12.01.2025

«Мы – не ваши наемники!» Друзам Израиля нужен не «специальный статус», а равноправие


Спустя несколько недель после начала войны Шафик Бадрия, кондитер из друзской деревни Дальят эль-Кармель и владелец одноименной кондитерской, загрузил в свою машину полные подносы друзских пит, лабане и крафе, и со своими сотрудниками поехал в Западный Негев – угостить и поддержать служащих там бойцов ЦАХАЛа. Сам Шафик был десантником.

И хотя мобилизовался 40 лет назад, фотография его – молодого бойца в форме – все еще висит в кондитерской на видном месте, не заметить ее невозможно. Рядом другое знаменитое фото: король Иордании Хуссейн и премьер-министр Ицхак Рабин стоят рядом, улыбаясь друг другу. Бадрия говорит, что всегда, с самого детства чувствовал себя израильтянином. Однако он, как и многие другие члены друзской общины, обижен и сердит на то, как разные правительства Израиля к ним относятся.

«Я не понимаю вас, — говорит он в беседе с Анат Джорджи из TheMarker. – Наша община лояльна государству и верит в то, что обязана служить своей стране. Я не мусульманин и не христианин, палестинская проблема меня не беспокоит, моя страна – здесь. Так почему же не дать нам права, которые полагаются?» Друзов, и не только их, обидел принятый в 2018 году Закон о национальном характере Израиля («хок ха-леум»), который, по мнению многих, закрепил неравенство национальных меньшинств.

А также – поправка №116 к закону о планировании и строительстве, известная как «закон Каменица» (об ужесточении контроля за незаконным строительством). Потом возник кризис с ветряными турбинами. Казалось, что правительство вот-вот положит конец дружбе евреев с друзами, которая остается неразрывной на протяжении всего времени существования еврейского государства.

«Как солдаты-друзы, так и гражданские отдают свои жизни за эту страну… но, как только война закончится, они снова станут гражданами второго сорта», — пишет в журнале «Либерал» адвокат Малек Бадр, в прошлом – руководитель Форума глав друзских советов. – «Факты показывают, что с момента основания Государства Израиль правительства воздают друзской общине злом за добро, снова и снова. Это проявляется в дискриминации при распределении бюджета; в умышленном затягивании планирования; в невыдаче демобилизованным солдатам участков под строительство жилья, и др.

С самого начала государство забирало у друзов земли – иногда из-за требований безопасности, иногда присоединяя их к заповедным зонам.

В итоге более половины принадлежавших друзам земель были переданы в государственную собственность – и в то же время чинились препоны развитию друзских деревень, вплоть до строительства на их территориях еврейских поселков. А о развитии промышленных зон и говорить не приходится, из-за чего главы советов вынуждены выпрашивать, как милостыню, у минфина бюджеты на свои проекты, которых все равно не хватает, чтобы обеспечить молодым людям достойный уровень жизни». Незаконное строительство в друзских деревнях распространено, как они утверждают, из-за безвыходности.

Теперь коалиция решила решать проблемы друзов посредством специального закона. Декларируется, что он призван закрепить важное положение друзской общины в государстве, и найти решение жилищной проблеме. На прошлой неделе МВД Израиля сообщило, что разрешит выдачу разрешений на строительство тысяч единиц жилья в друзских населенных пунктах. Кроме того, будет запланирована закладка нового поселка.

«Давайте не попадем в эту медовую ловушку, — убеждает Малек Бадр, понимая, что «специальный закон» закрепит и «специальный статус» общины. – «Специальный закон для друзов будет включать в себя много лозунгов, и возможно, даже принесет бюджеты – но он будет лишен подлинного содержания, и хуже того – законодательно закрепит дискриминацию нашей общины и превратит нас в «лицензированных наемников».

Такой закон стал бы взяткой, или скорее – компенсацией друзам за их участие в боевых действиях. Государство начнет давать деньги, льготы и обязательства людям, которые за него воюют – а именно так выглядят отношения между государством и наемниками. Наш союз с этим государством заключен потому, что мы чувствуем себя его гражданами, у которых здесь дом. Когда мы воюем – мы воюем за свой дом. Мы не наемники, и мы никому не служим. Мы требуем гражданского полноправия в стране, где родились мы сами, и наши родители, и их родители. Мы часть этой страны, и никому не позволим относиться к себе иначе.

Поэтому единственно верное решение в этой ситуации – если не отменить закон о национальном характере государства Израиль, то хотя бы изменить его так, чтобы всем без исключения его гражданам были предоставлены равные права. Ведь именно так и должно быть демократическое государство». Название Дальят эль-Кармель переводится как «виноград на Кармеле», — продолжает свой рассказ Анат Джорджи.

— Его жители разделены на 70 кланов. Самый крупный – Халаби. В 2003 году этот городок попробовали объединить с соседней деревней Усафия, в рамках проекта по укрупнению муниципальных образований. Однако это изначально не пользовалось популярностью у местных жителей: жители Усафии не хотели, чтобы ими управлял клан из Дальи. И вскоре советы вновь разделили.

«Закон о нацхарактере нанес нам рану: как же так, мы даем все, что должны, но где же наши права? — говорит Насрин Халаби, представляющая в местном совете бизнесменов города. Всего в Дальят эль-Кармель около 300 бизнесов, многие ориентированы на приезжих. – До его принятия я витала в облаках, полагая себя равной среди равных. Я тогда училась на вторую степень по политологии, и мои сокурсники, мусульмане и христиане, с издевкой говорили мне: «Вот что вы получили за все, что дали!»

Друзы также разочарованы, что меркой их вклада в государство стала их воинская служба. «Такое ощущение, что друзам все время приходится доказывать свою лояльность. Причем кровью, – говорит Алон Маклада, экскурсовод, один из инициаторов создания Дома друзского наследия. Его, кстати, родители так назвали в честь легендарного командира ПАЛЬМАХа Игаля Алона.

— А потом они говорят: «дайте друзам права, потому что они служат в армии». Но мы должны получить права не потому, что служим в ЦАХАЛе, а потому, что мы – часть этого государства! Это обоюдный союз, это должно быть, как семья».

«Детали» — на основе материалов TheLiberal и TheMarker. Фото: Офер Вакнин

 


76 элементов 1,513 сек.