Задолго до того, как премьер-министр объявил о прекращении огня с «Хизбаллой», его коалиция вела себя так, как будто войны больше нет, а есть только внутренние войны: юридическая советница правительства, глава ШАБАКа, начальник Генштаба, свободные СМИ, коллегия адвокатов, комиссия по выбору судей, арабские депутаты.
Все стражи закона, вся система сдержек и противовесов израильской демократии в последние недели подверглись артиллерийскому обстрелу законодательных инициатив и угроз, которые призваны ослабить и устранить любые препятствия, которые могут помешать правительству «управлять».
Опьянение властью начинается сверху, с решения Нетаниягу уволить министра обороны Йоава Галанта в начале месяца, что является лишь прелюдией к большому плану – сместить начальника Генштаба и главу ШАБАКа и создать лояльное, послушное руководство силовыми структурами.
На этом этапе, как сообщают источники, близкие к Нетаниягу, план по отстранению от должности главы ШАБАКа Ронена Бара был отложен из-за опасений, что БАГАЦ вмешается, поскольку прямо сейчас идет расследование ШАБАКом дела Эли Фельдштейна.
Но тем временем, по данным источников, премьер-министр и его новый министр обороны Исраэль Кац «пытаются указать на выход» начальнику штаба Герци Халеви в серии конфронтаций, направленных на то, чтобы дать ему понять, что, по их мнению, ему пора уйти в отставку.
Нетаниягу подлил масла в конфронтацию с ЦАХАЛом и ШАБАКом в 9-минутном видео, которое он опубликовал на выходных. В нем он защищает своего советника Фельдштейна: он обвинил органы безопасности в умышленном сокрытии важной информации, поддержал конспирологические версии, процветающие в телестудии 14-го канала и в соцсетях своего сына. Он назвал серьезное дело, связанное с безопасностью, «машиной охоты» и «восьмым фронтом», на котором ему предстоит сражаться, помимо семи фронтов с внешними врагами Израиля. Не больше, не меньше.
Можно осторожно оценить, что с прекращением огня на северном фронте не совсем тайная битва, которую Нетаниягу ведет с 7 октября против ЦАХАЛа и ШАБАКа в попытке уйти от ответственности за провал, станет только уродливее.
Нетаниягу дает опьянению силой проникать все дальше и дальше. Следующим в его списке стоит юридическая советница правительства Гали Бахарав-Миара, которая в течение двух лет подвергается ежедневным нападкам со стороны правительства, а в эти дни становится все более реальной угроза ее отстранения.
Нетаниягу, как обвиняемый по уголовному делу, связан соглашением о конфликте интересов, который не позволяет ему заниматься этим самому, поэтому он делегировал эту задачу своим соратникам, министру юстиции Яриву Левину и министру связи Шломо Караи. Последний, помимо продвижения драконовских законов о печати, также собирает подписи министров, чтобы начать процесс отстранения Бахарав-Миары.
Пока что все остается в рамках петиций, демонстраций и твитов рупоров Биби, ситуация еще не созрела для реального шага. Не исключено, что опасения Нетаниягу, что увольнение юрсоветницы приведет к признанию его неправоспособным, тормозят продвижение дела. Но правительство будет сохранять угрозу, витающую над ее головой, как постоянное напоминание о том, что у них власть и они правят. Чтобы помнили все стражи закона.
Опьянение властью создает сильное ощущение дежавю двухлетней давности, когда правительство Нетаниягу-Левина-Бен-Гвира-Смотрича взяло бразды правления в свои руки и начало правовую реформу/юридическую революцию решительным штурмом, с потоком уродливых законопроектов, обрушившихся на разом на общество.
В список законопроектов, стоящих на повестке дня коалиции в последние недели, входит новый «французский закон», созданный Тали Готлиб, который предоставит ей и другим депутатам почти полный иммунитет от судебного преследования, специальный «закон Фельдштейна», специально разработанный для того, чтобы обвинительное заключение, предъявленное против него, было отменено.
В списке — законопроект о закрытии общественной радиовещательной корпорации и закон о приватизации «Галей-ЦАХАЛ», законопроект, который затруднит участие арабских депутатов во всеобщих и местных выборах, новый «закон джобов», добавляющий еще одну должность заместителя мэра и так далее.
В то же время министр юстиции Левин продолжает писать в соцсетях о Верховном суде, всеми силами блокируя избрание судьи Ицхака Амита его председателем и размахивает угрозой возобновления государственного переворота. Что ж, законодательный разгул сигнализирует о том, что он уже вернулся.
Опьянение властью в этом месяце также получило подкрепление из-за рубежа, после стремительного возвращения Дональда Трампа, которое повергло «полностью правое» правительство в полную эйфорию. Нетаниягу снова вслух мечтает об атаке на ядерные объекты в Иране и об историческом мире с Саудовской Аравией, а Бецалель Смотрич объявил 2025 год годом суверенитета и призвал к оккупации всей Газы и сокращению ее населения вдвое.
Не факт, что Трамп осуществит все мечты, но ожидание смены вашингтонской администрации в январе вселяет в экстремистов из правительства большие надежды: на отмену размежевания и возобновление поселений в Газе – даже когда всем ясно, что это означает с точки зрения 101 заложника в Газе и кто за это заплатит.
Перемирие с Ливаном, которое прошло без потрясений в коалиции и угроз выйти из правительства, еще раз показало, что мечты Смотрича и Бен-Гвира о возвращении в Газу являются одной из причин того, что заложники еще не дома и что война в секторе Газа еще не окончена. И на фоне этого опьянения властью семьи заложников, которые каждую неделю приходят в кнессет, чтобы поднять свой голос, сталкиваются при встрече с членами коалиции в лучшем случае с игнорированием, а в худшем случае с холодным и отчужденным обращением.
Шум и гам опьянения силой и властью служат Нетаниягу, который пытается отвлечь внимание общественности от своих предстоящих показаний в суде, а также от готовящегося «на маленьком огне» закона об освобождении от призыва в армию, от предстоящего бюджета с новыми тяготами и налогами, а также от понижения кредитного рейтинга. Ведь все это можно утопить в море заголовков о конфликтах и бурях.
Но в последний раз, когда его правительство было настолько опьянено властью, два года назад, оно разорвало страну на две части и привело к катастрофе, крупнейшей в истории Израиля. Чем все закончилось, мы уже видели. И вот оно снова идет туда.
Таль Шалев, Walla, И.Н. Фото: Оливье Фитусси