24.11.2024

Израильский историк: третьей мировой войны нет, потому что цель войн изменилась, исключение одно – Крым

Профессор Еврейского университета Юваль Ноах Харари утверждает, что в современном мире войны ведутся не за ресурсы, а за информацию

Юваль Ноах Харари|Опубликовано: 16.09.17

С другой стороны, ситуация после кризиса 2008 года все больше напоминает 1914 год, когда мир сорвался в войну из-за убийства одного принца. Сегодня может произойти нечто похожее в любой точке планеты – в Сирии, на Корейском полуострове, – и война воспламенит весь мир и даже уничтожит его.

 

Но за сто лет появились фундаментальные различия. В 1914 году короли и их министры знали, что успешная война – ключ к экономическому росту. Тогда воевать умели все. Сегодня ни одна сверхдержава такого умения не демонстрирует.

 

Со времен Ассирии и Рима крупные государства прирастали завоеваниями. В 1914 году еще помнили, как в 1846-м США объявили вой­ну

Мексике и оттяпачасть Колорадо, Оклахомы, Канзаса, Вайоминга. В 1848 году к США присоединилась Свободная Республика Техас. 13 тысяч американских солдат в той войне отдали жизнь за 2,3 миллиона квадратных километров территории (для сравнения: Западный берег реки Иордан – 5600 кв. км). Выражаясь языком нынешнего президента США, "отличная сделка".

 

 

Подобно США действовала Япония в войнах с Китаем и Россией. Германская империя – результат войн Пруссии с Данией, Австро-Венгрией, Францией. Европейские страны по мере сил завоевывали территории на других континентах.

 

Сегодня все иначе. Грандиозная победа США над СССР была одержана без выстрелов и бомбардировок – в холодной войне. Сладкое послевкусие той незабываемой победы впоследствии побудило американцев бессмысленно спускать триллионы долларов в Ираке и Афганистане. Россия обломала зубы в Чечне, Китай после вьетнамского унижения 1979 года не прибегает к военным решениям. Милитаристские державы первой половины прошлого века – Германия и Япония – стали пацифистскими.

 

Даже на Ближнем Востоке разучились воевать. Иран, ведший кровопролитную войну с Ираком, старается напрямую не вступать в военные конфликты. Иранская гвардия воюет от Ирака до Ливана, но только она. Израиль одержал последние победы в 1967 году, однако некоторые его враги исчезли с карты без того, чтобы ЦАХАЛ пошевелил пальцем (Ирак, Сирия, Ливия). Нетаниягу удержался от соблазна вмешаться в ужасное болото гражданской войны в Сирии. Израиль знает, что выиграть от войны он не сможет.

 

Есть только один пример успешной войны XXI столетия – оккупация Крыма. Однако тот же эксперимент в Донбассе России уже не удался. Сомнительно, чтобы пустующее побережье Черного моря и ржавеющие заводы Донецка и Луганска компенсировали потери России, как финансовые, так и репутационные.

 

Причина затруднений сверхдержав – в изменении мировой экономики. Когда-то большая часть национального богатства заключалась в пахотной земле и минералах, а победы в бою позволяли это богатство увеличить. В постиндустриальном мире главное – информация, а ее оккупировать невозможно.

 

В период расцвета "Исламское государство" ограбило иракские банки на 500 миллионов долларов. Еще 500 миллионов оно получало от продажи нефти. А для США или Китая это не деньги. Если ВВП Китая составляет 10 триллионов, стоит ли воевать за миллиард? Есть ли смысл Китаю оккупировать Силиконовую долину? Можно ли полноценно эксплуатировать не недра, а мозги побежденной страны?

 

Теоретически военная победа может принести иные дивиденды. Победитель изменяет в свою пользу правила международной торговли, как это сделала Англия после победы над Наполеоном и США – член коалиции, победившей Гитлера. Но ядерное оружие затруднит военную победу, которая может превратиться в коллективное самоубийство.

 

Кибервойны тоже не облегчат жизнь империалистам. К тому же сильная сторона не может реализовать свое преимущество. США могли уничтожить Ирак, но победить партизан не в состоянии.

 

Поэтому в мире, где так много политиков-националистов, бряцающих оружием по любому поводу, лучший страж мира – это неумение сверхдержав воевать в современных условиях. Не могут они одержать победу даже при подавляющем преимуществе в ресурсах. Чингисхан вторгался в соседние страны, не испытывая угрызений совести, но люди вроде Эрдогана только говорить горазды и не пытаются начать серьезную войну.

 

К сожалению, если кто-то все же найдет формулу военного успеха в нынешнем столетии, ничто не сможет закрыть врата ада, которые распахнутся со страшным шумом. Поэтому даже тихий аншлюс Крыма так страшит. Остается надеяться, что он так и останется уникальным опытом.

 

Конечно, подобно тому, как великие державы в 1914 году теоретически не могли выиграть Первую мировую войну, но начали ее, так и ядерное и кибернетическое оружие не может гарантировать мир. Особенно если учесть, сколько еще в мире бесноватых диктаторов.

 

Автор – известный израильский историк, профессор Еврейского университета, автор книг о путях развития человечества

 

Вернуться на главную страницу

 


Перевод Теодора Волкова. Впервые опубликовано в газетах "Едиот ахронот" и "Вести"

Автор: Юваль Ноах Харари источник


66 элементов 1,046 сек.