22.11.2024

На поле боя в Газе растет новое поколение командиров ЦАХАЛа. Но где нам взять новых политиков?


В касках, бронежилетах, с биноклями на груди и личным оружием в руках. Интервью с ними выдержаны с подчеркнутым уважением – как с людьми, умеющими и воевать, и поддерживать боевой дух своих подчиненных.

Присмотритесь к ним. Это будущий высший командный состав ЦАХАЛа. Те, кто сегодня бьется с врагом в десанте, в 14-й бригаде (одной из первых, брошенных в бой после 7 октября, и среди прочего захватившей тренировочную укрепленную базу террористов «Палестина». – Прим. «Деталей»), в «Угде», «Голани» и «Гивати», завтра будут в Генеральном штабе и командовании округами, в верхушке ЦАХАЛа.

Сейчас они со своими солдатами в переулках Газы и Хан-Юниса теряют друзей, выполняя приказы и боевые задачи.

По итогам «октябрьской войны 2023 года» не появится праздничных «фотоальбомов победы» и эти командиры не станут звездами ТВ. Некоторым представителям нынешней элиты ЦАХАЛа придется проститься с армией, службе в которой они отдали лучшие годы своей жизни, и пойти домой. Для наиболее высокопоставленных из них это может стать личной трагедией, но в том и заключается смысл взятия на себя ответственности.

Но не стоит беспокоиться: командиры, которые воюют сегодня в Газе, а завтра, возможно, должны будут воевать в Ливане, уже накопили 90-дневный опыт боевых действий. Эта война не входила в их служебные планы, но после того, как она разразилась, они руководят войсками уверенно и с большим багажом профессиональных знаний.

Они ведут очень тяжелую войну – не против регулярной армии с танками на равнине, а против врага, прячущегося в тоннелях в густонаселенных городских кварталах. Бои в плотной городской застройке, как известно, очень опасны. И списки павших свидетельствуют, что командиры находятся в боях рядом с рядовыми, во главе их, они те, кто ведет их на прямые боестолкновения с террористами. Оттого и велико количество павших среди офицеров.

В то же время эта война готовит для ЦАХАЛа новое поколение командиров, молодых и знакомых с самыми современными технологиями ведения боя.

К сожалению, в гражданском секторе дела обстоят иначе. Увы, пока нет никаких признаков того, что политическая элита – руководители государства, министры и депутаты – возьмет на себя ответственность и сделает вывод, что она должна уступить место лучшим.

Общественный дискурс развернулся вокруг вопроса «кто же придет им на смену?», а у тех, кто хочет сменить правительство, ответственное, по их мнению, за катастрофу 7 октября, обязательно спросят «как их сменить?». Потому что ни один здравомыслящий гражданин не хочет, чтобы это произошло путем революции или военного переворота – только демократическими методами.

Не так уж трудно составить список лиц, способных управлять государством, – случайный, собранный просто из имен людей, обладающих потенциалом для работы в правительстве нового типа, подходящем для чрезвычайной ситуации, которая не была в нашей стране столь серьезной, как сейчас, со времен Войны за независимость. Например (просто навскидку): Рам Бен-Барак, Яир Голан, Йоси Коэн, Дан Меридор, Ноам Тивон (в прошлом – командующий Северным военным округом), Исраэль Зив (глава компании по военному консалтингу «Глобал групп»), Амос Ядлин, Ифтах Рон-Таль (в прошлом – командующий сухопутными войсками), Идо Нахуштан (экс-командующий ВВС), Рони Нума, Бени Ганц, Гади Айзенкот…

Это лишь примеры, и к списку можно добавить людей из мира экономики и финансов, местных органов власти, академиков и юристов. А если и вовсе дать волю воображению, то почему бы не создать «верховный совет», этакий консультативный «совет старейшин» для людей, которые, возможно, уже не в том возрасте, когда могут управлять, но чьи опыт и знания могут быть применимы? Эхуд Барак, Авраам (Байга) Шохат, Рони Бар-Он, Амос Ярон (в прошлом – гендиректор министерства обороны), Рон Хульдаи и другие.

При этом нет нужды оглядываться на то, к какому краю политического спектра клонится тот или иной кандидат, правому и левому. Кто-то – бывший высокопоставленный офицер с опытом управления крупными структурами, а кто-то – менеджер. Тут и светские, и те, кто носит кипу. Многим сегодня кажется, что именно такие люди подходят для управления Государством Израиль после 7 октября.

Проблемы огромны. Многие не понимают, в каком глубоком кризисе оказалась страна. Это трудно осознать, но Израиль сейчас воюет на шести фронтах (некоторые называют еще большее их число): Газа, Ливан, Сирия, хуситы, Иран и… сам Израиль. И ни на одном из этих фронтов нет тишины.

Речь идет о борьбе с огромной осью зла, простершейся от Ирана до Сирии, Ирака, Турции, России, Йемена, и есть признаки присоединения к ней Китая. Эта борьба уже скоро потребует огромных ресурсов, включая весь интеллектуальный ресурс народа.

Это требует лидеров из числа инициативных людей, способных генерировать идеи, обладающих навыками ведения войны и управления в мирное время, умения вести переговоры как с друзьями, так и с недругами. Это требует больше здравого смысла, военного и политического опыта, гибкости и принципиальности.

Руководство, посеявшее раздор и ответственное за общественный раскол, игнорировавшее признаки надвигающейся войны на юге, должно уступить место лидерам, способным мыслить честно и логически, без иллюзорного мессианства, а главное – с безупречной личной и общественной репутацией. Именно это должно произойти здесь «на следующий день после войны».

Дан Аркин, Israel Defense. Фото: пресс-служба ЦАХАЛа √

На фото: командующий Южным округом генерал-майор Ярон Финкельман на форуме командиров резервистских подразделений

3
1


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

69 элементов 1,166 сек.