02.11.2024

АКТЕР-КГБЭШНИК МИХАИЛ КОЗАКОВ

+ +


Если посмотреть фильмографию Козакова, налицо следующий факт, – самое востребованное его амплуа «Рафинированный иностранец».

«Убийство на улице Данте» (Шарль Тибо); «Евгения Гранде» (Шарль Гранде); «Человек-амфибия» (Педро Зурита); «Выстрел» (Сильвио); «Соломенная шляпка» (виконт де Розальба); «Здравствуйте, я ваша тетя!» (Фрэнсис Чесней); «Безымянная звезда» (Григ); «Демидовы» (Бирон); «Господин оформитель» (Грильо)…

"СОЛОМЕННАЯ ШЛЯПКА"

"СОЛОМЕННАЯ ШЛЯПКА"

В театре та же история – Гамлет, Сирано де Бержерак, Дон-Жуан.

Не диссидент, конечно, но и не социальный флагман. Космополит. Яркий представитель либеральной тусовки. Пропагандист – декламатор стихов Бродского и Самойлова. При этом фаворит властей. Ставит что хочет, а хочет «Ночь ошибок», «Безымянную звезду», «Визит дамы». Популярнейшие «Покровские ворота» в творчестве Козакова особняком и, вот незадача, именно они вызвали недовольство номенклатуры.

Ездит по заграницам. Легко меняет жен и театры. Явный любимка, только не понятно за что.

"БЕЗЫМЯННАЯ ЗВЕЗДА"

"БЕЗЫМЯННАЯ ЗВЕЗДА"

Не знаю, когда в творческой среде начали циркулировать слухи о тесной связи Козакова с КГБ. Косвенные доказательства они получили в начале 1980-ых, едва, сменив амплуа, актер сыграл Дзержинского в трех фильмах подряд: «Синдикат 2», «Государственная граница» и «20 декабря» за что получил две премии КГБ СССР.

Ну, сыграл и сыграл. Получил и получил. И Старыгин с Аристархом Ливановым получили за ту же «Государственную границу». 

"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА"

"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА"

Но в 2002 году Козаков вдруг решился свои связи с могущественной организацией придать огласке. Зачем? Пояснение его чисто поэтическое: «Не мог больше носить в себе». 

А ведь подобное признание для той среды, которая таскала Козакова на руках сродни публичному харакири. Нет для диссидентствующего либерализма жупела больше, нежели КГБ. 

Козакову, однако, все сошло с рук и не только из-за срока давности. Дело в том, что историю запретного романа со спецслужбами он рассказал неконкретную, оставшись в белых штанах.

Предложение о сотрудничестве Козаков получил в 1956 году. Приближался фестиваль молодежи и студентов, Москва ждала наплыва иностранных гостей. По словам Козакова: «Благами не осыпали и денег не платили, но намек был: «Будешь посвободнее, чем другие». 

В это же время, так на секундочку, подобное предложение поступило и к Людмиле Гурченко. По мнению актрисы, именно отказ «следить и стучать» повлек за собой обструкцию, когда ей десять лет не давали нормально работать в кино. Здесь у Гурченко есть натяжки (ее снимали постоянно и, бывало, в главных ролях), но факт ссылки из «Мосфильма» на студию Довженко никуда не денешь, – было.

Козаков сетует: «Люся молодец, а на меня надавили, и я сдался…»

ГУРЧЕНКО И КОЗАКОВ В СПЕКТАКЛЕ "СОВРЕМЕННИКА" "СИРАНО ДЕ БЕРЖЕРАК"

ГУРЧЕНКО И КОЗАКОВ В СПЕКТАКЛЕ "СОВРЕМЕННИКА" "СИРАНО ДЕ БЕРЖЕРАК"

Оперативную кличку ему дали – «Гамлет», по персонажу, который прославил актера на сцене театра имени Маяковского.

Первое задание свежеиспеченный разведчик получил только через два года, в 1958. Ему поручили затащить в койку американскую журналистку Колетт Шварценбах. Выдали неплохую сумму на походы в рестораны, приодели в импозантные костюмы. Что произошло дальше туман полный, сам Козаков выстраивает красивую романтическую историю, где он влюбился и честно выложил перед журналисткой все карты. В рапорте же КГБ актер написал, что задание провалил, Шварценбах в койку не затащилась.

"ЧЕЛОВЕК-АМФИБИЯ"

"ЧЕЛОВЕК-АМФИБИЯ"

Кроме сего задания, где он выглядел незадачливым героем-любовником, Козаков вспомнил еще одно. Ему поручили скомпрометировать секретаря американского посла. Секретарь часто навещал театр «Современник», в труппе которого актер состоял. Козаков пригласил объект в гости на вписку. Секретаря напоили, обобрали. Из Союза бедолаге пришлось уехать.

И все! Больше никаких заданий Козаков не получал, имея с могущественной организации тридцать лет подряд только плюшки.

«С тех пор никаких конкретных заданий мне не давали. Однако время от времени напоминали о себе: звонили по телефону, назначали свидания в разных местах (в гостиницах, на частных явочных квартирах, просто на улицах). Это случалось, как правило, после приемов в американском посольстве или перед приемом в каком-нибудь другом капиталистическом посольстве. Их интересовало мое отношение к послу, его жене или какому-нибудь другому лицу посольства. КГБ никогда не спрашивал у меня про поведение советских людей, бывших на этих приемах…» 

В общем, признание на которое решился Козаков неконкретно и репутации его может повредить только у совсем уж ортодоксальных людей. Насколько оно правдиво в плане вовлеченности актера в дела ГБэшные судить не берусь. Если что скрыл, время покажет, вытащив документы. 

Тогда и поговорим.

8
4


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

66 элементов 1,343 сек.