В черном, в шляпах, длинные седые бороды. Я росла в не религиозной семье. О Б-ге не говорилось. Дедушка по праздникам ходил в синагогу. Мы его вечером ждали. Всегда волновались, потому,что синагога была маленькая, народу много, сердце у дедушки больное.
Все кончалось удивительным пиршеством, которое готовила моя неповторимая бабушка Эстер Лея.
Так вот. Шли старики. С толстыми книгами. Милиционеры их сопровождали. И у милиционеров были такие же толстые, большие книги. Старики шли в страшном горе. Видно мне было. Один милиционер оказался знакомый кому-то из группы молодых невдалеке.
И он им рассказал, что этих стариков вели из молельного дома. Синагога закрыта. Они просто молились у кого-то дома. И рассказывал милиционер, что жалко ему этих стариков. Они плачут (дословно), просят вернуть книги. Это молитвенники. Готовы любые деньги за них отдать, в тюрьму сесть…
Я помню удивительно все. Милиционер сказал, что книги выбросят, но им не отдадут.
Потом мне дома родители коротко объяснили, что такое молельный дом. И что их собрание было не законно. Дедушка ничего не говорил, но склоненную, седую голову помню.
Вообще веру в Б-га заложила в меня бабушка. Приблизительно в том же возрасте. Сказала в ответ на мою атеистическую речь «Тебя учат, что Б-га нет, хорошо. Я в него верю, оставь его мне. Вырастешь, разберешься».
Надо заметить, что я разобралась довольно скоро.
Я пишу это для внуков, чтобы они помнили кого надо благодарить за все, что у них есть сегодня.
/КР:/
Верить или не верить в Бога – это личное дело каждого…/