Раввин же принадлежит к другой категории. Раввин, как вытекает из буквального значение слова «рав» — великий — это человек, которого мы знаем как великого в мудрости и добрых делах.
Мы выбираем определенного человека и присваиваем ему титул «раввина» на основании обоснованного знания о том, что он действительно соответствует критериям личного и духовного величия, после того как на протяжении многих лет доказано, что он обладает мудростью Торы и демонстрирует примерное поведение, является образцом честности и нравственности, заботы и доброты.
С другой стороны, обладание галахическими знаниями, какими бы всеобъемлющими и впечатляющими они ни были, не дает права на титул раввина в его первоначальном и точном значении. Конечно, во многих случаях знаток Галахи также является раввином, но во многих, как уже сказано, он только специалист, а не раввин. С этим нет проблем, пока он не претендует на честь, которой он не заслуживает, и не настаивает на том, чтобы заставить нас признать его раввином.
Во времена, когда народ Израиля жил в изгнании, в городках и местечках, далеких друг от друга, в каждом городке нужен был знаток еврейского Закона, чтобы ответить на галахические вопросы, которые часто возникали в ситуации, где большинство членов общины не обладали глубокими галахическими знаниями. Как мы знаем, в прошлом в йешивах учились очень немногие, а такого учреждения как «колели» почти не существовало. Кроме того, лишь немногие хорошо владели ивритом, на котором написаны основные книги Галахи.
С другой стороны, ситуация определенно не такова в современном Государстве Израиль, где огромное количество выпускников йешив и изучающих Талмуд в «колелях». Этот факт означает огромное количество специалистов по Галахе во многих местах (особенно, конечно, в религиозных и ультраортодоксальных городах). Так что в любом случае нет необходимости в каждом микрорайоне иметь еще одного специалиста, назначаемого от имени государства и получающего зарплату от налогоплательщиков в течение всей своей жизни.
Однако более важной причиной, по которой государству не обязательно назначать «консультанта по Галахе» для каждого района, является то, что наше время – это технологический век. Помимо того, что наша эпоха позволяет нам легко путешествовать из одного района в другой и вволю задавать галахические вопросы, сегодня мы имеем неограниченный доступ к поисковым системам, мобильным телефонам, электронной почте, видеозвонкам и тому подобному.
Существующие средства связи позволяют любому человеку обратиться к специалисту по Галахе в любой точке земного шара и найти ответ на свой вопрос. И это при условии, что он не нашел ответа ни у гаона раввина Гугла, ни у гаона раввина ChatGPT (и во многих случаях вопросы повторяются, а ответы можно легко найти в Интернете и различных базах данных).
Но необходимо ли, чтобы в каждом районе государство назначало раввина, который был бы не просто консультантом по Галахе? Ответ, видимо, отрицательный. Главным образом потому, что раввины должны достичь своего положения после того, как община выберет определенного человека, а не через «десантирование» центральной властью.
И в этом контексте следует помнить правило наших мудрецов, которое гласит: «Сделай себе раввина». То есть сделай сам, и другие не сделают это за тебя. И уж точно не корыстные политики, смешивающие религию с политикой, которые развращают как религию, так и политику.
В правильной модели – аналогичной американской модели, в которой государство не вмешивается в назначение религиозных функционеров – выбор раввина принадлежит местным синагогам. То есть те, кто хочет того или иного раввина, выбирают и финансируют его. Таким образом, гарантируется меньше посторонних соображений, и выбирается лучший и более подходящий для своей общины.
Таким образом, предлагаемый закон – это не закон раввинов, а главным образом закон о консультантах по Галахе. То есть о людях, которые прошли проверку на галахические знания, а теперь хотят, чтобы их назначили на должности, которые обычно не нужны. Конечно, эти ученые заслуживают уважения, их усилия по приобретению знаний не следует воспринимать легкомысленно, но, как уже упоминалось, мы говорим о принципиально разных категориях – раввине и специалисте по Галахе.
Поэтому с самого начала не было нужды в законе, регулирующем назначение в каждом районе советника, получающего зарплату из государственной казны. Кроме того, даже когда речь идет о раввине, а не только о советнике, правильно, чтобы он назначался общиной, а не государством. Даже без связи с текущей ситуацией истощающейся государственной казны, должности раввинов от имени государства должны быть отменены. Есть много других способов использования денег налогоплательщиков, вместо того чтобы пускать их на деструктивное смешение религии и политики.
Доктор Аарон Эйтан, Walla, И.Н. Фото: Оливье Фитусси
Автор – исследователь религии и общества, автор книги «Израильская ультраортодоксальность» ∇