Смертность от теплового стресса, согласно прогнозам, возрастет более чем в десять раз. Местный климат, постепенно разогреваясь, придет к таким показателям к 2100 году, говорится в недавнем исследовании климатических изменений Восточного Средиземноморья.
Волны жары в регионе Восточного Средиземноморья – Египте, Израиле, Сирии, Иордании и Южной Турции – становятся все более продолжительными, сильными и частыми, говорит исследователь Ассаф Хохман из Еврейского университета в Иерусалиме. Прогнозы основаны на сценарии «8,5 с высоким уровнем выбросов» (концентрация углерода, обеспечивающая глобальное потепление в среднем на 8,5 ватта на квадратный метр по всей планете).
Выбросы парниковых газов увеличиваются, а не уменьшаются. Уже сейчас изменения ощутимы и принимают смертельно опасный оборот.
В этом году зима в Израиль так и не пришла; Северный полюс и Ближний Восток – два региона, которые, по словам Хохмана, прогреваются быстрее всего. Он, правда, отмечает, что климат в Израиле меняется несколько мягче, чем на Северном полюсе, поскольку близость Средиземного моря помогает уменьшить экстремальные явления.
Волны жары в Израиле уже становятся причиной смерти около 30 человек в год. В исследовании прогнозируется, что к 2100 году эта цифра возрастет в 11 раз и составит 330 смертей от жары в год. И это консервативная оценка, она основана на линейной экстраполяции местной статистики смертности.
Если же температура будет расти не постепенно, а резко, то и смертность может быть гораздо выше.
Вам кажется это неправдоподобным? Тем не менее в прошлом году от тепловых волн в Европе, по оценкам, погибли 20 тысяч человек. Одна-единственная волна жары в 2003 году унесла жизни от 30 до 75 тысяч европейцев. А волна жары в России в 2005 году привела к гибели 55 тысяч человек.
Летняя тепловая волна 2003 года была самой жаркой в Европе за последние 500 лет, хотя температура превысила средний показатель этого периода всего на 1,5 градуса по Цельсию. С тех пор каждый год становился более жарким.
Волной тепла называют аномально жаркую погоду в течение длительного периода времени. Может ли быть хуже? Исследование 2014 года предсказывало разницу в 6-10 градусов и волны жары продолжительностью до 40 дней.
На самом деле при «сценарии 8,5» в Восточном Средиземноморье одна волна жары может длиться все лето, предупреждает Хохман. И это уже не тепловая волна, а тепловое цунами.
Что касается разницы температур, то очень важно, что новая модель рассматривает не только сами градусы, но и «тепловой стресс»: учитываются влажность, сила ветра и «база морской инверсии» – все эти факторы определяют, насколько сильно мы страдаем от жары.
Чем более влажная погода, тем хуже испаряется пот, охлаждающий нас, соответственно, тем легче развиться тепловому удару.
Восточное Средиземноморье считается в прямом смысле горячей точкой климатических перемен, находясь в зоне между умеренным и засушливым климатом. Это делает Средиземноморье особенно уязвимым перед даже небольшими переменами в системах глобальной циркуляции, объясняет Хохман.
И тепловые волны в нашем регионе уже длятся дольше, чем в прошлом: в исследовании 2010 года показано, что их продолжительность с 1960 по 2010 год увеличилась на 600-800%.
Фото: Нир Кафри
Экстремальные температуры влияют не только на наше самочувствие и уровень смертности, но и на инфраструктуру, животных и сельское хозяйство. Например, электростанция, использующая воду для охлаждения оборудования, будет вынуждена прекратить работу, если вода станет слишком теплой – как уже происходит с некоторыми европейскими АЭС. К тому же электростанциям запрещено сбрасывать эту нагретую воду обратно в окружающую среду. А без восполнения энергозатрат невозможно рассчитывать на кондиционеры.
Опреснительные установки, с помощью которых Израиль борется с засухами, тоже потребляют много электроэнергии.
Даже если выбросы прекратить прямо сейчас, климату потребуется время, чтобы «переварить» углекислый газ, уже попавший в атмосферу.
Министр окружающей среды Идит Сильман встречалась с теми, кто отрицает изменения климата. Впрочем, такие отрицатели есть не только в Израиле (по мнению «отрицателей», влияние человека и деятельности человеческой цивилизации на климат ничтожно, поэтому нет смысла предпринимать какие-либо действия с целью минимизировать ущерб от изменения климата. – Прим. «Деталей»). Тенденция идет на спад, но не умерла.
Данное исследование подчеркивает: необходимо признать проблемы, с которыми сталкиваются Израиль, регион и мир, и уже сегодня готовиться не только к повышению уровня моря и наступлению Средиземного моря на долину Хула, но и к значительному усилению опасного для жизни теплового стресса. Все это не за горами.
Рут Шустер, «ХаАрец». Фото: Элиягу Гершкович. Фото в тексте: Нир Кафри √
P. S. Государственный контролер Израиля Матаниягу Энгельман недавно, в преддверии Конференции Организации Объединенных Наций по изменению климата (COP28), сказал: «Мир нагревается. Около года назад мы вышли из изменившей мировой порядок пандемии коронавируса, мучившей нас два года. Если мы не внесем фундаментальные изменения в наше отношение к климатическому кризису, COVID-19 станет лишь прелюдией к тому, что произойдет дальше».