Не поворачивайся спиной
Да-да, это потом, ближе к восемнадцатому веку, когда мир из сурового начал превращаться в галантный, когда настоящие рыцари сделались паркетной дворцовой стражей, а мужчины принялись мериться изяществом костюма, а не сталью доспеха, гульфик стал носить скорее декоративную функцию.
А когда он только появился как деталь рыцарского облачения, назначение у него было абсолютно практическим.
В пятнадцатом веке рыцарь в доспехах в основном представлял собой цельнометаллическую капсулу с человеком внутри. В этой капсуле надо было как-то сражаться, защищать самое дорогое и, что немаловажно, ходить по малой нужде. Сначала гульфик выглядел как обычная выпуклость на юбке доспеха, но вскоре превратился в грозный бронированный девайс, который крепился отдельно. Выглядело это довольно грозно и неприлично… зато удобно.
Эдакие бронированные трусы, ещё и демонстрирующие постоянную боевую готовность их владельца.
Мол, страшись, враг, и не поворачивайся спиной…
Надо сказать, такую грозную форму рыцарские гульфики имели недолго — всё же даже для Средневековья это был некоторый перебор. Однако, приобретя более скромные очертания, гульфик остался необходимой и функциональной деталью доспеха: как ни крути, а вылезать из бронированных штанов, чтобы справить малую нужду, каждый раз не получится. Однако с развитием огнестрельного оружия, когда, собственно, и одежда воина перестала быть сплошной консервной банкой, с чресл усталых рыцарей отвалились последние гульфики.
И… перескочили на придворных.
Может, грушу?
В мужском костюме гульфик начал проявляться примерно в том же шестнадцатом веке, как и в рыцарском доспехе. Поначалу тоже выполнял практическую роль — надо же было как-то скреплять штанины, чтобы они не разваливались. Для этого брали мешочек ткани и пристёгивали к штанинам. Однако бравые средневековые мужчины увлеклись и решили, что эта деталь одежды должна подчёркивать их мужественность просто-таки по максимуму. В результате в мужском костюме гульфик проделал ту же эволюцию, что и в рыцарском: вместо простого небольшого куска ткани он приобрёл титанические размеры и угрожающие формы.
Пармиджанино. «Пьер-Мария Росси, граф де Сан Сегундо»
Собственно, чем ближе к эпохе Возрождения — тем изощрённее становился гульфик. Некоторые затейники заказывали портному штаны с тем, чтобы означенная деталь одежды непременно гордо торчала ввысь. Гульфики расшивали золотом, драгоценными камнями, украшались изящными застёжками. В общем, теоретическая попаданка из современности Мэри Сью, попав в «эпоху гульфиков» и встретив там прекрасного кавалера, могла быть несколько смущена тем, насколько устремлена в небеса и привлекает к себе внимание определённая деталь его туалета. Как-то даже в наше время не принято уделять столько времени некоторым местам мужского костюма и организма.
Вообще, шестнадцатый век был расцветом моды на гульфики, особенно при дворе английского короля Генриха VIII. Да, любвеобильного короля природа одарила щедро, и он всячески старался это продемонстрировать. А вслед за ним изощрялись и придворные. Кстати, одарённые менее щедро не брезговали подкладывать в гульфик какой-нибудь «пуш-ап», зрительно увеличивавший его. Какой коварный обман и низость!
Генрих VIII с юным принцем Эдвардом и своей третьей женой Джейн Сеймур
Ближе к семнадцатому веку гульфик перестал быть центральным элементом мужского костюма — тем более что облегающие штаны заменили на галифе. Однако надо же было как-то демонстрировать маскулинность! В конце шестнадцатого века появился новый тренд — «стручковый дублет».
Как выражался памфлетист тех времён Филип Стаббс:
Их дублеты не менее чудовищны, чем остальная одежда, ибо по нынешней моде они свисают до середины бёдер или по меньшей мере до половых органов; они настолько жёстко прошиты и туго набиты, что мужчины не могут в них ни работать, ни играть из-за жара и тесноты, так что им приходится носить дублеты расстёгнутыми, иначе в них невозможно ни наклониться, ни пасть ниц — настолько тверда их форма. В чём красота этих дублетов, которые на животах торчат подобно мужскому гульфику или даже ещё сильнее (так, что живот кажется по объёму больше всего остального тела), пусть решают люди мудрее меня. Я же сам не вижу, какому делу они служат, кроме как показывать склонность владельца… к обжорству, чревоугодию, разгулам, пьянству и излишествам…
Впрочем, к семнадцатому веку мода на гульфики постепенно угасла, и эта выдающаяся деталь практически покинула наряды модников. А учитывая падение популярности рыцарских турниров, — и рыцарские доспехи. «Кармашек» и так продержался достаточно долго…