон пробивается тусклый свет улицы. Да и свет невероятной красоты светильников из цветного стекла, выполненного самим автором, не нарушает атмосферу таинственности.

Все комнаты украшены цветами и растениями, фонтанами, статуэтками и персонажами античных скульптурных групп животных и людей, художественными панно китайских, японских и индийских мастеров.

Ковры, мягкая мебель, сочетающиеся с убранством каждой комнаты поражает эстетическим вкусом.
Зал античного искусства, зал орудия и доспехов древних рыцарей и множество залов, посвященных зарождению и развитию электричества.

Со временем Алекс обзавелся семьей и своего единственного сына назвал тоже Алексом.
Так появился Алекс Джордан-младший, целиком и полностью разделявший увлечение отца, во всем ему помогавший, а затем и продолживший его дело. К 1960 году друзья – частые гости и помощники Джорданов, посоветовали им открыть музей, что они и сделали.Так дом превратился в музей, плату за посещение которого Алекс установил на все времена – 50 центов. Эти «медные деньги» хозяин немедленно инвестировал в совершенствование своего владения и в приобретение уникальных раритетов для своих коллекций.

И хотя с годами дом превратился в настоящий замок с множеством помещений, садами и галереями, первоначальное название сохранилось за ним по сей день. В каждом из залов Дома на Скале размещена своя коллекция.У Алекса смолоду была неистребимая страсть к коллекционированию.

Многочисленные коллекции хозяина дома.

Он собирал все, что представляло для него какую-либо ценность – не столько материальную, сколько эстетическую. Свои первые экспонаты он подбирал на свалках и покупал на “гараж-сейлах” – старые куклы, музыкальные инструменты, модели машин, самолетов, кораблей. Притаскивал их в свое “оленье логово” и ночами напролет реставрировал, а руки у него были поистине золотые.

Заметив его склонности, друзья начали дарить ему разные антикварные штучки, что и послужило началом будущей гигантской коллекции “бог-знает-чего”. Алекс считал, что освещение и музыкальное оформление каждого зала способно усилить эмоциональный эффект от созерцания, и каждая коллекция – от зала кукол до самой огромной в мире карусели под крышей – сопровождается своей музыкой и отличается освещением.

Знакомство с музеем начинается с первого зала Музыка прошлого с большой коллекцией механико-автоматических музыкальных инструментов, которых хватило бы с лихвой для целого симфонического оркестра;отдельных и в ансамблях, и завершается оркестром из почти 200 механических музыкантов.
Множество комнат заполнены целыми оркестрами и за опущенные 2-3 монетки каждый оркестр играет свою мелодию совершенно без помощи виртуозных рук музыкантов.

Заметно, как движутся клавиши органа или рояля, как в такт ударяют барабаны и ударные инструменты, как невидимый смычок касается струн скрипок, виолончелей, как раздуваются меха духовых инструментов. Это потрясает!
Некоторые оркестры заполнены фигурами музыкантов, разных времен и народностей. И везде множество ярких, светящихся люстр.

Для удобства подъема на скалу Джорданы построили лестницу и навесной мост – прочный и крытый.
А для “полета” над ущельем – Дорогу в бесконечность (Infinity room), едва ли не основное чудо Дома на скале. Немыслимой длины галерея-консоль (72 м!), свободно висящая над пропастью в 52 метрах от земли, без всяких опор, закрепленная лишь на выходе из скалы.
За счет чего она держится – уму непостижимо!

Стены галереи прозрачные, собранные из 3 256 оконных рам, потолок и пол деревянные.
При ходьбе пол слабо покачивается – вверх-вниз, пружинит, как подвесной мост. Но у подвесного моста две опоры, а здесь всего одна, и она далеко сзади, за твоей спиной! К концу коридор сужается, превращаясь в стрелу.

Идешь по стреле и пол покачивается под ногами, просто дух захватывает..Здесь не только стены, но и пол прозрачный. С галереи открывается потрясающий вид на окрестности. Но более всего потрясает сама галерея.

В преддверье основных "чудес" выстроились мини-музеи: атрибуты старинной кухни и кузницы, бронзовые статуэтки, скульптуры, лампы Tiffany из художественного стекла, китайский фарфор и изумительной красоты статуэтки из слоновой кости, витражи, старинные книги, звонящие колокола, кареты, сани, модели аэропланов и первых летательных аппаратов.
Коллекция чугунных пушек,oгромная модель старинного паровоза и паровые котлы…

Музей содержит богатую коллекцию оружия из Европы и Азии, а также коллекцию копий фамильных драгоценностей Британской королевской семьи. В зале Ностальгия – коллекция штучных старых автомобилей, среди которых есть даже персональная машина Брежнева. Над высокими крышами сказочных домов, выстроенных внутри, парят воздушные шары с корзинами – коллекционные, редчайшие, как и машины. У одного из них корпус целиком сделан из сотни тысяч кусочков смальты.
Аналогичный зал попытался собрать «Империал Палас», один из отелей Лас Вегаса, но при всех огромных игорных деньгах Города Греха, он не смог повторить уникальность этой коллекции.
В зале Водяная мельница, с одним из самых больших в мире каминов, собрана коллекция уникальных видов старинного стрелкового оружия из Европы и Азии и средневековых рыцарских доспехов.

В зале Дух Авиации можно проследить всю историю развития авиации и увидеть старинные летательные аппараты и аэропланы.Из полумрака залов вы неожиданно попадаете на светлую и просторную Улицу Прошлого.Это улица небольшого города конца 19-го века, по которой можно гулять, заглядывая в освещенные витрины и окна. Кирпичная мостовая, каменные фасады домов – салуны, офис шерифа, почта, аптека, банк, магазины… Тумба, обклеенная афишами, старинный экипаж, запряженный лошадью и с кучером на облучке. Потолка не видно, будто где-то там, над головой, ночное небо.
Габариты помещений ошеломляют, кажутся невероятными для дома, построенного в дикой местности, на вершине скалы. С улицы XIX века вы переноситесь в морское царство.

В этом огромных размеров и высоты зале в натуральную величину, изображена высокая волна океана с огромной 60-метровой (!) зубастой акулой, открывшей пасть. В пасти застряла якобы перекушенная ею лодка. (Лодка настоящая, в ней спокойно могут разместиться два человека). Здесь же осьминог с открытым глазом и длинными щупальцами, касающимися брюха акулы. Лодка с рыбаком под волной, которая кажется сейчас накроет его с головой. Фигурки рыб и морских обитателей двигаются под музыку, змея поднимает голову и встает в позу. И все это под самоиграющие инструменты.Звучит музыка Битлз “В саду у осьминога”. В этом Морском зале множество великолепно выполненных моделей парусных кораблей, некоторые из них Джордан-старший сделал сам.Под любовно подобранные музыкальные механические инструменты – одиночные и объединенные в ансамбли, отведено несколько комнат, оформленных в стиле роскошных домашних театров XIX в.

Обширнейшая коллекция настоящих инструментов – от органа и клавесина до ударных, виолончелей и скрипок, приводимых в действие механическими устройствами. И все они до сих пор в рабочем состоянии. Коллекции кукольных домов и дворцов разных размеров, стилей и времен, но в основном отображающих жизнь и быт американцев.

Но самое ошеломляющее впечатление на всех производят игрушечные механические карусели под шатровыми куполами. Карусельный зал освещен 20 тысячами ламп из 183 люстр.
Самая большая в мире карусель ручной работы, на которой несет на себе 269 существ –полуживотных-полулюдей, русалки, амуры, черти, змеи… и даже Наполеон. Нет только традиционных лошадок.
Каждое из животных – удивительное произведение искусства. Хотя карусели и игрушечные, но размеры этих каруселей самые натуральные (только, в целях сохранности ценных экспонатов, гостям не разрешается на них садиться).

Карусели вертятся безостановочно – под механическую музыку, сверкая безумным количеством огней.
Рядом карусель поменьше, но тоже вполне подошла бы и настоящим детям. Однако седоки на фантастических животных – куклы. Здесь собрана обширнейшая коллекция старинных кукол.

Под куполом зала летающие ангелы.Рядом, в отдельной комнате, собрана крупнейшая в мире коллекция деревянных кукол. В Цирковом зале – огромнейший балаган циркачей,множество миниатюрных фигурок на тему цирка. В центре пирамида из животных, стоящих на слоне, как в Бременских музыкантах.
Только звери и габариты другие (снова один к трем). В многочисленных небольших помещениях воссозданы обстановка и убранство кабинетов дантистов, парфюмеров, швей, мастеров парикмахерского и шляпного искусства и многих других профессий времен начала 19 столетия.
Все они заполнены фигурами людей того или иного ремесла, иногда игрушечными, а иногда и в натуральную величину. Фигурки двигаются, стоит только опустить 2 монетки в автомат.

Огромная коллекция экипажей, карет, колясок, первых моделей автомобилей, паровозов, пароходов.
Макеты парусников, корветов, древних морских судов, которые в детстве любил конструировать Алекс.
И в каждом экспонате есть движущиеся элементы или фигурки, подчас очень смешные и забавные.
Как например, фрагмент ноги с ботинком, ударяющий свинью под зад и раздающимся ее визгом.
Или кудахтание курицы и вылетающее из нее яйцо.И снова играет механический оркестр из 80 музыкальных инструментов и 40 механических музыкантов.

Галерейный зал поражает своими раритетами: кружева, стекло, фарфор, оружие, ювелирные раритеты из коллекции британской королевской династии. Калейдоскоп удивительных экспонатов к концу осмотра вызывает эмоциональный шок.

Испытав напоследок еще один шок – на дороге, ведущей в Бесконечность(Infinity room), вы выходите наконец в пронизанный солнцем и свежим воздухом нижний парк с японскими прудами и водопадами и покидаете мир сказки и абсурда, мир двух людей, посвятивших этой абсурдной сказке всю свою энергию, помыслы и жизни.

И это ещё не всё.Сложно описать все те впечатления, которые оставляет этот фантастической архитектуры дом и его фантастическая экспозиция. И хотя я бывала во многих музеях, ничего подобного нигде больше не видела. Это слияние шедевра человеческой мысли и шедевра архитектуры, воплощенных в реальной жизни. Незабываемое зрелище!


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

72 элементов 1,570 сек.