Нетаниягу и Лапид
(Фото: Йоав Дудкевич)
Расхожее мнение по поводу предвыборного дискурса в Израиле основывается на одном простом предположении: наших политиков перед выборами не стоит воспринимать серьезно. Трудно, например, поверить, чтобы Дуди Амсалем всерьез предлагал отправить в тюрьмы всех ответственных за привлечение Нетаниягу к суду по обвинению в коррупции. Или "раздробить кости левым" – в случае, если Ликуд вернется к власти, он "раздробит все кости левым". И Бецалель Смотрич совсем не по-настоящему планирует реализовать программу, которая превратит Верховный суд в бесплатное приложение к правительству – с помощью абсолютной политизации юридической системы.
Дальше – больше. Итамар Бен-Гвир вообще "прикалывался", планомерно насаждая насилие и подстрекательство, вновь и вновь посещая церемонии поминовения Меира Кахане и называя себя его учеником. Или предлагая помиловать Игаля Амира. Или повесив портрет Баруха Гольдштейна в салоне собственного дома. Он не был серьезен, предлагая утвердить в кнессете "закон о депортации" и изгнать из страны депутатов кнессета, взгляды которых не совпадают с его собственными.
Даже Биньямин Нетаниягу – и он совсем не всерьез предложил "заморозить ипотеку" и тарифы на электричество, муниципальный налог и воду, одновременно резко увеличив правительственные расходы.
Ведь если Нетаниягу заявил это искренне, ему придется отменить независимый статус Банка Израиля (ответственного за повышение учетной ставки, что, в свою очередь, влияет на подорожание машкант) и субсидировать расходы граждан страны. А это уже будет напоминать экономическую политику Эрдогана в Турции или Мадуро в Венесуэле и приведет к экономическому краху.
Если все предложения депутата Смотрича будут утверждены, Верховный суд полностью будет отдан на откуп правящей партии. Если предложения Бен-Гвира будут подкреплены законодательно, то всех арабских депутатов (и Офера Касифа за компанию) изгонят из страны, а Израиль уже не будет считаться демократией.
Перед выборами политики и их партии часто озвучивают ничем не подкрепленные обещания. Заморозить все повышения цен? Нетаниягу с тем же успехом может предложить закон об отмене в Израиле влажности в летние месяцы. Но пресса с восторгом жужжит вокруг этих идей – вместо того чтобы внимательно проверить и задуматься, насколько это вообще возможно и куда ведет. Скандалы подбрасывают рейтинг – вот и хорошо.
Лапид, Либерман и Беннет достаточно наобещали в преддверии предыдущих выборов. Сейчас, когда в оппозиции находятся правые, настал и их черед строить воздушные замки.
В случае с Бен-Гвиром имеются два варианта: либо он подразумевает все, о чем говорит, и тогда израильская демократия действительно находится под угрозой, либо он лишь ведет политическую кампанию, а вся его риторика – не более чем клоунада. Есть и третий вариант: Бен-Гвир полагает, что его тормознут на этапе формирования новой коалиции. В этом случае ему будет кого обвинить в провале далеко идущих прожектов. Эти же варианты годятся и для Нетаниягу.
Каждый из нас может по-разному относиться к предвыборным обещаниям и тем, кто их раздает. У меня нет сомнений, что доказавший свою эффективность в министерском кресле Смотрич абсолютно серьезен в своих намерениях – и у него есть мотивация для их реализации. Бен-Гвир, с другой стороны, – это ходячее телешоу, его реальные возможности для серьезной работы еще следует доказать. А что Нетаниягу? Он не займется замораживанием цен. Так, по крайней мере, кажется мне. Читатели могут считать иначе.
Поэтому, с точки зрения нас, избирателей, рабочая гипотеза должна быть проста: кандидаты всерьез подразумевают то, о чем говорят. Как правые, так и левые. Во время предвыборной кампании в США в 2016 году американский журналист процитировал реплику сторонника Дональда Трампа. "Вы воспринимаете его буквально, – сказал он, – но не всерьез. Мы же относимся к нему на полном серьезе, но не прислушиваемся к его словесной эквилибристике". Иными словами, Трамп не имеет в виду все, что говорит, слово в слово, не стоит воспринимать его преувеличения как истину в последней инстанции. Но нужно прислушаться к сути вещей.
В свое время эта реплика казалась очень точной, но время показало ее ошибочность. Трампа следовало воспринимать буквально – и со всей серьезностью. К примеру, он действительно был уверен, что результаты выборов в США были сфабрикованы. Он подразумевал, что граждане страны должны остановить это, и он действительно не хотел покидать Белый дом.
Это привело к попыткам линча сенаторов и крестовому походу на Капитолий. Кстати, вот уже после двух выборов подряд израильтян готовят к идее о том, что "выборы были скомпрометированы". В лучших трампистских традициях.
Поэтому и Амсалема, и Бен-Гвира нужно воспринимать буквально и всерьез. Всегда правильнее будет предположить, что люди озвучивают свои реальные устремления, а не пренебрежительно отрицать их. Но помимо этого – в коалиции, которая может возникнуть после выборов, не будет традиционных козлов отпущения. В ней не будет ни Дана Меридора, ни Ципи Ливни, Эхуда Барака, Яира Лапида или Бени Ганца, на которых можно было бы возлагать надежды по приостановке реализации безумных фантазий по уничтожению базисных демократических принципов в стране.
"Пойми наконец, – сказал мне на минувшей неделе один из ведущих политиков в Ликуде. – У Нетаниягу нет иного плана, кроме победного. Это не самая важная для него вещь, а единственный вариант. Он понятия не имеет, как будет руководить всей этой катавасией через день после выборов – или как он сможет откреститься от всех этих безумных обещаний". Понятно, что такие вещи мой собеседник предпочел сказать анонимно, не для цитирования его имени. Но есть над чем задуматься.
Автор – ведущий обозреватель "Едиот ахронот"
/КР:/
Я ранее писал об этом и не раз, что приход Нетаниягу к власти со своими партнёрами ни к чему хорошему не приведёт к жизни в Израиле… Думаю, что реальная жизнь подтвердит мои предположения…/