27.04.2024

Суета вокруг портфелей. Из-за чего ссорятся «Ликуд», ультраортодоксы и «вязаные кипы»?

+


Вчера, 22 ноября, вечером «Ликуд» опроверг сообщения о трехстороннем компромиссе, согласно которому председатель «Религиозного сионизма» Бецалель Смотрич получит минфин, а взамен Арье Дери получит щедрую компенсацию: пакет из пяти министерских портфелей для ШАС.

Требование ШАС получить министерства внутренних дел, транспорта, религий, соцобеспечения, а также Негева и Галилеи ломает коэффициент распределения портфелей, установленный «Ликудом» в начале переговоров. «Еврейство Торы» встало на дыбы, заявив вчера, что если ШАС действительно получит пять портфелей, то предварительные договоренности с ними (с «Еврейством Торы») должны быть пересмотрены и обновлены.

Согласно принципиальной договоренности, достигнутой с ультраортодоксами, они получат портфель минстроя (для Ицхака Гольдкнопфа), по делам Иерусалима (для Меира Поруша), председательство в финансовой комиссии кнессета (для Моше Гафни), а также два поста замминистра. Видимо, в министерствах образования, транспорта, а может быть, и соцобеспечения.

При этом есть опасения не только в раздувании числа министров, но и в создании опасного круга интересантов, которые получат возможность управлять государственными средствами.

Согласно той же объявленной сделке Смотрич будет отвечать за государственную казну.

Дери возьмет на себя капиталоемкие и богатые «джобами» портфели – МВД, транспорт, религия и социальное обеспечение.

Небольшой, но денежный довесок – министерство по развитию Негева и Галилеи – также будет передан Дери или в качестве альтернативы вручен председателю «Еврейской мощи» Итамару Бен-Гвиру.

Последний, как было решено на этой неделе, сможет экспроприировать полномочия генинспектора благодаря изменению закона о полиции, а затем контролировать «вишенку на торте» – «Лахав 433».

К описанному выше сценарию следует добавить такие планы:

– отмена статьи о мошенничестве и злоупотреблении общественным доверием (как того требует «Религиозный сионизм»);

– внесение поправок в основной закон о правительстве – так чтобы он допускал занятие министерского поста осужденными по суду, а затем запрет БАГАЦу на вмешательство на основании критерия «хосер свирут», то есть выход за рамки разумного и допустимого (как того требует ШАС).

В этом случае может и не потребоваться политизация при назначении судей, пункт о преодолении вето БАГАЦа или «французский закон».

Неприятности исчезнут – ведь некому будет на них указать. Преступность будет искоренена – просто потому что ее признают допустимой.

40 миллиардов шекелей в год и восемь компаний

«Портфель министра транспорта должен быть в руках «Ликуда»», – сказал вчера Давид Битан. И действительно, в «Ликуде» не отступают в вопросе контроля над минтрансом – за него сейчас на равных борются Мири Регев и Эли Коэн. И в «Религиозном сионизме» взоры обращены на министерство транспорта – так же как и в «Еврействе Торы». Почему?

В основе политического интереса к минтрансу лежат четыре основные причины: он обслуживает повседневные нужды людей (связь с электоратом), дает прямой контакт с основными профсоюзными комитетами (порты, управления аэропортов, железные дороги), имеет бюджет на проекты в 40 миллиардов шекелей в год, а также восемь мощных государственных компаний, что создает благодатную почву для политических назначений.

Для ультраортодоксов контроль над этим министерством важен вдвойне – из-за их относительно высокой зависимости от общественного транспорта и с учетом ущерба, нанесенного сектору в результате реформы оплаты проезда в общественном транспорте.

Реформа, проведенная полгода назад министром транспорта Мерав Михаэли и министром финансов Авигдором Либерманом, унифицировала автобусные тарифы по всей стране и убрала дублирующие субсидии и различные местные скидки, которые годами добавляли по политическим причинам в основном для ультраортодоксальных населенных пунктов.

В рамках реформы была опубликована обновленная и сокращенная карта периферийных населенных пунктов, имеющих право на (единую) скидку. За ее пределами остаются важные оплоты ультраортодоксов, такие как Модиин-Илит, Бейтар-Илит и Эльад.

Поэтому «Еврейство Торы» потребовало согласия «Ликуда» на «корректировку» реформы, чтобы карта населенных пунктов, имеющих право на скидки, была расширена. Действительно, это требование было удовлетворено. Попутно также было решено уравнять скидки на проезд в транспорте, которые будут предоставлять учащимся йешив, со скидками для студентов.

«Биби не умеет договариваться»

Битан не остановился на министерстве транспорта и резко раскритиковал результаты переговоров, проведенных председателем его партии Нетаниягу: «Он не умеет вести переговоры, и результаты говорят сами за себя», – обрушился он обвинениями в интервью 14-му каналу.

«Смотрич просил минфин, который ему не полагался. Вот почему Дери было сказано попросить минфин для себя. Поэтому Смотрич попросил минобооны, и теперь надо компенсировать и Смотрича, чтобы он отказался от минобороны, и Дери – чтобы он отдал минфин. Если так ведутся переговоры – то я не знаю что это такое», – сказал Битан.

Он позволяет себе критиковать лидера своей партии, поскольку он единственный в рядах «Ликуда», кто не может стать министром (из-за продолжающегося над ним суда), и потому он не из тех, кто тихо ждет, чтобы Нетаниягу одарил его должностью.

Однако слова Битана с большой точностью отражают разочарование, которое испытывают члены его партии после того, как им остались, как им представляется, «крохи».

«Ликуду осталось 11 министерств – но менее важных, – пояснил Битан. – После того как Биби отказался от основных портфелей в пользу партнеров по коалиции, он купит «ликудников» младшими должностями. Каждый будет доволен тем, что получил пост министра, – и никто ничего делать не будет. Это проблема «Ликуда». Если мы не будем влиять, если мы не будем продвигать реформы – это нам навредит на следующих выборах».

По его словам, «вопрос не в том, кто будет министром, а в том, какое влияние будет иметь «Ликуд» в правительстве и в государстве, ведь основная деятельность внутри страны осуществляется не через министерство иностранных дел или обороны». «Мы не заинтересованы в том, чтобы только наши партнеры влияли на повседневную жизнь», – подчеркнул он.

Касса для текущих расходов

Нетаниягу, Дери и Смотрич так и не закрыли раздачу главных министерских портфелей. Среди прочего неясно, какое министерство финансов получит Смотрич – останется ли Управление госкомпаний, например, в его ведении или будет экспроприировано в пользу министерства главы правительства.

Точно так же неясно, какие дополнительные полномочия будут добавлены к «улучшенному» портфелю МВД, который ожидает Дери. Это помимо его ожидаемого контроля над 700 ставками, над политикой планирования в Израиле и 257 местными властями.

Только после того как будет распутан узел портфелей финансов, обороны и внутренних дел, перейдут к распределению остальных портфелей. Однако один из «младших» портфелей – министерства развития Негева и Галилеи – уже вызывает особый интерес.

Это своего рода касса для текущих расходов, которая позволяет ежегодно распределять сотни миллионов шекелей в соответствии с гибкими критериями, формируемыми в соответствии с планами министра. Так, в период, когда министерством управляли Дери и ШАС, его бюджеты использовали для финансирования йешив, микв, синагог и различных религиозных мероприятий на муниципальном уровне. В 2015 году по просьбе Дери был добавлен еще один объект для инвестиций министерства – абстрактная «периферия», и министерство изменило свое название соответственно на министерство развития периферии, Негева и Галилеи.

Что такое «периферия»? Зависит от того, кого вы спросите. Расследование TheMarker два года назад показало, что министерство также финансировало проекты в относительно крупных и богатых городах, не нуждающихся в государственной поддержке, таких как Тель-Авив, Нетания и Беэр-Шева.

Так что не зря политики косятся в сторону этого министерства. Вот как бывает, когда 300-400 миллионов шекелей в год рассматривают как дополнительную кассу помимо коалиционных средств – и дают их партии для распределения по ее усмотрению без четкого определения и пристального надзора.

Ави Бар-Эли, TheMarker, И.Н. На снимке: депутаты Моше Гафни и Арье Дери. Фото: Оливье Фитусси

/КР:/
Разве это – религиозные люди??? Где их духовность??? Красивых слов много, но по факту, что имеем в сухом остатке? И с ними главный победитель этого забега – господин Нетаниягу!!! Браво!!!
Сплошной договорняк по распределению госбюджета… Такое впечатление, что это рэкитеры, которые делят зоны влияния и доходы…. Наблюдая происходящее, можно смело назвать Израиль – страной КЕСЕФ, у которой отдельные господа руководители партий на сегодняшний день больше похожи на не чистоплотных на руку людей… Мани, Мани, Мани!, как в той песне… До страны ли им? Главное прибрать к своим рукам  побольше отраслей богатых финансами и только… и распределять их.. Стыдно смотреть на всё это!!!/


58 элементов 0,641 сек.