Когда в конце позапрошлого века археологи стали находить в Египте статуи и изображения фараонов, они не особо удивлялись тому, что почти у всех изваяний отломаны носы, руки, повреждены глаза.
Ответ казался всем очевидным: древние находки датируются 25 веком до нашей эры, так что вполне логично, что за многие столетия они не сохранились в целости. Словом, все винили время.
Но кураторы выставки Бруклинского музея провели исследования и вынесли свой вердикт: представители одной из старейших и самой долгоживущей цивилизаций в мире, нарочно ломали нос статуям. Ведь важной части лица нет и на изображениях, которые делали древнеегипетские мастера.
— Это сделано целенаправленно, — считает американский археолог и египтолог Эдвард Блайберг. – Правители разных династий боролись за власть, поэтому раздоры оставили шрамы в прямом и переносном смысле в каждом историческом периоде.
Блайберг работает в Бруклинском музее с 1998 года. Он является хранителем коллекции египетского и ближневосточного искусства.
— Изображениям человеческого тела египтяне приписывали сверхестественные силы, — поясняет историк. — Без носа статуя, т.е. дух умершего человека, переставала дышать, а, следовательно, ее прообраз не мог возродиться.
Египтяне свято верили в загробную жизнь. Правители, которые руководили страной, боялись, что умерший фараон может даже с того света управлять государством. Поэтому они часто обращались к иконоборцам, которые вносили в статую изменения – ломали носы, закрывали ей уши, чтобы она не слышала молитв, обрубали ей руки, чтобы она не могла делать и принимать подношения.
— В то время было четкое убеждение, что повреждение ограничивает возможности изображаемого человека, — продолжает египтолог. – Фараоны жестоко наказывали тех, кто видоизменял их образ на картинах при жизни, но после смерти их можно было сделать бессильными.
По мнению Блайберга, рассказавшему о своем открытии CNN, иконоборцы не были вандалами, потому что саму статую они не портили, а лишь вносили в ее облик некоторые изменения. Впрочем, современному человеку это непонятно, потому что для нас все, что напоминает о египетской цивилизации, считается искусством. Хотя сами египтяне, скорее всего, об этом думали меньше всего: для них статуи, мумии, саркофаги и изображения были лишь объектами поклонения.