15.01.2025

Женщины–вдохновительницы: Каково быть музой?


Это истории совершенно разных женщин – властной Галы, степенной аристократки Ольги Хохловой, преданной до самоотречения Лидии Делекторской, а также верной спутницы и блестящего администратора Веры Слоним.

И на пересечении их судеб ответ на такой волнующий вопрос: “Каково быть музой?”…

Она создала Дали

В ряду женщин-вдохновительниц Гала, или Елена Дьяконова, занимает особое место. Сразу два гения посвятили ей себя без остатка, сразу два гения создавали шедевры во имя нее – Сальвадор Дали и Поль Элюар.

73129662_4229746_gala_salvador_dali2

Большинство русских жен знаменитых мужей отличались добродетельным нравом, состраданием, жертвенностью, одухотворенностью и тактом. Гала была невыносима. “Нужно помнить, что я истеричка и что для моего возраста и для моих физических сил я чрезмерно нервна.

037

Каждая мелочь выводит меня из себя”, – признавалась она в одном из писем. И чуть позже: “Я такая глупая и вздорная, что даже горжусь этим”. Она с детства любовно взращивала в себе чувство собственной исключительности. Больше всего она боялась забвения, поэтому блистала и эпатировала, стремилась всегда быть в центре внимания и удерживать взгляды если не очарованием, то безумными идеями.

78688707_3431020_0

Именно Гала создала гения Поля Элюара. Она поверила в его гениальность и постепенно приучила к этой мысли его самого. Она заставила Элюара опубликовать в модном журнале первые стихи, а потом терпела все его выходки – от череды измен до приступов безумной любви. Она училась быть музой, терпеливо и с полной отдачей.

0_7a27f_37176298_XL

И уже следующий гений обожествил ее и прославил в веках не меньше собственной фамилии. “Гала стала солью моей жизни, цементом моей личности, моим маяком, моим двойником, МНОЮ”, – писал Сальвадор Дали. Из неуверенного в себе, замкнутого и нелепого молодого человека, который не мог перейти улицу и падал несколько раз на дню, она силой своего темперамента создала самого экстравагантного гения в истории искусства.

0_8ca49_8faaef4c_XL

Позже в мемуарах современники будут писать, что Гала была алчной, самовлюбленной и развратной ведьмой, которая создала Дали и погубила его. Но я не помню имен этих современников. Их не будут помнить мои внуки. А имя “Гала” будет неразрывно связано с “Дали”, потому что невозможно оценивать музу наличием или отсутствием привычных добродетелей. Ее исключительность проявляется в совершенно ином измерении.

Мадам Пикассо

Она была совершенно обыкновенной. Аристократка, способная к балету. Способная, не более. Наперекор воле родителей Ольга Хохлова стала балериной и объездила с труппой Дягилева всю Европу. Она не знала выдающихся успехов, ее уделом был кордебалет, и быть может поэтому Пикассо, работавший над декорациями, не сразу заприметил ее среди стройных барышень.

Man Ray<br />Dora Maar, 1936

Пикассо было 36, он устал от страстных женщин и богемных красоток, и поэтому пришел в восторг от спокойной и совершенно обыкновенной Ольги. Он не отходил от нее ни на шаг, писал ее портреты и делал все возможное, чтобы эта холодная русская женщина наконец обратила на него внимание. Целомудренные ухаживания закончились предложением, и Ольга, воспитанная в строгих правилах, наконец согласилась.

Picasso-et-Olga-au-bal-du-comte-de-Beaumont_Paris_1924_Photo-Man-Ray

Мадам Эрразурис, Пикассо и Ольга Хохлова на балу графа де Бомона, Париж, 1924. Фото, Ман Рэй

Ольга вывела Пикассо в свет. Она заставила его сменить забрызганные краской комбинезоны на костюмы лучших портных. Она сделала все для того, чтобы семья была идеальной и полностью соответствовала высшему обществу: обставила квартиру по своему вкусу, родила Пабло сына и позаботилась о светской репутации художника.

70052879__1_1

Он стал моден, одно его появление на светском мероприятии обещало последнему престижность. Но для искусства гораздо большее значение имеет неоклассический период в творчестве Пикассо, вдохновительницей которого была Ольга. Позже художник начнет писать другие портреты и увлекаться все новыми и новыми натурщицами, но развода так и не последует – Хохлова останется мадам Пикассо до самой смерти.

Picasso-life-7

Ассистент для Матисса

Когда сирота Лидия Делекторская бежала из Томска в Европу, она не знала языка, не имела сбережений и вообще не представляла своей будущей судьбы. Однажды на автобусной остановке в Ницце она разговорилась с русской девушкой и та сообщила, что художнику Анри Матиссу требуется ассистент. Матиссу и его жене тогда было за шестьдесят, и без помощи ему было не обойтись.

tmppoIDVU

Лидия совершенно не разбиралась в живописи, но художник предоставил ей крышу над головой и заработок, а значит необходимо было стать незаменимым ассистентом. С каждым годом художнику было все хуже. Лидия заботилась обо всей семье, и только благодаря ее упорству Матисс не прекращал писать даже в разгар Второй мировой войны.

Lydia-1935

Со временем он стал писать ее портреты, и Лидия не отходила от него ни на шаг. Молодая, красивая женщина и не думала о том, чтобы обзавестись семьей и друзьями, ей даже некуда было тратить заработанные деньги.

d8bac699fb0a9c8cadc8b86f53cfc876bc5f6c143703901

Жена Матисса не выдержала постоянного пребывания Лидии в их доме и ушла. Известно также, что в жизни Лидии не было ни одного мужчины после Матисса.

images(2)

Для самого художника она стала самой главной женщиной, вдохновительницей и бесценным помощником, “больше, чем женой”. Он умер на руках у Лидии, и только тогда она покинула его дом.

Память и голос Набокова

Муза – это призвание. Профессия, если угодно. Вера Слоним была правой рукой Набокова, его памятью, его голосом, его самым лучшим редактором и самым преданным читателем. Однажды Вера с Владимиром Набоковым пришла на ужин к своим родителям и проронила между делом: “Нынче утром мы поженились”, и с этих самых пор ее главной заботой стал погруженный в творчество, рассеянный и забывчивый муж.

4368381011_f37c58aa9a_z(2)

Она легко переносила жизненную неустроенность их эмигрантской семьи. Набоков не умел водить машину, и Вера научилась. Набоков не умел печатать на машинке, и Вера сутками записывала и переписывала его романы. Набоков принципиально не хотел учить немецкий, и Вере пришлось сделать это за него. Набоков не умел пользоваться телефоном, и вместо него всегда говорила Вера.

Кроме того, для того, чтобы обеспечить творческой семье сносное существование, она успевала работать в адвокатской конторе, печатать, перепечатывать, стенографировать и переводить. И всегда носила в сумке браунинг: ведь должна же хрупкая красавица защищать свою семью…

4ee8207a5c

Набоков отличался неважной памятью. Вера приходила с ним на каждую лекцию (в одной руке локоть Набокова, в другой – книги, материалы, конспекты), садилась в первом ряду и подсказывала все цитаты, которые супруг никогда не мог запомнить. Взгляд Набокова все время, постоянно был направлен на нее и, по сути, все его лекции были прочитаны только ей.

nabokov_vladimir_vera

Набоков не состоялся бы без Веры. Каждая минута ее жизни проходила в сплошном делопроизводстве: она упорядочивала тексты, редактировала, доставала из корзины выброшенные сгоряча рукописи, из-под горы бумаг извлекала давно забытые неоконченные романы, спасая их от небытия. Она вела всю переписку Набокова, занималась переговорами с редакторами и судилась с недобросовестными издателями. Пока писатель трудился над романами, Вера поддерживала его жизнь и жизнь созданных им миров.

У Набокова был сложный характер. С ним не уживался никто, в какой-то момент его начинали ненавидеть даже близкие друзья, и только Вере удалось до самого конца жить с ним в завидной гармонии. Однажды между Набоковым и молодой дрессировщицей пуделей случился скоропалительный роман, но писатель быстро понял свою ошибку и с тех пор не отходил от своей бесценной жены. И даже в старости эта пара напоминала юных возлюбленных, объединенных общим трудом – поэзией искусства и прозой жизни.

HD00-3374_wmark

Если бы у нас была возможность спросить у этих женщин – трудно ли быть музой, мы наверняка услышали бы отрицательный ответ. Ведь когда любишь, ничего невозможного нет.

Автор: Дарья Печорина источник


70 элементов 1,172 сек.