Доля совместных проектов с участием американских технологических учреждений сократилась в Израиле с 27% до 19%. За это же время доля совместных проектов с европейскими странами возросла с 53% до 56%.
Второй вопрос: как получилось, что среди 3500 исследователей, которые входят в Национальный институт стандартов и технологий США (NIST) – ведущую в мире организацию, занимающуюся разработками в области искусственного интеллекта и квантовой физики, – только четверо израильтян? И это несмотря на расцвет хайтека в Израиле и вопреки тому, что сотрудничество в области квантовой физики отвечает стратегическим интересам обеих стран.
Данные, опубликованные израильским министерством науки, представляют печальную картину с точки зрения связей с США. Ежегодно в мире публикуют результаты свыше 30 тысяч совместных научных исследований, в которых принимали участие израильские специалисты.
В течение последнего десятилетия рост количества израильско-американских исследований ровно вдвое отставал от роста количества израильско-европейских (имеются в виду страны ЕС, включая Великобританию) исследований. Если количество первых возрастало в среднем на 4% в год, то количество вторых – на 8%.
В 2021 году было опубликовано 18 500 исследований, проведенных израильскими и европейскими учеными, и лишь 6300 израильско-американских исследований. Еще 8400 стали результатом совместной работы ученых из Израиля и других стран.
Эти цифры тем более удивительны, если учесть, что американские капиталы составляют 81% зарубежных инвестиций в израильский хайтек (27 миллиардов долларов в 2021 году). Еще большее недоумение вызывает тот факт, что в США доля совместных исследований с Израилем составляет всего 4%. При этом доля совместных исследований со странами Евросоюза составляет 5,5%, с Китаем – 10,5%.
Эту ситуацию отчасти объясняет присоединение Израиля к программе научно-технического сотрудничества с ЕС «Горизонт». Израиль участвовал в ее работе с 2014 по 2021 год. В то же время американцы целенаправленно сокращали объем сотрудничества с Израилем, опасаясь утечки секретных данных и технологий в Россию и Китай.
Но парадоксальным образом именно эта политика подтолкнула Израиль к укреплению научно-технических связей с Россией и странами Евросоюза. И это несмотря на громогласные заявления о мощном потенциале научного сотрудничества с США с точки зрения реализации его результатов в промышленной сфере.
60 миллионов шекелей для 20 исследователей
Перед июльским визитом Джо Байдена в Израиль представители министерства науки, Совета национальной безопасности и их американские коллеги попытались найти решение возникшей проблемы. Результатом совместных усилий стало подписание Байденом «Иерусалимской декларации».
В ней среди прочего подчеркивается приверженность США развитию стратегического диалога с Израилем в научной области, установлению сотрудничества в сфере критически важных технологий и совместному поиску ответа на важнейшие международные вызовы. Сразу же после подписания документа была создана рабочая группа, которая начала работать по четырем направлениям. В их число вошли разработки искусственного интеллекта, борьба с климатическим кризисом, профилактика эпидемий и развитие новых технологий. Две недели назад министр науки Орит Фаркаш-Хакоэн встретилась со своими американскими коллегами, чтобы совместно решить, что делать дальше. Ведь за красивыми словами должны последовать конкретные дела.
Первое достигнутое с американскими коллегами соглашение связано с сотрудничеством в области квантовой физики по линии Израильско-американского научного фонда (BSF). За четыре года ученые обеих стран должны подготовить 20 совместных исследований. На проведение каждого из них будет выделен грант в размере 3 миллионов шекелей. 20 миллионов из них предоставит для этого Израиль и 40 миллионов – США. Условия конкурса на получение первого гранта будут опубликованы в течение ближайших месяцев. Подать заявки на участие в нем смогут и израильские, и американские ученые.
Еще более важно то, что в рамках достигнутых договоренностей NIST согласился распахнуть свои двери перед израильскими стартапами, и работающим в них исследователям будет предоставлен доступ в федеральные лаборатории. Одновременно будет увеличено количество израильских ученых и постдокторантов в американских научно-исследовательских учреждениях. Все это должно послужить достижению заявленной цели – удвоению числа совместных израильско-американских проектов в течение трех лет.
Израиль предпочитает информационную тишину
Что предоставляет взамен Израиль? США предъявляют четыре основных требования. Они связаны в основном с контролем над научно-техническим сотрудничеством Израиля с такими странами, как Китай. Американцы настаивают на создании совместного механизма, который не позволял бы утечку двусторонних разработок в третьи страны. То же самое относится к контролю над информацией, к которой получают доступ ученые в ходе проведения совместных исследований.
Но главным требованием американцев является учреждение совместных органов, контролирующих израильский экспорт и зарубежные инвестиции в Израиль. На протяжении долгих лет Израиль предпочитал хранить информационную тишину по этому поводу и не связывать себя конкретными обязательствами, представляющими угрозу для сотрудничества и с США, и с Китаем.
Все эти вопросы и будет обсуждать отправляющаяся в Вашингтон израильская делегация. Ее возглавляют министр науки Орит Фаркаш-Хакоэн и председатель Совета национальной безопасности Эяль Хулата. Они попытаются согласовать с американцами условия научно-технического сотрудничества, отвечающего интересам обеих сторон. Делегация попытается достичь конкретных договоренностей уже сейчас, не перекладывая решение неотложных проблем на плечи будущего правительства.
Ави Бар-Эли, TheMarker, Б.Е. Фото: Kobi Gideon, GPO √
/КР:/
В Израиле огромное рссийское лобби и правильно, что американцы боятся утечки научной информавии…/