Доктор искусствоведческих наук, одна из шести женщин страны, полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством". Владела четырьмя языками. 64 года была женой Евсея Ротенберга, доктора искусствоведения. Умерла 30 ноября 2020 года в 98 лет.
_______________
"В молодости, как ни старайся, не понять того, что открывается с опытом. И словами этого не объяснить. Только, как говорится, испытать на себе"
"Но я знаю на опыте собственном и моих друзей, людей, окружающих меня, что самое главное – стараться ни в коем случае не потерять те ценности, в которые вы верили, которые оправдали себя на протяжении вашей жизни"
"Зависть – очень мощная антисила. Но любовь сильней! Только поэтому, что она сильней, мир и держится"
"Знаете, почему я долго живу? Потому что на разных этапах – и когда заблуждалась, и когда просто не знала правды – я была искренней перед самой собой. Не было того, что больше всего угнетает, разъедает душу, здоровье, клетки – лжи существования. Когда для себя ты один, а для других – другой"
"Вы будете смеяться, я долго, лет до 90, о смерти не думала вообще. В голове сидела смешная мысль, с какой стати я должна умирать?"
-Чем больше людей мы «заражаем» искусством, тем лучше. Надо учить детей разбираться в искусстве. В центре «Мусейон» мы много для этого делаем.
Необязательно эти ребята станут искусствоведами или художниками, но это разовьет их умственные и эмоциональные способности. Человек, который разбирается в искусстве, понимает, что такое красота линий, пропорций, гармония и дисгармония. Для того чтобы хорошо разбираться в жизни, надо разбираться в искусстве.
Объем дурной продукции, которую вываливают сегодня на зрителей, поражает. Я очень жалею современных художников, тех, кто имеет подлинное художественное начало в своей натуре, им очень трудно работать. Вторичность, имитация, натиск репродукции, ненастоящего, поддельного — это нарушение законов самого искусства.
Конечно, можно иметь на столе крошечную статуэтку Давида Микеланджело. Она дает какое-то представление о шедевре, но это совсем не то, что находиться перед оригиналом. Даже музейный слепок, по параметрам повторяющий оригинал, не дает полного представления, потому что не воспроизводит материал оригинала — мрамор с его свечением.
Если смотришь картинки в интернете, чтобы потом получить радость от общения с подлинниками, это замечательно. Но если удовлетворяешься только этими картинками, то ты не снимаешь даже самого верхнего слоя искусства. Настоящее искусство — бездонный колодец, и создает эту бездонность время. То, как человек XVII века видел Рембрандта, — это одно, как человек XIX века — другое. А так, как видим сегодня мы, — третье.
Настоящая радость как раз в этой способности открывать глубины. Ведь какие еще радости бывают? Всех вкусных блюд не съешь, всех красивых платьев не наденешь. Именно обогащение эмоциональной сферы жизни дает нам радость.
Больше всего я боюсь, чтобы дети не разучились плакать от счастья. Не от боли, не от огорчения, не от зависти — вот у него есть крутые джинсы, а у меня нет, как жалко — а от счастья. А откуда счастье? От любви и от искусства. А это рядом.
Ирина Антонова.
/КР:/
Светлая память…/