22.11.2024

Есть ли у Израиля армия: итоги первых трех недель войны Военный обозреватель помогает понять, чего именно добиваются наши враги


Характер действий в Газе обусловлен ситуацией. Массированные удары и подготовка к наземному вторжению сочетаются с интенсивными переговорами по освобождению заложников. При этом всем понятно, что без прогресса в переговорах трудно рассчитывать на расширение боевых действий.

Это прекрасно понимают и в ХАМАСе. В Катаре, который выполняет роль посредника, уже транслируют, что без значительных уступок со стороны Израиля заложники домой не вернутся. При этом уже выдвигаются требования полного отказа от наземных действий.
В настоящее время речь идет о самом чувствительном для Израиля моменте – освобождении детей и женщин. ХАМАС с помощью Катара затягивает переговоры, выдвигает все новые условия и с радостью констатирует, как общественное мнение сдвигается в пользу отказа от немедленного разгрома террористов.

Это уже не военная стратегия, а психологическая война. И она приносит результаты. Например, со стороны генерала Ицхака Брика (с недавних пор доверенного советника Нетаниягу), который живописует сценарии разгрома ЦАХАЛа при вторжении в Газу.
אלוף במיל' יצחק בריק בועדה לביקורת המדינה עם נציב קבילות החיילים על מוכנות צבא היבשה למלחמה
Генерал запаса Брик
(Фото: Охад Цвайгенберг)
Здесь важно акцентировать два обстоятельства.

Первое: наземная операция в Газе планировалось ни со вчера на сегодня и не после 7 октября. Она уже два года находится в центре первоочередных задач ЦАХАЛа. Непосредственно разработкой таких планов занимается группа во главе с опытнейшим командиром Чико Тамиром, задачу которому поставил предыдущий начальник штаба Авив Кохави.

Более того, планы отрабатывались на специальном объекте в Цеэлим – с привлечением элитных подразделений и самого передового вооружения. Бригадный генерал запаса Тамир, который был командиром дивизии "Газа", лично руководил отработкой тактики подземных боев (для этого были построены тоннели), а также взаимодействия различных родов войск, которые будут атаковать Газу.

Если всего этого не достаточно для разгрома ХАМАСа, то остается лишь распустить армию и покинуть страну.

Но это не так. Даже если ЦАХАЛ и допустил непростительную ошибку и получил унизительный удар, который серьезно подорвал чувство безопасности общества, речь не идет о том, что у нас нет армии. ЦАХАЛ заслуживает доверия – и готов оправдать его. И это второй важный момент, который следует принимать во внимание.

Даже если такие, как Брик, и нашептывают на ухо премьер-министру Нетаниягу то, что тому, возможно, хочется слышать.

ХАМАС и его покровители, которые с утра до вечера кричат о "великой победе", того и добиваются, чтобы Израиль усомнился в себе и своей армии. Вот это опасно на самом деле.
Я много говорю с офицерами ЦАХАЛа. Можно сказать, это непрекращающийся диалог. Но не слышал ни одного старшего офицера, который бы говорил "о неминуемой катастрофе" при наземной операции, как это утверждает Ицхак Брик.

Никто не спорит, что у ЦАХАЛа есть проблемы. Я сам неоднократно писал об утечке мозгов, снижении мотивации к службе в боевых частях, пробелах в подготовке к войне с Хизбаллой, недочетах разведки, чувстве самоуспокоенности и пр. Но это не значит, что армия более ни на что не готова.

Всем понятно, что война – это не прогулка на свежем воздухе. Ни у кого нет иллюзий, что это будет тяжелое сражение, а при тяжелых боях есть жертвы. Особенно при выполнении той задачи, которая предстоит ЦАХАЛу.

Это битва в Газе не будет похожа ни на одну предыдущую. Могут быть сложности. Могут быть сюрпризы. Но в армии знают, что ХАМАС не остановится. Его придется буквально выковыривать из нор. Это будет долгая и тяжелая битва. Но ЦАХАЛ не уходит от боя.

Он готов выполнить то, для чего, собственно, и был создан.
Вчера (26 октября) боевое крещение в Газе прошла 162-я бронетанковая дивизия, которая провела рейд в северной части анклава. Главная цель заключалась в том, чтобы показать ХАМАСу: израильская армия не боится конфронтации – наоборот. Такие рейды будут продолжаться.

"Мы создаем условия для нанесения решающего удара по ХАМАСу", – пояснил министр обороны Йоав Галант.
Наземная операция в Газе важна не только с оперативной и репутационной точек зрения. Она проверит истинные намерения шейха Насраллы и степень угрозы, которая подстерегает ЦАХАЛ на севере. В Ливане открыто выражают незаинтересованность в войне.

Вопрос, насколько чувствителен главарь Хизбаллы к настроениям ливанского общества. Статус "защитника Ливана" достаточно важен для Хасана Насраллы, потому что он ощущает себя в первую ливанским шиитом (палестинцы в своем большинстве сунниты), а уж только потом все остальное. Это очень важный сдерживающий фактор, даже при всем иранском влиянии.

חסן נסראללה
Шейх Хасан Насралла
Шейх Насралла, как и другие "друзья палестинцев", хотел бы задушить Израиль руками самих же палестинцев. Он прилагает немало усилий для разжигания "сопротивления" в Иудее и Самарии. Но ЦАХАЛ пока уверенно купирует появление здесь еще одного фронта, проводя рейды и арестовывая террористов.

Только с начала войны была задержано более 1000 активистов террора, из которых 660 связаны с ХАМАСом.

Зачистками в Иудее и Самарии занимаются в основном резервисты, так как большая часть регулярных подразделений переброшена в Газу. В настоящее время здесь сосредоточены 24 батальона, которым приданы бронетехника и беспилотная авиация.

По оценке спецслужб, уровень террористической активности в Иудее и Самарии значительно снизился. Задача, которую получил бригадный генерал Ави Блут от начальника генштаба, звучит просто: не допустить перерастания региона в еще один фронт.


67 элементов 2,106 сек.