Замораживание этого решения БАГАЦем, объявленное в пятницу, и намеки Нетаниягу на то, что он может не прислушаться к решению суда, превращают это событие в конституционный кризис монументальных масштабов.
Сомнительная законность процедуры увольнения — не утвержденной юридической советницей и обреченной дойти до суда после града исков — конечно, важна. Непреодолимое отсутствие доверия между Нетаниягу и Баром, конечно, имеет решающее значение.
Расследование ШАБАКом событий, приведших к катастрофе 7 октября 2023 года, — в некоторых из них содержится резкая критика политики и деятельности Нетаниягу, — безусловно, острая ситуация. Итак, вот краткий отчет о шатком состоянии системы сдержек и противовесов в стране, поскольку стены израильской демократии рушатся быстро и грохотом.
— Кнессет неэффективен и слаб, а структура израильской парламентской демократии, в которой так много законодателей входит в состав правительства, сводит на нет понятие разделения властей.
— Оппозиция недееспособна, лишена идей и парализована бездействием из-за постоянной слабости кнессета.
— Министерства обороны и финансов находятся под полным контролем Нетаниягу и его приверженцев.
— Ведомство государственного контролера превратилось в пустышку, которая не утруждает себя надзором за правительством.
— Уполномоченный по делам государственной службы стал политическим назначенцем, преследующим политические цели.
— Полиция почти перестала существовать как независимая следственная и правоохранительная служба. Она превратилась в феодальную вотчину ультраправых, в политическое ополчение.
— Большинство СМИ добровольно подняли руки, полностью подчинились правительству или регулярно подвергаются преследованиям и запугиваниям с его стороны. Газета «ХаАрец» — редкое исключение.
— Кабинет министров единогласно одобрил увольнение главы ШАБАКа, а на следующей неделе будет обсуждаться вопрос об отставке юридической советницы Гали Бахарав-Миары.
Что же осталось от некогда эффективной системы сдержек и противовесов? Верховный суд и израильская общественность. Суд, председателя которого, судью Ицхака Амита, бойкотируют и премьер-министр, и министр юстиции, — это ограждение, которое отражает неправомерные действия только в том случае, если в суд подан иск. Таким образом, израильская общественность становится единственной потенциально эффективным контролером.
Но понятие «общественность» аморфно. Как поведет себя общественность, всегда непредсказуемо, а сейчас зависит от усталости и осознания того, что израильская демократия находится в режиме поддержки жизнеобеспечения – на аппарате «сердце-легкие». После массовых демонстраций против конституционного переворота Нетаниягу в 2023 году опустошение, шок и агония 7 октября, естественно, привели к сдержанности, и, кроме демонстраций в поддержку сделки с заложниками, общественность оставалась сдержанной.
Очевидно, что Нетаниягу вдохновляет и придает сил подход Трампа к разрушению, позволяющий уничтожить все неугодное ему в Соединенных Штатах. Несмотря на огромные структурные и системные различия между двумя странами, их политическими системами и политическими культурами, Нетаниягу видит в Трампе образец для подражания.
Единственная причина, по которой Нетаниягу не ликвидирует министерства и правительственные учреждения, как Трамп и его сопрезидент Илон Маск, заключается в том, что в дряхлой израильской политике министры раздают тысячи рабочих мест и государственных контрактов друзьям и союзникам.
Ни Трамп, ни Нетаниягу не являются демократами. Несмотря на различие стилей, они — подражатели автократов, презирающие демократию и обиженные на систему сдержек и противовесов современной демократии.
Нетаниягу полностью перенял зажигательную риторику и броский политический язык Трампа: меня преследует «глубинное государство», все, что обо мне пишут или передают, — фальшивые новости, либеральная элита преследует меня, бюрократия незаконно мешает мне управлять, правоохранительная и судебная система «шьет дела» против меня, я представляю настоящий народ, но элита пытается лишить народ свободы воли.
Подхалимство и лизоблюдство по отношению к Трампу — неприкрытые. «В Америке и в Израиле, когда на выборах побеждает сильный правый лидер, левое «глубинное государство» использует систему правосудия, чтобы помешать народному волеизъявлению. Они не победят ни там, ни там! Мы сильны вместе», — написал Нетаниягу на сайте X.
Время публикации не случайно. Нетаниягу пытался донести до Трампа некое послание, и это послание — его скрытый мотив. Увольнение главы ШАБАКа и начало процесса увольнения юридической советницы — это подражание тому, что делает Трамп, после того как Нетаниягу начал широкую атаку на демократию и яростный конституционный переворот в 2023 году. Это послание Трампу: посмотрите на меня, я силен и насаждаю хаос, как и вы.
Нетаниягу знает, что Трамп — тип хулигана, который ненавидит слабость и все, что отдает «неудачниками». В октябре 2023 года, менее чем через неделю после атаки ХАМАСа и самого катастрофического дня в истории Израиля, все, что Трамп мог сказать о Нетаниягу, было «он неудачник». Трамп регулярно размахивает этим прозвищем в отношении генералов, которые предостерегают от безрассудных военных операций, и он широко использовал его, чтобы нанести удар по президенту Украины Владимиру Зеленскому.
Трамп наверняка знаком с опросами, показывающими, что 76 процентов израильтян считают Нетаниягу ответственным за провал 7 октября, а 65 процентов считают, что он должен уйти в отставку. Нетаниягу осознает, что любые события, которые раскрывают его политическую уязвимость — массовые демонстрации, слабость его правящей коалиции, противодействие со стороны «стражей врат», таких как глава ШАБАКа, юридическая советница и Верховный суд, или угрозы бывших руководителей разведки и военных высказаться — источают ту слабость, которая не нравится Трампу.
Добавьте к этому растущее в окружении Трампа впечатление, что Нетаниягу им манипулирует в том, что касается Газы, и, что еще хуже, пытается создать условия, которые втянут Америку в войну с Ираном, и станет ясно, почему Нетаниягу, боясь, что Трамп отвернется от него, должен был продемонстрировать то, что он считает силой.
Алон Пинкас, «ХаАрец», М.Р. На фото: Итамар Бен-Гвир, Исраэль Кац, Биньямин Нетаниягу, Симха Ротман, Орит Струк и Ярив Левин в кнессете. Фото: Оливье Фитусси