По-обыкновению завернувшись в клетчатый плед, дымя неизменной трубкой, он придирчиво рассматривает претенденток.
– Я хочу танцевать Эсмеральду! – заявляет юная балерина, известная своей напористостью.
– А ты любил? – спрашивает ее в ответ Петипа, так и не выучивший до конца русский язык.
– Я влюблена! – сообщает балерина…
– А ты страдал? – с напором продолжает допрос хореограф.
– Нет, я счастлива! – парирует Матильда Кшесинская, известная своим романом с наследником российского престола…
Роль "Эсмеральды" она получит, когда любовь принесет ей страдание…
Впрочем, долго горевать она не умела…
Матильда, Маля, как ее назвали близкие, родилась в семье потомственных артистов. Она была последним, тринадцатым ребенком. Отец семейства, Феликс, упорным трудом обеспечивал семье безбедное существование. Детей он с пеленок приобщал к театру…
Однажды он привел на премьеру детского спектакля трехлетнюю Малю. Феликс с увлечением отыграл свою роль, переоделся, снял грим и отправился домой.
– Где ребенок? Куда ты дел Малю? – с ужасом спросила его жена.
Феликс стукает себя по лбу ладонью:
– Я забыл ребенка в театре!
Сама Матильда только обрадовалась. Она даже спряталась под кресло, чтобы ее не нашли.
Через много лет она покорит Мариинский театр. Будет смещать с поста директоров, менять репертуар и расписание представлений…
А пока ей предстояло выучиться в Императорском танцевальном училище…
Она поступила в возрасте восьми лет и занималась очень прилежно. Родители продолжали ее всячески опекать. Тогда как остальные воспитанницы жили внутри училища в атмосфере военной дисциплины, за Малей, ее сестрой и братом каждый вечер приезжал тарабан, запряженный милыми пони.
Из-за статуса приходящей воспитанницы, Матидьда, при всех успехах, не попала в число первых учениц…
Таковы уж были правила…
Но на выпускном концерте ей удалось затмить всех. В зале присутствала вся царская семья, недаром же училище наименовалось императорским…
К государю Александру Третьему подвели двух лучших учениц, и вдруг произошло нечто незапланированное.
– А где же Кшесинская? – спросил государь.
Все всполошились, и счастливую Кшесинскую привели.
– Вы будете красой и славой русского балета! – объявил Александр Третий и усадил Матильду рядом со своим сыном, наследником престола, Николаем…
Есть версия, что руководствуясь традицией, заведенной Екатериной Второй, царь решил подобрать сыну любовницу, чтобы сделать из него настоящего мужчину. Якобы кандидатура Кшесинской выбиралась не только по внешним данным, но и по происхождению – для улучшения отношений с Польшей…
В любом случае, Матильда и Николай почувствовали взаимное влечение. Но по воспоминаниям самой Кшесинской, их роман начался только через два года. До этого были пылкие взгляды при случайной встрече, короткие разговоры и дорогие презенты…
На подаренном Николаем драгоценном браслете Матильда выгравирует даты – 1890-1892…
Это было время ожидания близости…
Наконец, наследник открыто явился в дом Кшесинских, и Матильда приняла его с нескрываемым восторгом…
– Будь осторожна, ведь он на тебе никогда не женится! – сказал Матильде отец.
Вряд ли она верила в обратное.
Ее любовь не имела будущего, зато связь с наследником престола оказалась необыкновенно полезна в карьере балерины!
Если в театре не давали главную роль, Матильда просто жаловалась Николаю. На следующий день в Мариинский приходил указ, подписанный дирекцией – роль отдать Кшесинской. Добившись своего, Матильда полностью погружалась в работу. Имея склонность к полноте, она садилась на жесточайшую диету и репетировала, репетировала, репетировала…
Она брала уроки у лучших итальянских балетмейстеров и научилась крутить легендарные 32 фуэтэ, доступные до нее только иностранным балеринам…
В течении нескольких лет она лишила ролей всех итальянок, и они, обиженные, вернулись к себе на родину…
Кшесинская переживала счастливейшие времена.
– Тебе не кажется, что стоит подумать о собственном гнездышке? – спросила она наследника, вложив в эти слова все свое кокетство…
Конечно же, Николай не смог ей отказать. Так балерина получила особняк на Английском проспекте, и теперь почти каждый вечер в нем шумели развеселые компании, состоящие в основном из особ царских кровей…
Наследник был весел и беззаботен. Кшесинская любила вспоминать, как он танцевал в гостинной их нового дома. Николай исполнил партию Красной шапочки и волка из балета Спящая красавица. Причем, он поочередно изображал то волка, то красную шапочку. Кшесинской казалось, что Николай абсолютно счастлив рядом с ней…
Она не хотела верить, что на самом деле он мечтает жениться на принцессе Алисе Гессенской… Балерина считала, что несчастного наследника принудили к династическому браку.
Объявив балерине о разрыве отношений, Николай пообещал ей во всем помогать. Но он не знал, что творится в душе этой маленькой женщины…
Матильда решается на последний шаг…
– Вы должны все знать про своего будущего супруга!, – пишет Кшесинская принцессе Алисе накануне ее свадьбы. Но та даже не стала читать интимные подробности, изложенные оставленной любовницей…
– Кончилась весна моей счастливой юности…
Я хотела лишь одного: чтобы меня оставили в покое. – уже в старости напишет Кшесинская…
Но покой ей не был нужен…
Она просто выбирала среди поклонников того, кто сможет ей заменить Николая…
Великий князь Сергей Михайлович Романов не скрывал обожания, которое он испытывал к Матильде…
Он был готов ради нее на всё! Для начала, выкупил и подарил ей особняк, который раньше снимал для балерины Николай. Но Кшесинская продолжала страдать от разлуки с Николаем, и даже спасибо не сказала…
Тогда Сергей Михайлович покупает ей роскошную дачу в Стрельне. Этот поступок, наконец, заставил Кшесинскую проявить благосклонность. Они стали любовниками.
– Ты не заменишь мне Никки! Никогда! – открыто заявляла балерина, но Сергей Михайлович и так был счастлив…
Матильда использовала его нещадно. Когда Николай взошел на трон, Сергей Михайлович стал связным между царем и балериной. Он передавал во дворец ее бесконечные просьбы, жалобы – даже на плохо пошитое платье…
Тогда на весь Петербург прогремело «Дело о фижмах». В балете «Комарго» Кшесинская должна была танцевать в платье, юбка которого украшалась фижмами – элементами, придающими объем бедрам. Она и так не была довольна своими слишком короткими ногами, а этот костюм портил ее окончательно. Кшесинская заказала себе другой костюм и вышла танцевать премьеру в нем.
– Сударыня! Вы оштрафованы за произвол! – сказал ей директор Мариинского театра, Волконский.
Конечно же, Николай немедленно узнал об этом недаразумении. Волконскому приказали отменить штраф.
– Я не могу так работать! – вскричал он и порвал контракт с театром…
Следующий директор, Теляковский, был более сговорчив…
В 1900 году Матильда Кшесинская устроила грандиозный бенефис. Публика была в восторге. Кшесинская царила на сцене, она повелевала даже оркестром, грациозным движением руки останавливая музыку…
На банкете после спектакля неловкий стеснительный юноша, великий князь Андрей Владимирович, вылил на роскошное платье Кшесинской целый бокал красного вина.
– Новое платье было испорчено безнадежно, но я увидела в этом добрый знак…, – отметила балерина…
Андрея она видела впервые, зато была хорошо знакома с его отцом. Тот был в нее влюблен и всячески ей покровительствовал. Он не добился взаимности, а вот в его сына балерина влюбилась без памяти…
Особенно ей импонировало его безусловное сходство с родственником – Николаем, ее любимым Никки.
Профессиональная соблазнительница, Матильда моментально завоевала сердце Андрея Владимировича. Ее старый верный Сергей Михайлович обманывал себя, пытаясь не замечать измену…
В 1902 году он помогал принимать роды у своей возлюбленной. Ребенок Кшесинской оказался слишком похож на князя Андрея…
– Прости меня! – в горячке шептала Матильда, – Я была слепа от любви!
Сергей Михайлович все простил, и уже не получая ничего взамен своей преданности, продолжил жить ради Матильды…
Она танцевала главные партии в Мариинском театре, и с успехом гастролировала в Европе. У нее было все, что она могла пожелать, даже собственный дворец на Кронверкском проспекте с зимним садом и коровником…
Отсюда ее вышвырнут на улицу в 1917 году, еще до Октябрьской революции…
Тогда еще действовал хоть какой-то закон – Кшесинская даже умудрилась выиграть суд против захватчиков. Но вернуться домой ей не дали. Балерина уехала в Кисловодск, где ее ждал вечно болеющий легкими возлюбленный Андрей…
– Я останусь в Петербурге и попытаюсь вернуть хоть часть твоего состояния, дорогая Маля, – решил заботливый Сергей Михайлович.
– Бог в помощь! – махнула рукой из поезда балерина.
Сергей Михайлович был арестован, вывезен в Алапаевск и убит при попытке сопротивления. Красноармейцы скинули его тело в шахту вместе с еще живыми мучениками Алапаевской шахты…
Успев эмигрировать, балерина Кшесинская в 1921 году получила титул великой княгини. В Каннах, в русской церкви она обвенчалась с великим князем Андреем. Ее новая фамилия звучала как Романова-Красинская…
Они по привычке жили на широкую ногу, и вскоре им пришлось продать всю недвижимость и имущество…
С 1929 году они жили в Париже на средства, зарабатываемые Кшесинской в собственной театральной студии…
Матильда попрощалась со сценой в возрасте 66 лет. Свой любимый танец, Русскую плясовую, она танцевала на бис 18 раз…
У нее было отменное здоровье…
Матильда Кшесинская умерла в 1971 году, не дожив до ста лет всего один год…
Ее потомки считают себя полноправными наследниками российского престола…
Роберт Тальсон.