Два удивительных события произошли примерно в одно время в одном месте. Первое – это попытка египетского фараона 18-ой династии Аменхотепа IV (правил примерно в 1353-1335 г. д.н.э.) ввести монотеизм в Египте – стране с древней и устоявшейся уже к тому времени политеистической культурой. Фараон начал служить единому богу Атону, представляемому в виде солнечного диска, сменил своё имя на Эхнатон, что означает «Атон удовлетворён»[3], и построил новую столицу Ахетатон. Попытка Эхнатона полностью провалилась, после его смерти Египет отверг монотеизм и изгладил этого фараона из своей исторической памяти. Он вернулся в историю только после раскопок 19-го века его разрушенной столицы в Тел-Амарне, раскопок, которые, среди прочего, подарили нам скульптурные портреты его жены Нефертити.
Другое событие – это история маленькой скотоводческой нации, которая сохранила веру отцов в единого Бога и таки принесла монотеизм в мир после своего исхода из Египта около 1225 г. д.н.э. – вскоре после того, как 19-ая династия сменила 18-ую около 1295 г. Эти две истории нечасто рассказывают вместе, а когда рассказывают, то предполагают, что Моисей взял свои идеи от Эхнатона. Странно, что никому до сих пор не пришло в голову, что дело могло быть как раз наоборот, а именно: евреи ввели Эхнатона, так сказать, в «ересь», проиграли и были вынуждены бежать из Египта. По моему мнению, именно это и послужило причиной исхода, что я и попытаюсь показать в этой статье. В своих рассуждениях я не буду изобретать или оспаривать факты, хорошо установленные историками. Я займу нишу в интерпретации, а не в фактах. Всё, что я буду говорить – это гипотеза, спекуляция, которая никогда не может быть доказана. Но я утверждаю, что она никогда не может быть и опровергнута, а, стало быть, имеет право на существование наряду с более установившимися гипотезами.
Прежде всего – а был ли Исход? Для религиозного ортодокса – еврея или христианина – положительный ответ само собой разумеется. Но ещё в 18-м веке немецкая и французская историческая мысль начала движение, называемое «высокой критикой», в котором историчность Библии оспаривалась вплоть до почти оптового её отрицания. С другой стороны, в 19-м веке началась библейская археология. В отличие от Греции, Италии, Египта, где руины лежали на поверхности, Месопотамия, или Двуречье – сегодняшний Ирак – была покрыта песками и холмами, и ничего о её древней истории не было известно, кроме того, что написано в Библии. Руководствуясь этими сведениями, археологи, начиная с француза Ботта, в XIX веке создали подробнейшее описании истории Двуречья, всех царств, династий, и наполнили музеи мира гигантскими статуями крылатых коне-людей и керамическими рельефами. Скептики оказались неправы.
Но это всё относилось к более поздним книгам и событиям чем те, что описаны в Торе, или Пятикнижии. Сейчас опять набирает силу движение историков-минималистов, к которым примкнули и некоторое евреи и даже израильтяне, которые, как в древности Апион, отрицают историческую достоверность всего, что написано в Торе. Они указывают, что археологи затратили много усилий и не нашли следов патриархов – Авраама, Исаака и Иакова, хотя это довольно нелепо надеяться найти следы странствий одной семьи через четыре тысячи лет. Максимум, на что археологи могли рассчитывать, это определить историческую эпоху, в которую могли уложиться эти странствия. Обзор, составленный профессором Финкельштейном в его книге “The Bible Unearthed” («Раскопанная Библия»), показывает, что этот период разные исследователи датировали так рано, как XXI до н.э., или так поздно, как XII век и позже.
Вся Тора после книги «Бытия» описывает важнейшие события в строительстве иудейской нации – Исход из Египта и дарование Торы и еврейского законодательства. Настолько важны были эти события, что Б-г приказал евреям, говоря о месяце Исхода Нисане: «Месяц этот да будет у вас началом месяцев; первым да будет он у вас между месяцами года» (Исход, 12/2), т.е. месяц Исхода будет первым, а месяц Нового года и сотворения мира – Тишрей – седьмым. Можете ли вы представить себе, с чем мы, евреи, остаёмся, если вдруг историки уверят нас и мир, что Исхода не было вовсе?
Для секуляриста здесь возможен двойной подход. Мы можем остаться с основополагающим мифом, который не хуже, чем мифы других народов, и является основанием нашей национальной культуры. Однако в этом случае все попытки рассказать, как это могло быть иначе, бессмысленны: миф принимают как есть и не редактируют в 21-м веке. Или мы можем всё-таки попытаться понять, что из того, что написано в Торе, могло быть на самом деле нашей историей.
Читать далее:
https://newconcepts.club/website/articles/4933.html#