28.04.2024

Чтобы ультраортодоксы пошли в ЦАХАЛ, перестаньте «кормить» уклонистов! Мейрав Арлозоров

+


Речь идет о двух законах, которые в общей сложности за десять лет обойдутся экономике в 145 миллиардов шекелей, а потери каждого резервиста будут исчисляться десятками тысяч.

Единственный способ предотвратить это — увеличить количество солдат, служащих в боевых частях. То есть перераспределить бремя армейской службы. То есть призвать в армию мужчин-ультраортодоксов.

В документе минфина подчеркивается, что речь идет о нехватке солдат именно в боевых частях, и поэтому создание специальных альтернативных и небоевых маршрутов службы, как и рекрутирование ультраортодоксов старшего поколения, проблему не решат.

Документ прецедентный и вдвойне смелый. Во-первых, он был всеми правдами и неправдами опубликован наперекор воле правительства — после того, как коалиция Нетаниягу совершенно абсурдно начала продвигать свой законопроект о призыве, не получив на него профессионального заключения минюста и минфина.

Во-вторых, раз уж мнение профессионалов приходится протаскивать силой, то бюджетное управление позволило себе пойти до конца и дать советы правительству относительно желаемой кадровой политики. Здесь оно предлагает не что иное, как революцию: отменить ультраортодоксам отсрочку от службы в связи с обучением в иешиве и перейти к полной обязательности воинской повинности для всех мужчин-ультраортодоксов, за исключением квоты для наиболее талантливых учеников иешив.

Это предложение звучит почти наивно: каковы шансы заставить ультраортодоксов пойти в армию? Ультраортодоксальные раввины и политики говорят: «Мы умрем, а служить не будем», или: «Улетим заграницу, чтобы не пойти в армию». Исследователи ультраортодоксальной общины полагают, что многие мужчины-«харедим» отправляются пожизненно учиться в иешиву не из любви к колелю, а из ненависти к ЦАХАЛу. А повышение возраста освобождения от воинской службы до 35 лет привело бы к тому, что мужчины останутся в колеле и не выйдут на работу вплоть до этого запредельного возраста. То есть это — рецепт полного разрушения рынка труда в Израиле. Он приговорит семьи ультраортодоксов к жизни в нищете навек.

Историческая ошибка Бегина
Несмотря на все это, бюджетный отдел продвигает предложение о «призыве в армию для всех харедим» (как уже упоминалось, за исключением квоты для особо одаренных учащихся), а преодолеть ожидаемое сопротивление хочет финансовыми стимулами: мужчина-ультраортодокс, не пошедший на военную службу, потеряет корзину экономических льгот, которыми он сейчас пользуется. Это пособие авреха, право на скидку в оплате за садик для его детей, скидка на муниципальный налог («арнону»), право на приобретение жилья со скидкой в ​​рамках программы «Цена для новосела» и многое другое. Плюс предложено сократить бюджеты на ультраортодоксальное образование, которое не дает своим выпускникам навыков, необходимых для интеграции на рынок труда.

Повлияет ли на тех, кто готов «умереть и не пойти в армию», тот факт, что у них больше не будет скидок в детских садах? Тут стоит вспомнить историю освобождения от призыва ультраортодоксов и «общины учащихся».

Доктор Ицхак Трахтингот и доктор Хила Акельсрад из Института Аарона при университете Райхмана опубликовали историко-социологическое исследование на тему экономики ультраортодоксальной общины в Израиле. В нем упоминается переломный год: 1977-й.

До 1977 года ультраортодоксальные партии пребывали в оппозиции и ревностно охраняли изолированный образ жизни своей паствы. До этого года около 83% ультраортодоксальных мужчин работали, и только 2,5% из них пользовались освобождением от военной службы (те, для кого изучение Торы является делом жизни, их ремеслом). Уровень рождаемости у ультраортодоксов также был намного ниже: в 1972 году только 33% замужних ультраортодоксальных женщин рожали более четырех детей, и этот показатель не настолько сильно отличается от аналогичного показателя за пределами общины (21%). Число учащихся в иешивах в период с 1952 по 1977 год росло относительно умеренными темпами, и достигло примерно 8000 человек.

Мужчины-ультраортодоксы до этого времени даже служили в армии. В анализе Института Аарона говорится, что «во время Войны за Независимость между армией и руководителями иешив, раввинами и ультраортодоксальными лидерами было подписано соглашение, согласно которому члены иешивы, в принципе, освобождаются от обязанности служить в армии, но в качестве временной меры согласовано проведение дней военной подготовки для всех учащихся иешив в Иерусалиме (за исключением ряда «наиболее одаренных учеников»)».

В соответствии с соглашением, учащиеся иешивы в возрасте от 17 до 22 лет обучались обращению с оружием на случай «решающего дня», а иешиботники в возрасте 23 лет и старше служили в специальных религиозных ротах на сторожевых и прочих должностях. В результате соглашения был создан «Батальон Тувья», в котором учащиеся ультраортодоксальных иешив занимались, в основном, строительством укреплений. Даже во время Шестидневной войны тысячи ультраортодоксов были заняты на военной службе – одни в рамках военного раввината занимались опознанием погибших, другие были простыми солдатами.

Эта реальность резко изменилась, когда в 1977 году произошел так называемый «переворот». «Ликуд» и Менахем Бегин пришли к власти, решили прибрать к рукам ультраортодоксальные партии и включить их в новую коалицию «Ликуда». Как в смысле бюджетов, хлынувших в ультраортодоксальную общину, так и в смысле военной службы это было подобно прорыву плотины. Чтобы угодить ультраортодоксам, Бегин совершил историческую ошибку и отменил квоты на количество ультраортодоксов, имеющих право на освобождение от военной службы («Тора — их ремесло, дело их жизни»), позволив тем самым каждому ультраортодоксу на полном государственном финансировании учиться в иешиве, а не служить в армии.

Результаты не заставили себя ждать. Трахтингот и Аксельрад подробно описывают драматические изменения в образе жизни ультраортодоксов после 1977 года: бюджеты потекли в ультраортодоксальную систему образования, число учащихся в которой резко возросло одновременно с созданием новой ультраортодоксальной системы образования ШАС «Мааян хинух торани».

Подскочила и рождаемость ультраортодоксов: в 1983 году ультраортодоксальные женщины, родившие более четырех детей, уже оказались в большинстве (55%), а в 2008 году она составили абсолютное большинство — 74% по сравнению с 8% среди светских женщин.

Уровень занятости среди мужчин-ультраортодоксов упал с 83% до 34% к началу 2000-х годов. И конечно, снятие ограничения на освобождение от военной службы привело к увеличению числа тех, кто не призывается в армию — с 2,5% в 1980 году до 10% в 2005-м. То есть за 25 лет число льготников увеличилось в четыре раза.

Все, что нужно, это решимость
«Резкое изменение ультраортодоксального образа жизни с 1977 года не случайно. Оно связано с подключением ультраортодоксального общества к государственным бюджетам на соцобеспечение, образование, религиозные нужды — что способствовало процветанию более консервативных институтов», — пишут Трахтингот и Аксельрад.

Так было сформировано ультраортодоксальное общество, каким мы его знаем сегодня, — общество, которое не учится, не работает и не служит в армии. Государственное финансирование, которое получает ультраортодоксальная система образования, и поддержка ультраортодоксальных семей, существующих вне рынка труда, посредством сложной системы пособий — вот что изменило ультраортодоксов. Даже рост рождаемости был обусловлен экономическими стимулами, а не заповедью «плодитесь и размножайтесь».

Очевидный вывод заключается в том, что так же, как государство изменило ультраортодоксальное общество в 1977 году, оно может изменить его снова, убрав экономические стимулы. Отказ от службы в армии, вероятно, не выдержит финансового давления. Все, что необходимо — это проявить решимость и изменить бюджеты, направляемые ультраортодоксальному обществу, так, чтобы они поощряли профильное обучение, военную службу и работу, а не наоборот.

Мейрав Арлозоров, TheMarker, М.Р. Фото: Оливье Фитусси 

11


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

59 элементов 0,770 сек.