Новый этап в истории страны получил название эпохи Тогукава, по имени победителя битвы 1600 года при Сэкигахара Токугава Иэясу, провозглашенного сёгуном, или эпохи Эдо, по названию города (будущего Токио), служившего резиденцией Иэясу и его потомкам.
Это было время стремительной урбанизации, развития японских деревень и изменений в социальной и политической структуре. Однако Япония еще не была стабильной страной: наступивший мир означал, что около полумиллиона самураев, чьи лучшие навыки заключались в основном в военной службе и боевых искусствах, остались без работы. Большинство из них присоединилось к растущему классу торговцев и гражданских чиновников или нашло работу в качестве преподавателей, ученых и философов. Но было много и тех, что нашел для себя места в новой реальности.
Ронины — самураи, потерявшие хозяев, — раньше могли поступить на службу к новому феодалу, но в мирное время многим из них не оставалось ничего другого, кроме как сбиться в союзы и скитаться из города в город. В основном они «зарабатывали» грабежами и террором местного населения. Эти люди называли себя «кабукимоно».
Кабукимоною
В кабукимоно входили легендарные преступные группировки средневековой Японии, известные также как хатамото-якко, или слуги сёгуна. Они пользовались жаргоном и брали эксцентричные имена, были необычайно преданны друг другу. И хотя «слуги сёгуна» могут показаться зачинателями японской преступности, современные якудза отождествляют себя не с ними, а с противостоявшим им отрядом молодых горожан мати-якко, или «слуги города». Их предводителями были самые разные люди: лавочники, трактирщики, ремесленники, клерки. Они объединялись, чтобы отражать атаки бродячих самураев. Их популярность росла вместе с усиливающимися страхами и недовольством кабукимоно.
Со временем городские отряды начали перенимать привычки, жаргон и структуру вражеских банд, но репутация защитников слабых закрепила за ними звание благородных разбойников.
Самым известным лидером матти-якко был Бадзуйин Тёбэй, сын ронина, вынужденный отправиться в Эдо после несчастного случая: десятилетний Тёбэй, тогда еще звавшийся Итаро, случайно утопил в реке товарища по играм. Пораженный рассказом сына, отец отправил его на поиски места службы у благородного воина, чтобы искупить свой грех. Около 1640 года Тёбэй стал слугой одного из вассалов Токугава, но позже присоединился к своему брату — главному жрецу буддийского храма.
Тёбэй быстро разбогател, пользуясь хитростью и умом. Он стал посредником в торговле наемной силой, набирая рабочих для строительства дорог вокруг Эдо и ремонта каменных стен дворца сёгуна. Но его труд не был честным.
Портрет актёра Матсумото Косиро V в роли Бандзуйина Тёбэя.
Бадзуйин Тёбэй использовал схему, которую впоследствии стали применять современные якудза — он открыл игорный притон. Карты не только привлекали рабочих, но и позволяли ему получать часть жалования, которое он им платил.
Согласно пьесам театра кабуки, биография Тёбэя полна великих деяний: спасение девушки от нападения грабителей, организация брака двух влюбленных, когда-то не имевших возможности пожениться из-за классовой разницы. Всякий раз, когда его благодарили те, кому он помогал, он отвечал: «Мы сделали своим принципом жить с самурайским духом. Когда нас предадут мечу, мы потеряем свои жизни. Такова наша судьба. Я просто прошу вас помолиться за упокой моей души, когда придет мой черед».
«Последний день Бандзуйина Тёбэя».
Неясно, как умер Бадзуйин Тёбэя. Одни пьесы рассказывают, что он был убит своим заклятым врагом, лидером хатамото-якко Мидзуно. В финале другой сценки доблестного Тёбэя убивают, «как карпа на разделочной доске». Что здесь правда, а что — вымысел, неизвестно, однако вне зависимости от финала драмы о Тёбэе были настолько популярны, что сам театр кабуки во многом обязан своим ранним развитием изображению якудза. Тёбэй, наравне с другими мати-якко, стал героем народных сказок и песен и вдохновителем сегодняшних преступников Японии.