Последствия ракетного обстрела Киева
(Фото: AP)
Режим царька отреагировал на диверсию на Крымском мосту – стоившем баснословных денег проекте – характерным для себя образом: брутальной атакой на гражданские объекты в Украине и угрозами новых ударов. Весь мир вновь потрясен и осуждает. А что Израиль?
В нашей стране оба политических лагеря, которым вскоре предстоит столкнуться на выборах в кнессет, предпочитают не слишком распространяться на украинскую тему. Но вместе с тем между ними существует серьезное отличие.
Оппозиционный блок Нетаниягу, похоже, проявляет больше терпимости к действиям царька.
В 2018 году российский президент пригласил Биньямина Нетаниягу (в то время – премьер-министра Израиля) постоять с ним рядом на трибуне во время парада на Красной площади 9 мая.
В январе 2020-го царька, как самого дорогого гостя встречали в Иерусалиме, на форуме памяти Холокоста, приурочив к визиту открытие памятника защитникам Ленинграда. царёк привез с собой возмутительную и полную исторических неточностей презентацию
, представляющую Холокост в качестве некого незначительного события на фоне триумфа Красной армии.
А что Нетаниягу? Он не сказал (да и не скажет) ни слова, которые могут не понравиться царьку.
Его преемник, бывший глава правительства Нафтали Беннет, также пал жертвой "безудержного обаяния" российского президента. В то время как судьба Украины находилась на чаше весов, он приехал в Москву для задушевной беседы с российским лидером. Беннет искренне надеялся стать посредником между агрессором и его жертвой, не поняв, что пропагандистская машина Кремля просто использует его для своих целей.
С другой стороны, Яир Лапид еще в феврале, находясь на посту министра иностранных дел и альтернативного главы правительства, однозначно осудил российское вторжение. В апреле он пошел дальше, заявив о военных преступлениях российской армии в Украине. Однако со вступлением в должность премьер-министра, когда на горизонте стали маячить новые выборы, Лапид стал более осторожным в риторике. Но вчера он вновь очень резко отреагировал на ракетные обстрелы, выразив поддержку украинскому народу.
Это, конечно, прекрасно, что Лапид осуждает агрессию. Хуже, что на деле предпочел остаться в стороне. Его правительство продолжает отказывать Украине в просьбах предоставить ей кредиты, закрывает глаза на обход санкций, наложенных на Россию. Израильская гуманитарная помощь Украине также практически сошла на нет.
Все это происходит не потому, что глава правительства Яир Лапид вдруг проникся симпатиями к группировке военных преступников из Кремля. Думаю, он испытывает к ним глубокое презрение. Однако прислушивается к предостережениям глав систем безопасности по поводу возможных последствий открытой поддержки Украины. Россия, шепчут они ему на ухо, ограничит возможности наших ВВС (в Сирии) и способна удивить различными "недружественными инициативами".
Но это не так. Присутствие российского военного контингента в Сирии сегодня сведено к символическому, его влияние и возможности – соответствующие. Главе правительства стоит прислушаться к словам бывшего начальника генштаба Гади Айзенкота, который недавно заявил в интервью: "Нужно взвесить здесь соображения как стратегического, так и морального характера, даже если это немного ограничит нас с наступательной точки зрения (в Сирии)… Наш посыл должен быть ясным и четким: жесткая реакция Израиля на действия России и значительная помощь Украине в гражданском плане".
Правительство в Иерусалиме может и должно прислушаться и реализовать позицию Айзенкота, установив новый стандарт поддержки Украине не только на уровне риторики, но и реальных дел. Это не только моральный императив и долгосрочный стратегический план. В этой идее содержится и потенциальное электоральное преимущество.
Потенциал репатриантов с Украины, включая последнюю волну, а также многих евреев, репатриировавшихся из-за неприятия войны и страха перед мобилизацией, достаточно велик. Речь идет о немалом количестве людей, которые раздумывают сейчас, как проголосовать. У лагеря Нетаниягу нет позиции по украинскому вопросу, которая могла бы повлиять на сомневающихся. У лагеря Лапида здесь есть четкое преимущество, но его надо заострить и подчеркнуть.
Автор – ведущий обозреватель "Едиот ахронот"