28.12.2024

Этот сильный слабый пол…


Грустно, девушки!

В СССР, где многие из нас родились, права женщины (как и права человека вообще) специально не обсуждались: что тут обсуждать, все равны, свободны и счастливы. Чтобы граждане об этом не забывали, имелся всенародный праздник 8 марта. У советских женщин были широкие возможности.

clip_image001

Вдохновленный ими М. Жванецкий воззвал: «Товарищи женщины, дамы и девушки! Назад! Вы уже доказали: вы можете чинить потолки, собирать аппараты, прокладывать кабель…»

В странах СНГ ситуация с правами человека хотя и изменилась, но остается одной из самых трудных и болезненных. Посему проблема женского равноправия на постсоветском пространстве представляется несколько надуманной и преждевременной.

Что же касается фактического положения — я не припомню при поступлении в вузы и устройстве на работу проблем, связанных с полом. Не замечаю существенной разницы в оплате труда мужчин и женщин. Разделение профессий на «более мужские» и «более женские» — пожалуй, присутствует. Но в целом женщина пользуется куда большей свободой, чем раньше. Женщин-предпринимательниц, директоров фирм, менеджеров, чиновников — полным-полно, даже политики есть.

Вроде бы не слышно жалоб на то, что с ними не хотят иметь дела партнеры (коллеги, подчиненные) — мужчины. Что же касается «посягательств» и «домогательств» — случалось, но в последние годы, напротив, чаще звучат женские жалобы на дефицит таковых…

Сейчас мы говорили о правах — законных и реализуемых. А есть еще культура отношений и социальные стереотипы. Например, пробовали ли вы включиться в мужской разговор о политике, экономике и т.п., и так, чтобы вас не проигнорировали?
Если серьезнее — кто в вашем доме все-таки принимает важные решения? Кто выполняет физически тяжелую работу? Кто больше зарабатывает? Кто определяет, смотреть сегодня футбол или мюзикл «Кошки»? Если чаще звучит «он» — это и есть проявление патриархальной культуры, в которой мы, собственно, и обитаем.

Тип отношений находит отражение в речи. Часто ли вы слышите фразы вроде «девичья память», «женская логика», «женские штучки», «женская обязанность», «ты женщина, и ты должна (не должна)», «я мужчина, и мне можно (все)»? К сведению, за подобное отношение к женщине в развитых странах подают в суд по обвинению в сексизме*.
В языке полным-полно различных обращений и обозначений «женского». Снова обратившись к классику, разделим их на две категории: «прелесть какие глупенькие» (барышня, фея, куколка, птичка, рыбка, крошка) и «ужас какие дуры» (стерва, баба, мамаша, тетка, телка, коза и др.). Одно из самых частых определений вынесено в название статьи — «слабый пол».

Слабость приписывается нам издревле. А чувствуем ли мы себя слабыми?

1315595879_19

Есть еще люди, которым дорого просвещение!

Когда-то женщины вовсе не задумывались над тем, какими они себя чувствуют. Они, по чести сказать, вообще особо не думали. Если же думанье случалось у женщин, это считали чем-то вроде психического отклонения. Ибо женская функция, как заметил персонаж одной юмористической программы, — «борщ рожать и детей варить». Правда, малость напутал…

Когда женщины все-таки стали думать, то довольно долгое время послушно полагали себя слабыми. И в этом качестве вполне успешно ахали, бледнели, закатывали глаза, падали в обморок, махали платочком из башни и совершали всякие иные телодвижения, адекватные тогдашнему представлению о женской роли. Да, и еще носили одеяния, в каковых при всем желании коня на скаку остановить можно было, только ежели конь в оном одеянии запутается… Правда, к борщу и детям добавились — отдадим должное прогрессу — рисование, музицирование и прочие изящные занятия, допустимые для хрупкого тела.

Впрочем, времена менялись. И довольно быстро. Женщины, отважно презрев мнение общества, стали разводиться с мужьями, курить, водить самолеты, коротко стричь волосы, носить брюки, учиться на курсах, преподавать, писать книги… Юбки укорачивались, а смелость росла. Со временем выяснилось, что слухи о хрупкости тела и недостатке ума значительно преувеличены. И тут оказалось, что нас таки не уважают!

Да-да, несмотря на преклонение перед Прекрасной Дамой, целование ручек, поэтические охи и вздохи и дуэли за честь оскорбленной особы, — женщин не уважали. Их любили, но смотрели на них сверху вниз. У них не было даже избирательного права — а их самих могли избрать разве что в жены!

И вот француженка Олимпия де Гуж в 1791 г. (по иным источникам, в 1792-м) написала и опубликовала «Декларацию прав женщины и гражданки», чем заложила основу современного феминизма. В Декларации резонно замечено: «Все гражданки и все граждане должны, сообразно с их способностями, иметь одинаковый доступ ко всем общественным должностям <…> Только различие их добродетелей и талантов может служить масштабом для их выбора… Разве еще не время, чтобы и среди нас — женщин — началась революция? Разве мы никогда не примем деятельного участия в формировании общества?»

Французы, впрочем, не оценили ее инициативы — или, напротив, учуяли, чем дело пахнет. Конвент со всей мощью революционной мысли запретил возникшие было женские организации, а Олимпию в 1793 г. казнили как роялистку, «врага революции» и, что характерно — как женщину, «забывшую о достоинствах своего пола».
Однако посеешь ветер — пожнешь бурю.

В 1792 г. в Великобритании Мэри Уолстонкрафт опубликовала эссе «Защита прав женщины», где призывала дать женщинам такое образование, которое обеспечило бы им экономическую свободу и самоуважение. «Первой целью похвального честолюбия, — писала она, — является обретение человеческих качеств, невзирая на различия пола».

clip_image002

Мэри Уолстонкрафт

О Мэри стоит сказать поподробнее. В 18 лет она ушла из дома, открыла недолго просуществовавшую школу, работала гувернанткой, — в общем, проявила незаурядный характер для юной жительницы Лондона 18 века. А потом стала писать — романы, рассказы для детей, статьи, которые публиковали издатели-мужчины.

Внимание привлекла ее статья «Защита прав человека» (1791), а затем последовало и эссе о женщинах, создавшее Мэри славу первой (хронологически не совсем верно) феминистки в истории. Сия слава не помешала мисс Уолстонкрафт выйти замуж и родить дочь, которая, в соответствии со взглядами матери, получила прекрасное образование, могла «чувствовать поэзию и понимать философию».

Чувство поэзии привело к тому, что в 17 лет (история повторяется!) Мэри-младшая сбежала из дома с Перси Шелли, в будущем — знаменитым поэтом, и уехала с ним в Европу. Мэри Шелли известна нам как незаурядная писательница, в 19 лет ставшая автором первого классического романа ужасов «Франкенштейн», а позднее — и других, менее известных произведений. Она занималась переводами, редактурой и прочей литературной деятельностью до конца жизни.

clip_image003
Мэри Шелли

В Великобритании и США феминизм получил особое распространение.
Как феминистка в «список» знаменитых американок попала Ребекка Грац (1781-1869), которая родилась, однако, в традиционной еврейской семье. Она известна как основательница Еврейского благотворительного женского общества (первого такого общества в Америке), которое заботилось о новоприбывших иммигрантах.

Ребекка также организовала первый еврейский сиротский приют в Америке и 40 лет работала его директором. В 1838 г. она создала еврейскую воскресную школу, общедоступную и бесплатную. Но не было еврейских учебников, и Ребекка… написала их. Ее инициативу подхватили в Ричмонде, Чарльстоне, Саванне, Балтиморе и Нью-Йорке. К 1890-му г. большинство американских еврейских детей получало еврейское образование в воскресных школах.

clip_image004
Ребекка Грац.Художник Томас Салли

Г-жа Грац не придерживалась радикальных взглядов, но считала, что женщине не обязательно быть чьей-то женой и матерью, чтобы стать полноценной личностью. Любовь, причем взаимная, в жизни Ребекки была, но ее избранник Самуэль Янг происходил из протестантской семьи. И молодая женщина нашла в себе силы отказать ему: она не желала огорчать родных. Это печальная история: прелестная Ребекка так никому и не стала женой и матерью, а Янг женился, тосковал по любимой — и рано умер… Утверждают, что Ребекка Грац стала прообразом верной своему долгу еврейской красавицы Ревекки в романе В. Скотта «Айвенго».

Элизабет Кэди Стентон была феминисткой радикальной. В 1848 г. опубликована ее «Декларация чувств», где отражены главные постулаты «Американской декларации независимости», но с еще более радикальным взглядом на роль женщины в обществе. Из 100 подписей под декларацией 32 принадлежали мужчинам. Консервативное общество приняло этот документ неоднозначно, но феминизм начал набирать силу. В 1869 г. Элизабет Стентон и Сюзан Энтони основали Национальную Ассоциацию избирательного права женщины (Nation Woman Suffrage Association) и добились принятия 19-й поправки к конституции, дающей право женщинам участвовать в голосовании.

Британские женщины получили возможность голосовать лишь в 1918 г., причем право голоса давалось только замужним дамам, достигшим 30 лет.

Женственность — изобретение мужчин?

clip_image005

Демонстрация суфражисток. Иллинойс, 1912 г.

Это был, так сказать, феминизм первой волны, возникший как движение против социально-экономической дискриминации женщин. В начале 20 в., добившись основных целей — получения женщинами в Европе и США избирательных прав, а также роста их профессиональной занятости, — он фактически сошел с исторической арены.

Вторая волна — подъем феминистского движения в Европе и США в середине 20 в. — связывается с достижениями научно-технического прогресса. Попросту говоря, у женщин высвободилось время, чтобы задуматься о себе и своих проблемах, а затем воплотить эти размышления в практику женского движения.

При этом женщины были достаточно категоричны. Уже к концу 50-х гг. феминистки в США стали утверждать, что американки задыхаются в своем «комфортабельном концентрационном лагере», как они назвали семью. В 60-е гг. широкое распространение получил радикальный феминизм, сторонницы которого считали порабощение женщин главной формой порабощения в обществе и подавали в суд на порнографические журналы за превращение женского тела в товар.

Именно представительницы этого направления феминизма организовали в 1968 г. знаменитую демонстрацию против проведения конкурса «Мисс Америка», когда они выбрасывали в мусорные баки бюстгальтеры, шелковые чулки и косметику.

Одной из основоположниц американского послевоенного феминизма стала Бетти Фридан (Наоми Гольдстейн, 1921-2006). Она получила известность после публикации книги «Тайна женственности» (1963 г.), где утверждала, что понятие «женственность», «женская тайна» придумали мужчины, чтобы оправдать роль матери и домохозяйки, которая отводится женщине в современном мире, — в обмен на отказ от самореализации. Бетти заявляла, что женщина не должна чувствовать себя эгоисткой, если у нее есть цели, не связанные с мужем и детьми.

Она выступала за полноправие женщин в оплате труда, в карьерных возможностях, в участии в политической жизни страны; за отмену запрета на аборты и за право на отпуск по уходу за ребенком. В 1960-е гг. такие требования часто рассматривались как экстремистские. В 1966 г. Фридан создала Национальную организацию женщин США и стала ее президентом.

clip_image006

Демонстрация суфражисток. Нью-Йорк, 1912 г.

«Кто знает, каких высот сможет достичь женщина, когда она, наконец, станет самой собой? Кто знает, на что способен интеллект женщины, которая любит и любима? Кто знает, насколько радостней будет любовь, когда общими у мужчины и женщины будут не только дети, секс, дом и дача, но и увлечение своим делом и ответственностью за него. <…> Женщины только начинают искать собственное “Я”. Но приближается время, когда голоса сторонников мифа о женском предназначении уже не смогут заглушить внутренний голос женщин, зовущий к развитию и совершенству. И это будет еще одна ступень в эволюции человечества».

Прекрасны и вдохновенны эти слова Бетти Фридан. Однако цивилизация — агрессивная, техногенная, противоречивая, несправедливая, крайне невротичная, — существует, худо-бедно, «работает» и принадлежит тем, кто ее создал, то есть — мужчинам.

Это факт. В основном, мужчины творили государственность, политику, науку, искусство. И мужчина — воин, вождь, добытчик, созидатель — сегодня никак не может взять в толк, отчего это он должен своей властью делиться с женщиной.
В западном мире — в частности, в США — как реакция даже возникло движение за права мужчин, которое рассматривает женское движение и феминизм, а также усиливающееся влияние женщин как агрессивный и опасный для мужчин процесс.

Один из идеологов движения У. Фаррел (он начал как убежденный феминист, но в 80-х решительно поменял свои убеждения и занялся мужскими проблемами) утверждает, что никакой мужской власти в США не существует, так как женщинам предоставляются значительные преимущества, а мужчины дискриминированы. Согласно этой идеологии, спасти мужчин может только организованная самозащита (особенно популярна идея защиты прав отцов), для этого созданы многочисленные союзы и ассоциации — Коалиция свободных мужчин, Национальный конгресс мужчин, «Мужские права» и другие.

Кто прав?.. Казалось бы, ясно: ни один человек не имеет права выказывать неуважение, ущемлять в правах, ограничивать свободу другого из-за того, что этот другой — негр, еврей, женщина, мужчина, иностранец, провинциал и т.д. Ни один. Эта простая штука очень туго доходит до цивилизованного человечества, шагнувшего в новое тысячелетие. Думаю, на Марс мы слетаем раньше, чем научимся просто уважать друг друга. В этом смысле хорошо бы присмотреться к иудаизму, например. В самом деле, о каком неравенстве речь, если и мужчину, и женщину создал Бог?

url

«Еврейская женщина… В значительной мере она олицетворяет саму историю еврейского народа», — пишет И. Слободский. Это мы знаем и помним: «Кто смеет пренебречь народом, имеющим таких жен…» А как относится традиция к феминизму, и вообще — относится ли как-нибудь? Вроде бы вопрос для евреев решенный, все давно написано и сказано, в том числе и о роли женщины, и об отношении к ней.
Оказывается, о феминизме как о проблеме еврейские комментаторы тоже размышляют, и дискуссии об этом идут.

Вот что пишут Т. Рос и И. Гельман: «…ведется борьба за предоставление женщинам в наше время полного равноправия… в областях религиозного авторитета и в общественном управлении. … Если же есть недостаток в образованных женщинах, то общество, соблюдающее традиции, должно позаботиться об их появлении. Иначе существует опасность упустить важные нюансы женского бытия, что неизбежно приведет к духовному кризису…

Внимание и сочувствие к проблеме феминизма (тем более, что эта проблема встает так остро, что ее уже невозможно проигнорировать) не должно восприниматься как измена традиции, — а наоборот, как важная задача, за которую надо взяться с терпением и любовью. … Феминизм — не враг традиции, а вызов для нее, испытание и стимул к развитию…».

Ты мое второе «я»

Есть такая теория, что каждая личность имеет двойственную природу, неся в себе и «мужское», и «женское» начало. И если социальными стереотипами, воспитанием или обстоятельствами «придавлена», заперта вторая часть, что в результате? Мужчины не позволяют себе слез, страхов, слабости, — и умирают «от сердца»; не умеют понимать и ценить женщин, просто боятся их — и остаются в одиночестве; вынуждены буквально учиться нежности, тонкости и теплу.

А женщины, отрицающие свое мужское начало, отказываются от собственной свободы, силы, активности, уверенности и радости познания мира. И те, и другие очень многое теряют, — в первую очередь, гармонию и полноту бытия. Феминизм, с такой терапевтической точки зрения, был крайне необходимым и очень важным способом защиты. Женщины защищали свой колоссальный потенциал, свой ресурс, и были совершенно правы!

Женщин нынче уважают. Куда больше, чем раньше. Однако — очень мало любят. Как и всякий способ защиты, феминизм может постепенно стать архаичным, превратиться в крайность, устойчивую, замкнутую на себе идеологию, несущую пренебрежение и отвержение, как это ни странно, и мужскому, и женскому началу. Мужчина предстает как извечный обидчик, угнетатель и пользователь, вызывающий агрессию по определению, и уже практически не нужный элемент жизни.

«Обычная» женщина, которая не борется за карьеру и финансовую самостоятельность, которая искренне готова сидеть дома с детьми или, хуже того, просто любит и ценит мужчин, — считается ограниченной «наседкой», слабой, не достойной уважения «соратниц». А над юношами и девушками сегодня развевается знамя с бесцветной надписью «унисекс».

Начавшийся в прошлом году истерический взрыв моды на женственную одежду, боюсь, никого не обманет и не спасет. Процесс взаимного охлаждения слишком далеко зашел. В общем, как говаривали в старину, имеются перегибы на места
clip_image007

Подумать бы нам о женственности, мужественности и любви. О том, почему мужчины уже почти не ухаживают, а женщины не кокетничают? Почему многие женщины жалуются на сексуальную холодность партнеров, а мужчины — на женскую агрессивность? Почему все больше европейцев отказываются от рождения ребенка? Почему при росте возможностей, при действительно большей свободе в целом — растет число неврозов, суицидов и неудовлетворенности?

…Когда заходит речь о «женском», я так и сбиваюсь на интонацию типа «Дорогие женщины! От всей души, и т.д.» — тяжелое наследие совкового прошлого и праздника 8-го марта. Но, наверное, не зря. Поэтому все-таки, дорогие женщины! — среди моря идей, устремлений и амбиций помните: чем более вы теряете женственность, тем более мужчины теряют мужественность.

*****

«Женщина, чтобы преуспеть в жизни, должна обладать двумя качествами. Она должна быть достаточно умна для того, чтобы нравиться глупым мужчинам, и достаточно глупа, чтобы нравиться мужчинам умным». (Ф. Раневская)

В Талмуде упомянуто более 2-х тысяч мудрецов и всего одна женщина — Брурия, жена рабби Меира, жившего во II в. Обладавшая большими знаниями и острым умом, в последние годы она стала героиней для религиозных еврейских феминисток. Увеличивается число названных в ее честь девочек и еврейских школ (включая знаменитую женскую йешиву в Иерусалиме), получивших ее имя.

Одна из историй о Брурии содержится в трактате Брахот (10а). Когда бандиты напали на ее мужа Меира, он помолился Б-гу, чтобы Он послал им смерть. Брурия упрекает его за резкие слова: «Ты оправдываешь себя просьбой Псалмопевца “Пусть грехи исчезнут с земли”? Но грешникам не нужно умирать, чтобы исчезли грехи, достаточно будет, если они перестанут грешить». После чего рабби Меир стал молиться о том, чтобы бандиты раскаялись в своем дурном поведении. Так и случилось.

В другом эпизоде Брурию обидела излюбленная мужем присказка: «Не умножый разговоров с женщиной». Когда рабби Йоси, галилеянин, встретив ее, спросил: «Какой дорогой следует идти в город Лод?», она ответила: «Глупец, разве мудрецы не учат “не умножаьть разговоров с женщиной”? Ты должен был спросить: “В Лод куда?”» (Эрувин, 53б). (Из кн. «Еврейский мир» И. Телушкина)

«Левое полушарие мозга более развито у женщин, правое (т.н. «эмоциональное») — у мужчин. Женщина более вовлечена в вербальное взаимодействие и коммуникацию, тогда как мужчина более подготовлен для действия и конкуренции.

Женщине нужно делиться идеями, чувствами, мыслями. Мужчина стремится контролировать свои эмоции и пытается найти решение. Он прерывает жену, чтобы предложить решение… и жена не чувствует себя услышанной.

Женщины говорят не задумываясь, мужчины действуют не задумываясь. Мужчины более эмоциональны, чем женщины, но они не выражают свои чувства.
Женщины более чутки, т.е. у них сильнее развиты органы чувств (слух — отсюда важность приятных слов, тона речи, музыки; тактильное чувство — выше потребность в прикосновениях).

Зрение более развито у мужчин: отсюда их живой интерес и внимание к женской одежде, косметике, драгоценностям. У женщин лучше визуальная память (на узнавание лиц, форму объектов).

Женщины, которые несчастливы в личных отношениях, имеют проблемы на работе; мужчины, которые несчастливы в работе, имеют проблемы в личных отношениях.

Женщины совершают попытки самоубийства в десять раз чаще; мужчины «успешнее» в этих попытках.

Женщинам нужна интимность, чтобы ценить сексуальность; мужчинам нужна сексуальность, чтобы ценить интимность». (Из лекции С. Гингера, французского психолога)

* Сексизм — мировоззрение, согласно которому принадлежность к мужскому или женскому полу определяет ценность человека и отношение к нему.

 

Вита Инберг


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

72 элементов 1,280 сек.