Мэри Коннолли Оуэнс, первая полицейская
Название одной из первых полицейских должностей, которую официально могли занимать женщины, звучало как «полицейская матрона». Матроны должны были сопровождать заключенных женского пола, а также готовить их к осмотру врача. Есть свидетельства о принятии на работу двух матрон в полицию Манчестера в 1883 году.
Первой «настоящей» женщиной-полицейской считается Мэри Оуэнс, родившаяся в 1853 году в Канаде. В 26 лет она вышла замуж, переехала и родила одного за другим пятерых детей, а потом овдовела. Чтобы как-то выживать, Оуэнс начала работать санитарным инспектором — следить за условиями труда на производствах и в магазинах, выяснять, на каких предприятиях незаконно трудятся дети.
Мэри работала с такой энергией и энтузиазмом, что вскоре ей предложили должность детектива-сержанта. Коллеги уважали Мэри и видели в ней отличного профессионала, а начальник говорил о ней: «Дайте мне таких же мужчин, как эта женщина, и у нас будет лучшее детективное бюро во всем мире».
После Мэри женщин в полиции становилось все больше. Методы расследования преступлений тоже совершенствовались, развивалась криминалистика. Сильное влияние на ее развитие оказала капитан полиции Фрэнсис Ли. Она вела в Гарварде курс по судебной медицине и придумала метод обучения молодых следователей с помощью кукольных домиков, в которых воссоздавались места преступлений.
Молли Уильямс, первая пожарная
Хотя пожаротушение считается традиционно мужской профессией, им достаточно давно занимались и женщины. Известно о темнокожей рабыне Молли Уильямс, которая жила в первой половине XIX века. Она была собственностью Бенджамина Аймара, торговца из Нью-Йорка и волонтера местной пожарной бригады Oceanus Engine Co.
По неизвестным причинам он начал брать Молли на тушение пожаров, и оказалось, что та прекрасно справляется — не хуже «остальных ребят», как говорили в бригаде. Однажды вызов поступил так внезапно, что Уильямс тушила пожар прямо в ситцевом платье и фартуке. В 1818 году Молли неофициально приняли в команду. Ее называли «выдающимся волонтером №11».
За Молли последовали и другие женщины. Одной из самых известных пожарных стала Лилли Хичкок из американского Добровольческого пожарного отряда Никербокер №5. Когда Лилли было 15, она увидела, что на тушении пожара не хватает людей. Девушка кинулась на помощь с криком: «Вперед, мужики!»
В России первой женщиной-пожарной стала Мария Ермолова, дочь главы Министерства земледелия и государственных имуществ. Именно она одной из первых поддержала идею организовывать детские учебные отряды юных пожарных. Такие отряды превратились в школу подготовки будущих членов Императорского российского пожарного общества. В 1910 году журнал «Пожарное дело» написал о Марии: «Ни тени удивления на суровых лицах пожарных, ни на одном лице нет вопроса «зачем она здесь?». Наоборот, «она наша» — прочтете вы на каждом грубом, закаленном, но добром лице».
Эжени Бразье, первая женщина — шеф-повар со звездой Michelin
В XIX веке женщины во главе кухонь ресторанов не были редкостью, особенно в США. Часто это были семейные заведения, которыми женщина управляла вместе с супругом. Поскольку выяснить, кто именно была первой женщиной во главе кухни ресторана, невозможно, официально первым шеф-поваром считается француженка Эжени Бразье, получившая мишленовскую звезду.
Она жила в начале XX века в деревне недалеко от Лиона и была вынуждена переехать в город после того, как в 19 лет родила сына вне брака, что тогда считалось позором. В Лионе Эжени устроилась домработницей в семью Миллиа, которые владели пекарнями и производили пасту. Сначала Бразье работала уборщицей и няней, но в 1915 году во время летнего отдыха семьи в Каннах ей поручили готовить, и оказалось, что у нее отлично получаются изысканные блюда.
Через несколько лет владелица Bistrot Fillioux Франсуаза Филлу взяла Бразье в свой ресторан, на кухне которого работали только женщины. Здесь Эжени развила свои навыки и выучила новые необычные сложные рецепты. После этого она устроилась на работу в другой лионский ресторан, где платили больше, а уже в 1921 году, накопив денег, 26-летняя Бразье открыла свое первое небольшое заведение — La Mère Brazier.
Однажды в ее ресторан зашел владелец транспортной компании, которому понравилось ее фирменное блюдо из курицы. Он пригласил Бразье стать главным поваром ежегодного ужина на 200 гостей в Париже. С этого момента к ней пришла слава.
В конце 1920-х она открыла в пригороде Лиона второй ресторан. В 1932 году оба ее ресторана получили по две звезды Michelin. Год спустя гид Michelin увеличил максимальное количество звезд до трех, и Эжени Бразье сразу получила шесть — по три за каждое заведение, став самым титулованным шеф-поваром в мире. Прошло 46 лет, прежде чем кому-то удалось повторить ее успех, получив столько же звезд. В 1970-х Бразье отказалась от Ордена Почетного легиона Франции, заявив, что «награждать нужно за более важные вещи, чем хорошая готовка и выполнение своей работы».
Мэри Эвардс Уокер, первая женщина — военный хирург
Женщины, проводившие операции, появились еще около 3500-х годов до нашей эры. Первый задокументированный случай — царица Шубад из Ура. Медицинские тексты из древнего Египта и Греции дают понять, что женщины играли активную роль в хирургии. Но в Средние века женщина могла проводить операции, только если она унаследовала практику мужа.
В современной истории первой женщиной-хирургом была Миранда Стюарт, известная как Джеймс Барри. Однако не совсем ясно, насколько корректно называть доктора Барри женщиной — всю жизнь он прожил как мужчина и, видимо, гендерно идентифицировал себя как мужчина (о его биологическом поле стало известно после смерти). Первой женщиной-хирургом, работавшей под своим именем, вероятно, была американка Мэри Эдвардс Уокер.
Уокер окончила медицинский колледж в 1855 году. Она была единственной девушкой на курсе. Вскоре после выпуска Мэри вышла замуж за своего однокурсника — на свадьбе она была в короткой юбке и брюках, отказалась во время клятв произносить слово «подчиняться» и оставила свою фамилию. Уокер в принципе отказывалась носить традиционно женскую одежду, считая ее неудобной и негигиеничной, за что часто подвергалась критике. Однажды ее даже арестовали за то, что она была одета как мужчина.
Во время Гражданской войны Мэри смогла устроиться хирургом во временный госпиталь, где лечили раненых, и вскоре ее призвали военным хирургом в армию республиканцев. Таким образом Уокер стала первой женщиной — военным хирургом. Она была взята в плен и позже обменяна на других пленников войны.
После войны Уокер получила медаль Почета, став единственной женщиной в истории США, удостоенной этой награды. Вернувшись к мирной жизни, она присоединилась к движению суфражисток и продолжила активно бороться за права женщин.
Кэтлин Блейк Колман, первая военная корреспондентка
Журналистка Кэтлин Блейк Колман публиковалась под псевдонимом Кит Колман, но не скрывала того, что она женщина. Кэтлин жила в графстве Голуэй в Ирландии, но после того, как равно овдовела и потеряла ребенка, эмигрировала в Канаду. Там она снова вышла замуж, родила двоих детей и развелась (по другой версии, ее муж умер). Чтобы содержать детей, Колман пошла работать уборщицей, а также начала писать статьи для газеты в Торонто.
Вскоре она стала первой канадской журналисткой, ответственной за целую рубрику — раздел колонок в издании Toronto Mail. Колман настаивала, что женщинам интересны не только темы домашнего хозяйства и личной жизни, и писала также про политику, науку и общественные проблемы. Кэтлин затрагивала темы условий женского труда и домашнего насилия. Именно это принесло ей известность.
В 1898 году на Кубе началась Испано-американская война, и Кэтлин Колман вызвалась отправиться туда корреспондентом. Редакция Daily Mail and Empire (новое название Toronto Mail) согласилась, надеясь привлечь читателей, однако отказывалась публиковать присылаемые ей новости, считая их слишком провокационными для женщины. Вместо этого, по словам Колман, от нее требовали «пустую болтовню». В итоге она подала прошение правительству США и получила от него право быть официальным военным корреспондентом. С этого момента она стала сопровождать на Кубе американскую армию, несмотря на попытки корреспондентов других изданий и некоторых военных чиновников помешать ей в этом.
После войны она создала Канадский женский клуб прессы для борьбы с дискриминацией женщин-журналистов. Однако, несмотря на работу по защите профессиональных прав женщин, Колман отказывалась называть себя феминисткой и не поддерживала движение за избирательное право для женщин.
Фрида Белинфанте, первая женщина-дирижер
Фрида Белинфанте и Генриетта Босманс за столом в их доме на Хендрик Якобсзстраат в Амстердаме
Фрида Белинфанте выросла в сефардской еврейской семье в Нидерландах. С детства она играла на виолончели. В 17 лет Фрида познакомилась с композитором Генриеттой Босманс, с которой они вскоре начали жить вместе как пара. Белинфанте и Босманс не скрывали свои отношения, несмотря на то что однополые союзы в Нидерландах в то время были уголовно наказуемы.
После их расставания в 1929 году Фрида вышла замуж за флейтиста и дирижера Йохана Фелткампа. Это был творческий дружеский союз. Именно Фелткамп предложил Фриде попробовать дирижировать. Несколько лет Белинфанте дирижировала небольшими оркестрами в школах и колледжах, а в 1937 году основала собственный камерный оркестр, став первой женщиной — руководителем и дирижером профессионального оркестра. Ее стали приглашать как дирижера на Национальное радио, и вскоре Фрида стала путешествовать с гастролями по Европе. Однако развитию карьеры Белинфанте помешала начавшаяся Вторая мировая война.
После войны Фрида эмигрировала в США, где сначала основала небольшой ансамбль The Vine Street Players, а в 1954 году стала дирижером филармонического оркестра Orange County. Оркестр существовал на средства меценатов, и его концерты были бесплатны для всех. Белинфанте возглавляла оркестр до 1962 года, а после открыла частную студию, где обучала начинающих музыкантов.
Хертек Анчимаа-Тока, первая женщина — избранная глава государства
В 1918 году после Октябрьской революции в регионе, входившем в Российскую империю под названием Урянхайский край, был подписан Договор о самоопределении Тувы, и местная знать начала переговоры с правительствами Монголии и Китая о переходе в их подданство. Однако советская власть, несмотря на собственные заявления о том, что регион освобожден от всех обязательств перед Россией, не была готова отказаться от территорий. За этими событиями последовала череда столкновений между советской и китайской армиями и восстаний местных жителей, которые в итоге привели к признанию Советским Союзом независимости Урянхая. Новое государство было основано в 1921 году и получило название Республика Танну-Тува. Помимо СССР, независимость государства официально признала Монголия.
В 1940 году на выборах главы Малого Хурала победила 28-летняя Хертек Амырбитовна Анчимаа-Тока. Она стала первой в мире женщиной, избранной главой государства и парламента. До этого момента женщины получали власть такого уровня только по наследству. В том же году Хертек вышла замуж за писателя и государственного деятеля Салчака Тока, но его фамилию к своей она присоединила только после смерти супруга в 1973 году.
Анчимаа-Тока училась в школе на монгольском языке, а когда в 1930 году появилась тувинская письменность, стала одной из первых, кто ее освоил. Она приняла участие в записи первой музыкальной пластинки с тувинскими народными композициями.
После школы Хертек окончила Коммунистический университет трудящихся Востока имени И. В. Сталина в Москве, став одной из всего 11 тувинцев, у которых на тот момент было высшее образование. Вернувшись в Туву, стала работать в Центральном комитете местного Союза молодежи. В 1938 году Хертек возглавила отдел по работе среди женщин в Центральном комитете правящей Тувинской народно-революционной партии.
Анчимаа-Тока возглавляла республику до 1944 года, когда независимость Тувы была упразднена и она стала Тувинской автономной областью в составе РСФСР. После этого Хертек работала заместителем председателя Тувинского облисполкома, а позже — заместителем председателя Совета министров Тувинской АССР.
/КР:/
Первопроходцам всегда тяжело…/