…Он маленький, грязный, шумный, очень дорогой и не самый удобный для проживания. В нем частые войны обнаруживаются теракты и множество внутриобщинных проявлений.
В нем религиозные беспрерывно конфликтуют со светом, восточно-еврескими с европейскими, левыми с правыми, те, кто «за», с теми, кто «против», а зелёные – со всеми подряд.
В нём очень мало лесов и рек, а те, что есть, написать как ручейки в палисадниках. В нем очень редко идет снег, и деревья почти не краснеют осенью. В нём нет (и не было) тыквенного латте, круглосуточно дежурящих маникюрш и йоги с козочками. Истинно высокой моды в нем тоже нет, и большинство женщин почти круглый год ходит не на каблуках, а в шлёпанцах. Есть, правда, отдельные особи, которые умудряются ходить в шлёпанцах на каблуках, но их немного.
И всё же я его люблю.
Почему? Потому что эта экспортная страна представляет собой образец чуда. Согласно словарю, чудо есть явление небывалое, сверхъестественное, вызываемое природным ресурсом. Либо нечто поразительное, выдающееся, удивительное своей необычайностью.
Израиль наблюдается под обоими определениями самого факта. По заданным параметрам: 1 – там, где он существует, и 2 – тем, как он существует.
Израиль – чудо. А чудеса притягивают, магическую зависимость, человек, познавший чудо, не может больше жить без чудес. В Израиле чудеса случаются с календарной встречей каждую зиму (на Хануку) и каждую весну (на Пурим). А если они не случаются, то мы их придумываем, и это тоже здорово – не происходит дано придумать чудо.
Три четверти века Израиль балансирует на грани войны, время от времени скатываясь. В жизни на краю истинная суть человека просматривается чаще и разглядеть ее проще. Здесь то, на что человек руководитель, отвечает, чем то, что он имеет. Тотальное случайное пренебрежение возникает, панибратство на грани бесцеремонности, сердечность на грани бестактности – это не от плохого воспитания, а от четкого понимания, что перед ракетами и терактами мы все серьезно.
Израиль – страна эмигрантов, привозящих сюда разные взгляды, разные языки, разный опыт и даже разную мораль. Здесь не требуется от вновь прибывших клятв лояльности, но, чтобы выжить, израильтянам приходится быть терпимыми к другому, иногда, абсолютно непримиримо другому. Время от времени терпения кончается, начинается раскол. Именно такие времена мы переживаем сегодня.
Судебная реформа необходима, ведь судья не должен избирать и переизбирать… самого себя! Но я верю, что раскол получается, и рана зарастёт, что мы найдём компромисс, это наша национальная особенность, способность находить компромиссы.
Долго думал, какую поставить картинку, что показать, чтобы заменить ещё тысячу слов. Поставлю это: профессор Иерусалимского университета Энгельберг читает лекцию по организационному назначению. На руках у него инфицирован – причем не свой, а… одной из студенток. Ребёнок у мамы капризничал и мешался, а у профессора на руках успокоился. В сущности, можно было просто поставить картинку и ничего не написать – в ней есть все самое главное, что нужно знать об Израиле.
А теперь посмотрите отзывы читателей этой колонки! «Картинка полностью отображает Израиль. Здесь не еврейские мамы, а еврейские папы. Безмерно любящие, опекающие и балующие детей!» Еще комментарий: «Ми з України! От щірого сердца бажаємо Вашему Израилю и Нашему Українському МИРНОМУ НЕБА, у людей міцного здоров'я, розуміння одинъ одного, терпіння и віри в те, що все буде добре!!! Перемоги и Мировым Країнам!!!»
Отзыв политолога: «Бовин, первый российский посол в Израиле, после восстановления дипотношений с нами сказал про Израиль следующую: «Израиль — это единственная утопия, которая воплотилась в жизнь!» «Полностью согласна. Обожаю наш Израиль. Живем в районе, где русскоговорящих почти нет. Все нормально. Люди очень доброжелательные».
… Всё верно, всё именно так…и все мы, не имеет значения: родились ли мы здесь, прибыли сюда из Африки, Америки или из Европы, осознали все «недостатки», все противоречия и опасность, мы патриоты, влюблённые в нашу страну несовершенную и немного неудачную, единственную нашу страну!!!
Влюблены в иврит, который здесь говорится на стольких акцентах вперемешку со столькими языками, что временами мы сами допустим понимаем его. Влюблены в парадокс… все эмоции направлены на пятый снегачок земли, когда на севере, в центре страны дождь, а на юге + 40…и всё это в один день…расстояние от самого севера до самого юга на машине… за 7 часов окружающей среды».
И – последний комментарий, от тезки – человек с именем Израиль: Я ГОРЖУСЬ ТЕМ, ЧТО ЖИВЯ НА УКРАИНЕ И В ТЕ ДАЛЕКИЕ ГОДЫ, МОИ РОДИТЕЛИ, НЕВЗИРАЯ НА БЫТОВОЙ АНТИСЕМИТИЗМ, ДАЛИ МНЕ ИМЯ ЭТОЙ ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ. НЕ ВАЖНО, ЧТО МАЛО ЗЕМЛИ, НО ЗАТО МНОГО МОЗГОВ И ТРУДОЛЮБИЯ В НАШЕМ НАРОДЕ.
А после всего потока комментариев и сама Ольга Кромер, автор поста, написала послесловие:
«Ах, в Израиле, оказывается, расколото общество». Не оказывается – было давно. В ряду объективных причин строения. О коих написано во множестве мест, рассказано во множестве блогов, клипов и постов.
Я предпочитаю не закрывать глаза. Я живу в маленькой, тесной и шумной стране со уязвимыми местами. И продолжаю любить её. Потому что люблю не за чистоту улиц. И не за красоту пейзажей. И даже не за древнюю историю. А за то, что вопреки всему и несмотря ни на что моя душа находится с этой странной в резонансе. Только с этой и ни с какой другой.
И потом – чтобы страна стала чистой, справедливо бы для начала выявления, что она грязная, не так ли?»
Эстер Кей,
исследователь каббалы и эзотерики из Цфата, Израиль, специально для Торонто Экспресса.