22.11.2024

«Ниндзя с цицитом». К ужасу раввинов, ультраортодоксы нашли новое «окно» в светскую жизнь Нати Токер


Вечером каждого четверга улица Яффо в Иерусалиме становится черно-белой. Из всех переулков один за другим появляются студенты йешив. Они пересекают ультраортодоксальные кварталы – и попадают в совершенно другой мир. Их цель — кафе, а иногда и спортивные бары. Они идут посмотреть как баскетбольная команда «Маккаби Тель-Авив» покоряет Европу.

Я был одним из таких студентов, ходивших посмотреть трансляции баскетбольных матчей в 1990-х и начале 2000-х. Моим любимым местом было кафе «Багет Марчиано» на улице Яффо. Десятки студентов йешив собирались там, на площади меньше, чем сцена в синагоге. В одной руке – багет с хумусом, в другой – бутылка колы. Взгляд устремлен в небольшой экран, свисающий с потолка. Каждый трехочковый бросок Одеда Каташа (израильский баскетболист,  лучший бомбардир чемпионата Европы 1997 года) вызывал бурю радости.

Симпатия к «Маккаби Тель-Авив» — не единственное проявление любви к спорту в ультраортодоксальном сообществе. Многие студенты йешив увлекаются футболом и следят за Лигой чемпионов. Станет ли для них спорт окном во внешний мир?

«Как студент йешивы я вообще не должен интересоваться спортом – только погружаться в премудрости Гемары, —  признается А, учащийся йешивы в центре Израиля. — Но сколько можно сидеть и учиться? В какой-то момент тебе хочется испытать и другие интересные переживания. Ты хочешь узнать, что происходит во внешнем мире».

Читайте также: 
Хулиганы пытаются запугать израильских рестораторов
Найден «выключатель», способный покончить с ожирением
Панацея от ожирения или зависимость на всю жизнь? Почему израильтяне «подсели» на «Оземпик»

«Правда, если меня поймают за просмотром игр «Маккаби», то немедленно вышибут из йешивы, — признается он. – Такие случаи у нас уже были. Но на самом деле, галахических проблем со спортом нет. Это не похоже на фильмы или сериалы, где можно увидеть что-то нескромное».

Немало молодых людей бросают и более активный вызов строгим правилам ультраортодоксального сообщества. Все больше мужчин и женщин в этом сегменте общества начинают активно заниматься спортом. И это становится все более и более приемлемым явлением.

Ультраортодоксальная молодежь сбегает из йешив в светские кварталы, чтобы поиграть в футбол и баскетбол. Ведь в религиозных кварталах спортивных площадок почти нет. Зато там один за другим появляются тренажерные залы – чаще всего с полной гендерной сегрегацией. Ультраортодоксальные женщины присоединяются к групповым занятиям бегом и даже участвуют в соревнованиях.

Увлечение спортом в этом сообществе быстро растет – как и в светской части общества. В обычных спортзалах, расположенных недалеко от ультраортодоксальных районов, можно увидеть все больше и больше религиозных мужчин и женщин. Некоторые даже тренируются без гендерного разделения. Эта сфера настолько процветает, что в Институте Вингейта даже начали готовить ультраортодоксальных тренеров по фитнесу – как мужчин, так и женщин.

Одна из самых известных финес-инструкторов в этой общине  – родственница видного ультраортодоксального политика. Сейчас она занимается созданием ассоциации ультраортодоксальных женщин – тренеров по фитнесу. Судя по этому, для религиозных женщин есть немало работы в этой сфере.

В целом же для ультраортодоксальной молодежи спорт – это окно в мир. И одним из ярких примеров этого является 22-летний Абрими Попко, житель района Хар-Ноф в Иерусалиме.

Он вырос в большом семействе, отец которого много лет был аврехом в колеле, учебном заведении для женатых ультраортодоксальных мужчин. Попко был одним из восьми детей и сам тоже учился в йешиве. Это не помешало ему одолеть мега-стену в телешоу «Ниндзя Исраэль» в 2022 году (участники передачи соревнуются, преодолевая на скорость сложные препятствия, что требует великолепной физической формы).

Многие ультраортодоксы, возможно, и занимаются спортом. Но решение соревноваться в телешоу «Ниндзя Исраэль», где большинство участников – из светского общества, — довольно нестандартный вариант. Особенно с учетом того, что молодого человека с трибун поддерживали его родные.

Быть может, дело в том, что отец Попко – выходец из США, а сам молодой человек несколько лет проучился в американской йешиве с более свободными правилами.

«Я понимаю, что у меня было большое преимущество – меня поддерживали и родители, и мой раввин, — признается он. – В 16 лет я сам научился делать сальто. Мне очень нравилось быть в форме. Глава моей йешивы понял, что мне нужно движение. Даже когда я начал готовиться к участию в телешоу, мой раввин это одобрил».

Попко говорит, что в его отношении к спорту нет ничего необычного. Он видит многих учащихся из йешив, интересующихся фитнесом.

«Ультраортодоксальная молодежь спрашивает меня в «Инстаграме», как улучшить физическую форму, и я им помогаю. Есть мощный спортивный тренд, — говорит он. – Я был исключением скорее в том плане, что многие не пошли бы на телевидение из-за присутствия там женщин, или по другим причинам. Я позволил себе больше».

«Можно бегать скромно»

Известная шутка гласит, что люди никогда не переходят красную линию – просто каждый раз сдвигают ее. Вероятно, так обстоит дело и с Мири Форрест – самой известной «жрицей спорта» в ультраортодоксальном обществе.

Форрест выросла в хасидской общине движения ХАБАД. «Всю жизнь меня учили, что я должна быть маяком, несущим свет другим, — говорит она. – Так что сейчас я тоже посланница бога, только в мире фитнеса».

 

Харедим-спорт

Фото: Илан Ассаяг

 

Мири приводит множество аргументов в пользу того, что спорт не противоречит религии. Даже наоборот: «Бог дал нам тело, и мы должны беречь его, чтобы оно было хорошим пристанищем для нашей души».

Мири Форрест организует женские группы для совместных занятий бегом на открытом воздухе. В них на сегодня участвуют около 1500 религиозных и ультраортодоксальных женщин. Сама она читает лекции по всей стране. А недавно она даже запустила авторский диетический курс под названием «Диета Всевышнего».

«Всю свою жизнь я переживала неудачи, —рассказывает она. — Я была плохой ученицей, вышла замуж в 18 лет, а через девять месяцев уже родила дочь. После этого у меня началась депрессия, и я располнела до 100 кг. Но я вдруг обнаружила, что бег выводит меня из депрессии, помогает мне чувствовать себя хорошо».

«Еще десять лет назад ультраортодоксальные женщины не занимались бегом на открытом воздухе, это было неприемлемо», — вспоминает она.

«Ультраортодоксальная женщина обычно придерживается того, что написано в Торе: она должна заботиться о детях, обеспечивать дом, убираться, готовить еду целый день. У нее нет времени на себя. Но я чувствую, что в последние 15 лет женщины все больше хотят позаботиться о себе. И они делают это посредством бега. Беговые группы стали для этих женщин своего рода общественным клубом поддержки».

Нелегко было убедить ультраортодоксальных женщин, что заниматься бегом на открытом воздухе не противоречит принципам скромности. Но Форрест говорит, что ей удается помочь женщинам перейти этот Рубикон.

«Есть женщины, которых беспокоит вопрос скромности, но правда в том, что я прыгнула в глубокую воду. Как только я открыла свою группу, я пошла заказывать майки для бега. И сказала продавцу, что хочу самый гламурный, самый стереотипно-женственный, ярко-розовый цвет», — говорит она.

Этот цвет стал своего рода «визитной карточкой» ее групп. Потом, в соответствии со спросом, она стала заказывать и более длинные и закрытые майки.

«Также есть несколько видов беговых юбок – можно до колена и можно ниже колена. Есть даже специальные головные уборы для бега, которые не спадают. Все есть, можно бегать скромно», — говорит она.

И тем не менее, Форрест признает: большая часть ее достижений стали возможны только благодаря растущей тенденции молодых религиозных женщин – быть более открытыми внешнему миру.

У нее  есть раскрученный аккаунт в Instagram, через который она привлекает клиенток в свои группы.

«Многие религиозные женщины ведут аккаунты в Instagram, Facebook и даже TikTok, — уверяет она. — Религиозная жизнь – прекрасная жизнь. Ультраортодоксальная женщина не угнетена и не несчастна. Она сама выбирает этот образ жизни, даже если в нем есть не всегда удобные для нее правила. Я, например, предпочитаю бегать в парике, одеваться скромно и не пожимать руки мужчинам — это мой выбор».

Попко и Форрест — две фигуры, которые совмещают занятия спортом с принадлежностью к ультраортодоксальному сообществу. Но иногда спорт словно предназначен для того, чтобы объединять разные части общества.

Например, просмотр баскетбольного матча команды «Маккаби Тель-Авив» всегда был не просто спортивным событием. Для меня и моих друзей болеть за «Маккаби Тель-Авив» означает принадлежать к большой группе израильтян, с общими целями и противниками. Эта группа заменила для нас принадлежность исключительно к ультраортодоксальному сообществу. Вместо черного и белого мы выбрали желтый и синий.

Не исключено, что интерес к спорту – признак того, что часть ультраортодоксов хочет плотнее интегрироваться в окружающий мир.  Возможно, для кого-то это начало пути к тому, чтобы выбрать другой образ жизни.

«Глава нашей йешивы смеется над теми, кто смотрит футбол, —признается А. — Он говорит: «Какой смысл смотреть, как 11 сумасшедших бегают за мячом? В конце концов, когда они добираются до мяча – они просто его пинают».

Возможно, для студентов йешив просмотр футбольных матчей – это тоже способ дать пинка. И на этот раз – не по мячу.

Нати Токер, TheMarker, «Детали», Д.Г. Фото: Эяль Туэг


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

69 элементов 1,019 сек.