19 апреля, кнессет утвердил назначение депутата Моше Арбеля (ШАС) на должность министра здравоохранения и внутренних дел вместо председателя партии ШАС Арье Дери.
Если отбросить в сторону политическую бурю, которую вызвало решение Высшего суда справедливости лишить Дери возможности занимать министерские должности, назначение Арбеля ничего изменило: один политик будет занимать сразу два министерских кресла. И если ранее в попытке сформировать коалицию политикам отдавали на откуп сразу несколько малозначимых или созданных в спешке министерств, как то по делам Иерусалима и наследия или водного хозяйства и высшего и образования, то на этот раз Нетаниягу пожертвовал здравоохранением и внутренними делами.
В политической системе объяснили, что решение Дери назначить Арбеля на должности министра здравоохранения и внутренних дел связано с тем, что у него имеется профессиональный опыт в обеих областях. Среди прочего Моше Арбель занимал должность главы штаба министра внутренних дел во время пребывания Дери в должности и несколько лет был заместителем министра здравоохранения.
Действительно, никто не скажет ничего плохого об имеющем две академические степени в юриспруденции и в данный момент проходящем обучение в докторантуре Университета имени Райхмана (бывший междисциплинарный частный центр в Герцлии) молодом политике. К тому же мы не можем сказать, что юрист хуже разбирается в здравоохранении, чем пилот в просвещении (министр просвещения Йоав Киш), или другой юрист – в экономике (министр финансов Бецалель Смотрич), или юрист, историк и философ Гила Гамлиэль – в разведке.
Но каждый из них по крайней мере занимает одно кресло и с тем или иным успехом занимается делами только своего министерства. Моше Арбель, не имеющий опыта министерской работы, должен заниматься делами сразу двух крупных министерств – МВД и здравоохранения. И даже если он фактически будет выполнять распоряжения главы своей партии, это не имеет значения, так как в каждом их этих министерств скопилось множество масштабных проблем, уже давно требующих решения.
Кто будет лечить израильскую систему здравоохранения?
Вот всего три факта, указывающих, насколько больна израильская система здравоохранения: около половины врачей в Израиле старше 55 лет (то, что врачи в Израиле в среднем пожилые люди и, согласно отчету Центра Тауба, Израиль в этом уступает только Италии, неизбежно отразится на ожидаемом уровне услуг через несколько лет); число медсестер на тысячу человек составляет всего 5 по сравнению со средним показателем 9,5 в странах OECD; в 2021 году государственные расходы на здравоохранение сократились – после рекорда, зафиксированного годом ранее из-за пандемии коронавируса.
Нехватка средств и врачей прежде всего бьет по периферии. Согласно данным отчета «Неравенство в отношении здоровья в Негеве», опубликованного в прошлом году, уровень младенческой смертности в Беэр-Шеве в 2015-2017 годах составлял 4,8 на тысячу рождений по сравнению с 1,6 в Тель-Авиве.
Уровень людей с диабетом в Беэр-Шеве составлял 58 на тысячу жителей по сравнению с 45 в Тель-Авиве; показатель людей с функциональными нарушениями в столице Негева составил 28 на тысячу человек по сравнению с 12 в Тель-Авиве.
Из-за нехватки врачей и медсестер за последние годы значительно удлинились очереди к врачам-специалистам в больничных кассах.
Создается впечатление, что системе здравоохранения, несмотря на ограниченный бюджет, удается выжить благодаря качественному персоналу и прошлым инвестициям.
В последние годы много говорится о росте населения Израиля как об одном из главных вызовов для систем просвещения, транспорта, жилищного строительства. Рост населения и его старение представляют собой серьезную проблему и для системы здравоохранения.
Новый отчет OECD предупреждает Израиль о серьезном кризисе в этой области, предотвратить который могут только быстрые и решительные действия.
Согласно отчетам государственного контролера и различных общественных организаций, в основе нынешних неудач системы здравоохранения и ожидаемых проблем в ближайшие годы лежат два основных факта: отсутствие долгосрочного планирования – как физической инфраструктуры, так и профессионального персонала – и постоянная нехватка бюджетных средств.
Кто-то верит в то, что министр на неполную ставку, к тому же заменяющий главу своей партии, который еще надеется на возвращение в министерские кресла, способен решать сложные проблемы израильской системы здравоохранения?
Жаль, что, по мнению Нетаниягу, министра здравоохранения на полную ставку мы не заслужили.
Юрий Легков, НЭП. Фото: Охад Цвигенберг
/КР:/
Нетаниягу мало беспокоят поднятые в статье проблемы. Он же и его семья не стоят в очередях и не ждут месяцами очередь к специалистам. Но ведь бибисты не имеют возожностей Нетаниягу и, тем не менее, готовы идти за своим вождём, как зомби. Лично ему главное "день продержаться и ночь простоять" лишь бы на какое -то время сохранить власть и избежать уголовного преследования…/