И, кстати, к несомненным достоинствам Израиля надо отнести то, что он никогда не скрывал неприглядных страниц своей истории.
Так что, пусть это и весьма спорная тема, давайте-ка немного поговорим о терроризме, развязанном частью еврейских поселенцев в Палестине в середине прошлого века.
25 ноября 1940 года в гавани возле Хайфы был взорван и затонул пароход "Патриа" с пассажирами на борту. Британские власти, управлявшие в то время Палестиной, собирались отправить на судне две тысячи евреев на остров Маврикий, чтобы снизить напряженность между арабами и всё прибывающими поселенцами-сионистами. В результате 250 евреев, находившихся на корабле, погибли. Никого бы не удивило, если бы за взрывом стояли арабы, их трусливые нападения на безоружных поселенцев были делом привычным.
Но "Патрию" взорвали евреи, члены боевой группировки "Хагана". Сионисты, вся философия которых сводилась к тому, чтобы спасать жизнь каждого еврея, своими руками убили множество своих же собратьев.
Теплоход "Патриа"
В действительности "Хагана" вовсе не готовила теракт. Подрывники планировали саботаж. В их задачу входил взрыв под днищем корабля, чтобы повредить двигатели, но не затопить всё судно. Силу взрыва не рассчитали и это привело к катастрофе.
Однако, если бойцы "Хаганы" и сожалели о своей ошибке, то их соратники из других боевых организаций не видели в произошедшем большой проблемы, поскольку считали, что при достижении великой цели любые жертвы допустимы. Для них гибель "Патрии" была не трагедией, а крупной победой.
"Хагана" была создана в 1920 году для обороны еврейских поселений от банд арабов, но постепенно бойцы этой группировки, возмущенные явной поддержкой британскими властями арабских выходок, все чаще оказывали сопротивление британцам.
После нескольких небольших стычек англичане попытались запретить "Хагану", но добились лишь того, что организация стала подпольной.
Надо заметить, что большинство командиров "Хаганы", как и все руководители сионистского движения, были против вооруженных столкновений с властями. Но в организации имелись и свои радикалы, считавшие, что добиться права на создание еврейского государства можно только силой оружия. И, поскольку договориться прагматики и экстремисты не могли, в 1931 году последние вышли из состава "Хаганы", создав собственную группировку "Иргун" (иногда упоминается под названием "Эцель"), которая действовала по принципу "в войне все средства хороши". Девизом их стало лаконичное "Только так", дававшее понять, что любые компромиссы исключены.
В то время как "Хагана" старалась воздерживаться от акций возмездия, занимаясь лишь обороной, "Иргун" действовал ровно наоборот, нападая активно и практикуя чисто террористические методы. Ведь террор это не столько уничтожение противника, сколько метод психологического давления через насилие и страх. А с этим может справиться даже горстка фанатиков.
Британцы справедливо называли "Иргун" террористической организацией. А родоначальник фашизма, итальянский диктатор Муссолини называл этих бойцов фашистами, поскольку они исповедовали радикальный национализм. И если мнение Муссолини еще можно было бы игнорировать как пристрастное, то мнение Альберта Эйнштейна, дававшего "Иргуну" такое же определение, не заметить уже нельзя. Многие еврейские интеллектуалы по всему миру заявляли, что террор не может иметь ничего общего с сионизмом.
Альберт Эйнштейн
Поначалу базовым принципом "Иргуна" был "око за око". Если арабы обстреливали автобус и убивали евреев, которые в нем ехали, то буквально назавтра бойцы "Иргуна" обстреливали такой же транспорт с арабами, стараясь нанести не меньший ущерб.
Но постепенно ответные меры начинали все больше носить характер устрашения. Если британцы отправляли на казнь одного из захваченных еврейских бойцов, то его соратники организовывали взрывы в людных местах – например, на рынках в Хайфе и Яффо. Жертв становилось несравнимо больше. Теперь погибнуть от рук "Иргуна" мог кто угодно – мирные жители, дети и старики, арабы и евреи.
Арабский автобус после взрыва бомбы
До 1939 года эти акции были направлены как против англичан, так и против арабов, но после принятия Великобританией документа, известного как "Белая книга" (я писал о нем вот здесь), жестко ограничивающего переселение евреев в Палестину, "Иргун" стал считать англичан своими главными врагами.
Плакат "Иргун" с призывом прорвать для поселенцев доступ в Палестину
Однако с началом Второй мировой возникла дилемма. Нацисты в Европе были врагами евреев вне всякого сомнения. Но и британцы, вступившие в войну с нацистами, тоже не вызывали симпатии, так так были явными противниками сионизма и создания еврейского государства. Как в этой ситуации вести себя подпольным боевым отрядам вроде "Хаганы" и "Иргуна"? С кем воевать? Кого поддерживать?
Это противоречие породило еще одно неоднозначное явление. Умеренная "Хагана" и большая часть "Иргуна" вступили в британскую армию, чтобы сражаться против Гитлера, но группа самых непримиримых фанатиков во главе с Авраамом Штерном отказалась в этом участвовать. Они создали собственную боевую организацию "Лехи", которая пыталась предложить Германии свою помощь в борьбе с британцами.
Штерн считал, что Гитлер победит в войне, и надеялся, что тот согласится в обмен на сотрудничество отпустить всех европейских евреев в Палестину. Он прекрасно сознавал, что все его возненавидят за такую политику, но верил (как и нацисты, кстати), что цель оправдывает средства.
Разумеется, никакой союз между Гитлером и "Лехи" был невозможен, но факт остается фактом, именно эти упертые радикалы, которых британцы называли "бандой Штерна", продолжали бороться с англичанами на протяжении всей Второй мировой, фактически помогая нацистам.
Авраам Штерн
Отряды "Лехи" нападали на британские военные базы и полицейские участки, убивали офицеров, подрывали английскую технику, телефонные и радиостанции, вешали захваченных солдат, минируя их тела, чтобы убить других солдат, которые захотят их снять.
Считая британцев оккупантами, они вели себя как партизаны на захваченной врагом территории. Но если партизан обычно поддерживает всё мирное население, то "Лехи" в Палестине боялись гораздо больше, чем англичан, считая бандитами и убийцами.
Фальшивые документы членов "Иргун"
Руководители "Хаганы", понимающие, что террористы могут поставить крест на планах создания еврейского государства, разработали и провели так называемую операцию "Сезон", в ходе которой некоторых командиров "Иргуна" и "Лехи" захватывали и помещали в секретные тюрьмы "Хаганы" или сдавали английским властям.
Но после разгрома Германии во Второй мировой Британия вновь не оправдала ожиданий сионистов, сохранив все ограничения, которые были изложены в "Белой книге". Никакое сотрудничество с евреями против нацистов не помогло приблизить создание Израиля.
Это был переломный момент, когда даже умеренная "Хагана" потеряла терпение. В период с 45-го по 47-й год британцы в Палестине просто не знали покоя. Всё вооруженное еврейское подполье, забыв прошлые распри, объединилось, чтобы уже не оставлять англичан в покое.
Макет пущенного под откос британского поезда
Самый шумный теракт произошел в 1946-м в Иерусалиме, когда при взрыве гостиницы "Царь Давид", где размещались английская администрация и армейский штаб, погибло больше 90 человек, лишь треть из которых были британцами. Правда террористы за 25 минут до атаки позвонили в отель и предупредили о взрыве, чтобы мирные жители успели эвакуироваться. Если бы не этот звонок, жертв было бы гораздо больше.
Гостиница "Кинг Давид" после взрыва
Трезвомыслящие британские политики вроде Черчилля все чаще задавали вопросы, ради чего страна несет такие убытки и теряет жизни своих военных в Палестине, которая даже не является английской колонией. Когда в 1947-м ООН приняла решение отозвать британский мандат и позволить наконец евреям создать свое государство, англичане, кажется, вздохнули с облегчением.
И тут для евреев настало время самим разобраться, кто есть кто в их рядах. Тех членов "Иргун" и "Лехи", кто готов был отказаться от прежних методов и присоединиться к "Хагане", которой вскоре предстояло превратиться в армию Израиля, приняли без претензий. С теми, кто упорствовал, разбирались жестко, как с обычными бандитами. И, думаю, это справедливо.
Корабль "Альталена", принадлежавший "Иргун" и отказавшийся сдаться, был уничтожен
Всем известно, что человек на войне звереет. Когда постоянно теряешь близких, когда видишь жестокость противника, сложно придерживаться рыцарской линии поведения. На самом деле любой рассказ о любой войне, показывающий одну из сторон не замаравшей руки, будет враньем. Но твоя ярость должна быть направлена на вооруженного противника, а не на мирное население (даже на вражеской территории) и уж тем более на своих же собратьев, ради которых ты воюешь. Нельзя убивать евреев во имя спасения евреев. Иначе ты не воин, а заурядный убийца, прикрывающийся красивыми идеями.
Как бы то ни было, все эти события необходимо принять. Относиться к ним можно как угодно, но, по-моему, правильно, что из подобных неблаговидных фактов истории Израиля не делается тайны. Более того, в Тель-Авиве даже есть музей, рассказывающий о еврейских террористических организациях. Не потому что Израиль ими гордится или одобряет их методы, а просто потому что это было.
И признание темных страниц своего прошлого, как мне кажется, это показатель силы и уверенности в себе.
*Комментарии приветствуются, но каждый комментатор сам выбирает стиль общения: на вежливые высказывания реагирую с уважением, на хамство, агрессию и упрямое желание оспорить каждое слово отвечаю адекватно. Если не можете быть корректными, лучше ничего не пишите.
**Автор не обязан сообщать кому бы то ни было по первому требованию, где он берет информацию. Если ссылка на источник не указана в тексте, каждый желающий может поискать сведения сам. Гугл вам в помощь.