Чтобы ответить на эти вопросы, «Детали» составили карту расселения ультраортодоксов. Как и на всех первых картах, – например, географических – некоторые границы здесь могут быть со временем скорректированы.
Откуда есть пошла иудейская земля
Рассеяние ультраортодоксов в Израиле началось с «четырех зерен старого ишува» — так называют тех евреев, которые жили в Израиле до первой волны репатриации (примерно 1880 год). Тогда евреи селились преимущественно в Иерусалиме, Хевроне, Цфате и Тверии. Все еврейское население этих городов можно отнести к ультраортодоксам. Стоит отметить, что иерусалимский район «Меа Шеарим» («сто мер», названный в честь строки из Книги Бытия: «И посеял Яаков в тот год, и собрал сто мер», 26:12) был основан в 1875 году, и его население относится к старому ишуву.
После основания Тель-Авива в 1909 году в нем стали селиться ультраортодоксы. И сегодня в этом городе, давно ставшем «столицей светского Израиля», существует целый квартал гурских хасидов. А в Бат-Яме есть квартал бобовских хасидов.
Довольно скоро ультраортодоксы поняли, что им не слишком удобно жить вперемешку с мирянами. И в 1924 году раввин Гершенкорн, гурский хасид, основал Бней-Брак.
Позднее в Израиль переехал Кречневский ребе Дави-Моше Розенбойм, основав ультрарелигиозный квартал в Реховоте. После его смерти старший брат унаследовал место ребе вместе с кварталом, а средний отправился в Кирьят-Гат, где тоже был заложен ультрарелигиозный квартал кречневских хасидов. Позднее к ним присоединились хасиды слонимского двора, хабадники (любавичские хасиды) и хасиды ребе Ареле («Шомрей эмуним»). В итоге сегодня в Кирьят-Гате есть большой ультраортодоксальный квартал.
Постепенно стал расти ультраортодоксальный квартал в Ашдоде – «заин» (ивр., седьмой).
Обычно перед свадьбой у гурских хасидов принято приходить на встречу с ребе и спрашивать, где молодой паре предстоит жить. Ребе может направить молодоженов в совершено незнакомый город с приказом купить там квартиру (если потребуется, община окажет финансовую помощь). Невзирая на трудности, супруги должны жить в этом городе. Они знают, что вскоре ребе пошлет к ним на помощь еще одну пару. Затем другую, третью… Так постепенно и образовываются целые кварталы гурских хасидов. Тель-Авив – не исключение.
6 мая 1949 года в Израиле неподалеку от Тель-Авива по приказу шестого любавичского ребе был основан Кфар ХАБАД – поселение любавичских хасидов. Сегодня там проживает чуть более 6000 человек.
В 1954 году неподалеку от поселения Кастиния был основан город Кирьят-Малахи. И тогда уже седьмой Любавичский ребе приказал основать в этом городе отдельный хабадский район – Нахалат ар-ХАБАД. Сегодня в нем проживают чуть менее 5000 человек.
Хасиды ХАБАДа известны тем, что стараются привлечь светских евреев к исполнению заповедей иудаизма. То же самое делают и брацлавские хасиды, стараясь кроме этого ознакомить светских евреев с учением рабби Нахмана. У брацлавских хасидов есть свой город – Явниэль, расположенный неподалеку от Тверии, хотя они составляют только 30 процентов от его населения.
Мы уже упоминали хасидов ребе Ареле – Аарона Рота. После его смерти в 1947 году двор раскололся на две части – одна пошла за зятем ребе, основавшим двор «Толдот Аарон», другая – за сыном, основавшим двор «Шомрей эмуним». Со временем и эти великие раввины умерли, так что сегодня после ребе Ареле осталось 7 хасидских дворов – и, соответственно, 7 районов, населенных ультраортодоксами. Хасиды ребе Ареле редко вступают в контакты со светским населением, полагая, что их учение недоступно простым смертным. Вместе с тем они очень резко реагируют на нарушение законов субботы и любое несоблюдение законов иудаизма, причем в самом строгом их понимании. Демонстрации, бойкоты, иногда применение силы – это преимущественно связано с хасидами «Толдот Аарон». В этом их поддерживают сатмарские хасиды: основатели этих направлений, ребе Аврум-Ицхак Кан и ребе Йоэль Тейтельбойм, были очень дружны.
Помимо ультраортодоксов-хасидов в Израиле существуют ультраортодоксы «литовского» направления (не придерживающиеся учения хасидизма), ультраортодоксы-сефарды, а также представители секты «Нетурей карта» (это не хасидский двор, а именно секта «литовского» направления, состоящая преимущественно из потомков старого ишува).
Всего в Израиле на конец 2017 года проживало свыше 1 100 000 ультраортодоксов, составляя, таким образом, 12,64 процента от населения. Но к ним можно добавить и национально-религиозный лагерь, а также так называемых «современных ортодоксов», то есть тех же самых ультраортодоксов, но имеющих постоянную работу и относящихся к среднему классу.
В целом у верующего, а тем более, соблюдающего заповеди еврея проблем с ультраортодоксами не возникнет. Но понятно, что столь огромная и организованная сила будет постоянно стараться изменить статус-кво в пользу большего удельного веса законов Галахи, то есть иудейского религиозного законодательства. Поэтому при выборе жилья посмотрите наш список и сами оцените, с каким процентом ультраортодоксов вы готовы соседствовать.
Где и сколько?
Иерусалим — 265 400 ультраортодоксов составляют примерно 48,4 процента еврейского населения столицы, а от ее общего населения, включая арабов — 29,4 процента.
Бней-Брак – 171 600 ультраортодоксов, составляющих 89 процентов еврейского населения (88,6 от всего населения).
Бейт-Шемеш – 74 270 человека (66 процентов, но надо учесть, что ультраортодоксальное население Бейт-Шемеша очень буйное).
Модиин-Илит – 68 870 человек, то есть почти все население города — 98 процентов.
Ашдод — 53 000 местных ультраортодоксов рассеяны по разным районам – некоторые полностью ультраортодоксальные, а в иных вы редко встретите еврея в черной шляпе. Здесь они составляют 26,4 процента от еврейского населения.
Цфат — В этом традиционно религиозном городе проживают 15 700 ультраортодоксов — 47 процентов от еврейского населения города. Но здесь много представителей национально-религиозного лагеря, которых обычно не включают в число ультраортодоксов.
Тверия — 8500 ультраортодоксов, 21 процент от еврейского населения города. Иначе говоря, тем, кто желает вести умеренно-религиозную жизнь, Тверия вполне подойдет.
Ашкелон, который всегда считался светским городом, сегодня приютил 8 363 ультраортодоксальных евреев (6,9 процента от населения города).
Что делать тем, кто вообще не хочет видеть вокруг себя ультраортодоксов, но все еще не готов селиться в арабской или друзской деревне? Поезжайте в Рамат ха-Шарон. Здесь на весь город пока всего 1500 ультраортодоксов, менее 3 процентов от населения города.
Бейтар-Илит — 52 198 ультраортодоксов. В этом городе со стопроцентно еврейским населением 95,7 процентов составляют ультраортодоксы. Оставшиеся относятся к национально-религиозному лагерю и традиционным сефардам.
Петах-Тиква – 28 140 ультраортодоксов или 12 процентов от еврейского населения города.
Тель-Авив — ультраортодоксы, некогда перебравшиеся отсюда в Бней-Брак, теперь медленно, но верно возвращаются в «город без остановки». Сейчас здесь живут 16 200 ультраортодоксов, но это всего 4 процента от еврейского населения города.
Нетания — 19 600 ультраортодоксов, которые компактно селятся в своих районах (10 процентов от светского населения).
Бат-Ям стал домом для 7 120 ультраортодоксов, преимущественно это бобовские хасиды и хабадники, их всего 6,8 процента от еврейского населения, а в общей численности даже меньше – 5,5 процентов.
Нетивот — город, где похоронен Баба Сали (раввин Исраэль Абу-Хацира). Здесь проживают 19 570 ультраортодокса. Это 45 процентов от всего еврейского населения города, но пусть вас не обманет эта низкая цифра: основное населения города – религиозные сефарды. Хотя они не одеваются в стиле Восточной Европы XIX века, по манерам поведения они мало отличаются от ультраортодоксов. Посему можно сказать, что Нетивот – город ультраортодоксальный, а более легкой одежде его обитатели обязаны не смягчению взглядов на религию, а, скорее, жаркому климату пустыни Негев.
Арад — 6 800 ультраортодоксов на конец 2017 года, примерно каждый третий житель. Город оказался не готов к такому развитию событий, и в результате в квартирах стали открываться нелегальные синагоги и детские сады.
Эйлат — 1400 ультраортодоксов или 3,4 процента от еврейского населения города.
Рамле — 5070 ультраортодоксов. В центре этого города со смешанным населением можно увидеть немало синагог, преимущественно — хасидов любавичского направления. Это 9,2 процента от еврейского населения города, но всего 6,7 процента от общей численности.
Лод — 4 900 ультраортодоксов. В городе сосуществуют еврейские и арабские районы – правда, не столь мирно, как в Рамле. Ультраортодоксы составляют 10,5 процентов от еврейского населения города, и только 6,5 — от общего.
Хайфа — 19 200 ультраортодоксов живут в районе Бат-Галим (там для них даже оборудован раздельный пляж Хоф а-Шакет с разными днями посещения для мужчин и женщин) или в районах Геула и Рамат-Вижниц. В Рамат-Вижниц проживают преимущественно хасиды ребе из Сирет-Вижниц – родственники Вижницких ребе. В свое время ребе Барух, основатель династии, решил жить не в Бней-Браке (чтобы не составлять конкуренцию «основному» вижницкому двору, одному из самых крупных в Израиле), а в Хайфе. Сюда многих влекут обилие работы и близость святых мест – горы Кармель, где жил в пещере пророк Элияху, а также могил Авдимая из Хайфы (законоучитель, живший примерно 2000 лет назад), и раввина Шломо Сирилио (каббалиста XVI века, переехавшего из Испании в Святую Землю). В относительных числах процент ультраортодоксов в Хайфе составляет всего 8,7 от еврейского населения, а от общего населения (добавим арабов и бахаев) – всего 6,8.
Ультраортодоксов можно встретить даже в Нацрат-Илите (ныне Ноф ха-Галиль) — около 1900, но самых разных направлений, от хасидов ХАБАДа до сторонников ШАСа.
Нет сомнений, что с 2017 года все эти цифры значительно выросли. Стоит отметить, что если число обычных ультраортодоксов увеличивается только за счет рождаемости, число любавичских (ХАБАД) и брацлавских хасидов – за счет активной вербовки новых сторонников.
Александр Рыбалка, «Детали». Фото: Гиль Коэн Маген