— Например, бассейн. В больничной кассе «Леумит» нам предложили обучение плаванию: десять занятий по 300 шекелей за каждого ребенка вместо 1000 шекелей. Эта сумма включала подвозку до бассейна. Мы долго не раздумывали.
Это – начало типичного телефонного разговора между представительницей больничной кассы «Маккаби» и ультраортодоксальной женщиной, которая вместе со всей своей семьей перешла к конкурентам.
Затем представительница «Маккаби» просит собеседницу объяснить как ей удалось получить столь щедрое предложение. «Одной моей дочери курс плавания прописали как эмоциональную терапию, — объясняет женщина. — Другой – для укрепления плечевого пояса. Педиатр дает направление – почему бы им не воспользоваться? Плавание действительно очень важно для детей».
Но на этом разговор не заканчивается. Женщина рассказывает дальше, какие бонусы получила от перехода в «Леумит». Это и курс гимнастики по 15 шекелей за занятие, и возможность получить бесплатное направление к врачу или на проверку в близлежащую больницу «Ланиадо».
Кроме того, выясняется, что студентам йешив, не желающим, чтобы кровь на анализ у них брала медсестра, больничная касса «Леумит», предоставляет возможность воспользоваться услугами медбрата, посещающего их прямо на дому.
А что насчет качества медицинского обслуживания? «Наш педиатр – замечательный специалист, — говорит женщина. – Он знает проблемы всех моих детей наизусть. Он буквально живет ими».
Выслушав все это, представительница «Маккаби» спрашивает: «Что можно сделать, чтобы вы вернулись к нам?». «Вы должны предложить нам то же самое, — отвечает женщина. — Но не думайте, что нам у вас было плохо. Посмотрим, может быть, через три месяца мы еще вернемся… Мы знаем, что в «Маккаби» работают прекрасные профессионалы, но ведь всегда и везде можно что-то улучшить. Проверьте, что еще вы можете нам предложить».
Такая беседа – часть рутинной работы больничных касс с представителями ультраортодоксального сектора. И это лишь верхушка айсберга — ожесточенной конкуренции, существующей в данной сфере.
Больничные кассы ведут отчаянную борьбу за ультраортодоксальных клиентов, и не жалеют на нее средств. Однако законность их приемов зачастую вызывает сомнения.
Любое денежное вознаграждение за переход их одной больничной кассы в другую запрещено законом. Больничные кассы финансирует государство то есть, в конечном итоге, налогоплательщики. Конкуренция кассами должна разворачиваться исключительно в сфере качества. Им запрещается переманивать клиентов, предлагая какие-то подарки или денежные льготы.
Но соблазн слишком велик. Бюджет больничных касс рассчитывается на основании количества состоящих в них граждан. За каждого клиента касса получают 5000-6000 шекелей год — в зависимости от возраста, пола и места жительства человека. Чем больше людей, тем больше денег.
В году есть только шесть дат, когда клиент может сменить больничную кассу. И в канун их наступления между кассами разворачивается ожесточенная борьба.
В этой гонке участвуют все – от рядовых сотрудников до административного руководства больничных касс. И ультраортодоксальный сектор неизменно привлекает к себе повышенный интерес.
«Для того, чтобы привлечь светского или ультраортодоксального клиента вам нужно приложить равные усилия, — объясняет сотрудник одной из больничных касс. – Но если вам удалось переманить к себе ультраортодокса, вместе с ним к вам перейдет его семья — еще десять человек. А если речь идет о светском жителе Тель-Авива, то это будет еще два-три человека, не больше. Кроме того, ультраортодоксальные семьи быстро растут. Это гарантирует естественный прирост числа клиентов больничной кассы».
Симха Сегаль, отвечающий в больничной кассе «Клалит» за набор новых клиентов, считается знатоком ультраортодоксального сектора. Он управляет группой в WhatsApp, в которой состоят его коллеги-ультраортодоксы.
Сегаль постоянно напоминает им о том, что нужно привлекать новых и новых клиентов. Причем в этой группе состоят и административные сотрудники, отвечающие за общинную работу, которым, в соответствии с циркуляром гендиректора минздрава, категорически запрещается заниматься переманиванием клиентов.
«Далия – чемпионка! Молодец! Сегодня вы номер 1 в нашей группе – вы привлекли более 45 новых клиентов», — говорит Сегаль в одном из видеороликов, разосланных им с помощью WhatsApp. Но не все идет гладко. «Еще есть и те, кто топчутся на месте», — пишет в той же группе ответственный за ультраортодоксальный сектор в одном из районов страны. — Пора проснуться и начать работать».
Перейдите в нашу кассу, мы построим вам синагогу
В результате этой гонки больничные кассы становятся источником бонусов для целых общин и районов. Например, в прошлом году ответственный за безопасность больничной кассы «Меухедет» подал жалобу в министерство здравоохранения.
Он сообщил, что руководство ультраортодоксальной общины в иерусалимском квартале Рамат-Шломо призвало всех своих членов перейти в больничную кассу «Маккаби». Причина проста: больничная касса обещала профинансировать строительство в Рамат-Шломо новой синагоги. За каждого нового клиента, перешедшего в «Маккаби», общине было обещано 500 шекелей.
В своей жалобе ответственный за безопасность «Меухедет» сообщает, что в общине, о которой идет речь, состоят 150 семей, которым ежемесячно приходится выкладывать сотни шекелей на строительство новой синагоги. Но этих денег все равно не хватает, и у общины уже накопились долги в размере около полумиллиона шекелей.
В другом случае несколько сотен белзских хасидов перешли в больничную кассу «Маккаби» после того, как им пообещали профинансировать строительство нового учебного зала. Это также произошло в иерусалимском квартале Рамат-Шломо.
Когда больничные кассы, из которых уходили хасиды, пытались выяснить, в чем дело, те либо отмалчивались, либо говорили о своих обязательствах перед общиной.
«В прошлую пятницу представители руководства нашей общины три часа сидели у меня дома, — рассказал представителю больничной кассы «Меухедет» один из белзских хасидов. — Они пытались уговорить меня перейти в «Маккаби», Я им сказал, что не хочу никуда переходить. Тогда раввин заявил мне: «Вы – одна из двух семей, которые сводят с ума нас всех. Я не хотел бы, чтобы ваше имя попало в список тех немногих, кто не захотел помочь нашей общине». В результате в случае перехода мне пообещали четыре месяца бесплатной дополнительной страховки».
И это вовсе не уникальный случай. В 2021 году минздрав обратился в полицию с жалобой по поводу сделки между карлинскими хасидами в Тверии и больничной кассой «Меухедет». Тогда сотни хасидов перешли в «Меухедет» в обмен на обязательство больничной кассы перечислять общине сотни тысяч шекелей в год на ремонт синагоги.
Как выяснилось, лидеры этой общины провели своеобразный конкурс. В нем победила «Меухедет». Полиция до сих пор не сообщила минздраву о результатах расследования.
«На все больничные кассы можно давить»
Все вышеописанное подтверждается цифрами. В ультраортодоксальных городах отмечается наибольшее количество переходов из одной больничной кассы в другую. Например, по данным Службы национального страхования в 2023 году в Бейтар-Илите больничные кассы сменили 2322 человека – это в пять раз больше, чем в Ход ха-Шароне, насчитывающем такое же количество жителей. В Бейт-Шемеше из одной больничной кассы в другую прошли 7293 человека, а в Рамат-Гане, где живет столько же людей — 1423. В Эльаде больничные кассы сменили 1905 человек, тогда как в Рамат ха-Шароне – только 320.
Более того, по данным Службы национального страхования в ультраортодоксальных городах тысячи граждан в течение 2023 года дважды переходили из кассы в кассу.
В Бейт-Шемеше дважды поменяли кассу 1300 местных жителей, в Бней-Браке – 998 человек, в Модиин-Илите – 663 и в Иерусалиме – 4042.
Для сравнения: в Хайфе дважды сменил больничную кассу 191 человек, в Раанане, Кфар-Сабе и Гиватаиме – 18 человек, а в Рамат-ха-Шароне — всего 7.
«Двойной переход можно объяснить только предлагаемым людям вознаграждением», — утверждает высокопоставленный сотрудник одной из больничный касс, занимающийся поиском новых клиентов. – Эта запрещенная законом плата «отмывается» за счет дополнительного страхования или предоставления каких-то новых услуг. Иногда это вознаграждение выплачивается просто в виде чеков. Абсурд заключается в том, что больничные кассы иногда платят несколько раз в год одному и тому же человеку. Например, кого-то переманили из «Меухедет» в «Клалит», а потом уговорили вернуться в «Меухедет», но спустя какое-то время он вновь перешел к «Клалит». Таким образом он смог дважды получить вознаграждение».
По словам наших собеседников, в качестве дополнительных услуг больничные кассы могут предложить, например, уроки музыки для детей. Официально это называется «музыкальная» или «эмоциональная» терапия.
Обучение плаванию оформляются как «гидротерапия». Кроме того, детям старше 5 лет предоставляется возможность бесплатного лечения зубов под полным наркозом (по закону, такой возможностью могут пользоваться только дети до 5 лет).
«Кроме того, клиенты могут получить компенсации за имплантаты, занятия в различных кружках и многое другое, — говорит высокопоставленный представитель одной из больничных касс. — Это является преступлением – на каком основании одни граждане получают щедрые льготы, а другие — нет? Как правило, на особое отношение могут рассчитывать многодетные семьи, и они хорошо умеют пользоваться этим».
Галия – представительница ультраортодоксальной общины, занимающая высокую должность в одной из больничных касс. «Чтобы привлечь нового клиента, мы пытаемся выяснить, что не устраивает его в нынешнем положении, — рассказывает она. — Сейчас, например, многие говорят, что хотели бы получить дорогие уколы для похудения, не оплачиваемые больничными кассами. На все больничные кассы можно давить, и люди прекрасно это знают. Есть волшебная фраза: «Тогда я перейду в другую кассу». И, в особенности если ее произносит ультраортодоксальный клиент, ему изо всех сил идут навстречу».
Нет жалоб – нет доказательств
Города, в которых живут ультраортодоксы, стали ареной ожесточенной борьбы между больничными кассами.
«Многодетным семьям очень важно, чтобы все основные медицинские услуги можно было получить рядом с домом, — объясняет Галия. – Если, например, к педиатру надо ехать на машине, то везти к нему больного ребенка со всеми его братьями и сестрами – это целая проблема». Поэтому в Бейт-Шемеше – городе с быстро растущим ультраортодоксальным населением – больничные кассы стараются открыть как можно больше отделений. У «Меухедат» их 18, у «Маккаби» — 10, у «Клалит» — 16 и у «Леумит» — 14.
В ультраортодоксальных городах и кварталах уже существует определенный стандарт: поликлиника должна находиться на таком расстоянии от дома, которое женщина с коляской может преодолеть без особых затруднений. Больничные кассы этим гордятся.
«В некоторых случаях мы можем открыть три современные поликлиники в одном квартале», — заявил генеральный директор «Мухедет» Узи Битан в интервью газете «Ха-Модиа». По его словам, острая конкуренция вынуждает больничные кассы постоянно открывать новые отделения, которые, по крайней мере, на первом этапе, нерентабельны. «Содержать две поликлиники на расстоянии 3 км друг от друга – это многомиллионные затраты, — отметил Битан. — По сравнению с этим, бесплатные кружки или бассейн – сущая мелочь».
Одно из крупнейших сражений последнего времени развернулось в Араде, где в последние годы набирает силу община гурских хасидов. Больничные кассы «Маккаби» и «Клалит» ведут за них острую конкуренцию. В мае нынешнего года «Клалит» открыла в Араде пункт экстренной помощи для женщин, работающий по ночам и субботам.
Это избавляет жительниц Арада от поездки в Беэр-Шеву в случае чрезвычайной ситуации. Но «Клалит» пошла на этот шаг не совсем по собственной инициативе. Оказывается, гурские хасиды провели в городе своеобразный «конкурс». Они сообщили, что запишутся в ту больничную кассу, которая откроет экстренный медпункт.
В острой конкурентной борьбе больничные кассы часто балансируют на грани закона, и, по всей видимости, даже преступают его, выплачивая отдельным клиентам денежные вознаграждения. Однако поймать за руку никого не удается.
«Все научились работать чисто, — говорит высокопоставленный представитель одной из больничных касс. – И сами граждане ничего не сообщают о нарушениях закона. Нет жалоб – нет доказательств».
В ответ на наш запрос министерство здравоохранения сообщило, что ему известно о нездоровой конкуренции между больничными кассами. «Мы пытаемся пресечь подобные явления, — подчеркивается в -заявлении пресс-службы миздрава. – Мы тщательно изучаем все жалобы больничных касс одна на другую. Но, как правило, даже если картина в целом ясна, мы затрудняемся найти неопровержимые доказательства нарушения закона. Причина тому – своего рода заговор молчания вокруг попыток больничных касс переманить к себе как можно больше клиентов».
Пресс-службы больничных касс «Меухедет», «Маккаби», «Клалит» и «Леумит» в ответ наш запрос рассказали о своих дальнейших планах и заявили о своей незыблемой приверженности закону. Они опровергли утверждения об особых преференциях для представителей ультраортодоксального сектора.
Например, «Меухедет» сообщила, что вскоре откроет поликлинику в Сдероте – городе, где отсутствует крупная ультраортодоксальная община. Кроме того, как отмечается в заявлении этой больничной кассы, она содержит пункт экстренной помощи в Тель-Авиве – городе, где светские граждане составляют подавляющее большинство (прим. «Деталей»: население Тель-Авива составляет около 460 тысяч человек, население Арада — около 27 тысяч человек).
Ронит Линдер, TheMarker, Б.Е. Фото: Моти Мильрод