Предпасхальная политика: когда все заботы — о достойной встрече праздника. И пусть весь мир подождет!
Петр ЛЮКИМСОН
В начале апреля Израиль плавно вошел в период "арамат косит" — праздничных корпоративов и вечеринок в честь приближающегося Песаха.
Обычно подобные мероприятия сопровождаются подведением итогов первой половины года, обменом комплиментами и пожеланиями веселого и кошерного праздника. Во всяком случае, обострять отношения и делать какие-то резкие заявления в канун Песаха было не принято, но на сей раз эта традиция была нарушена.
Многие политики использовали праздничные вечеринки не столько для произнесения тостов, сколько для политических деклараций. И их можно понять: над израильской политикой повис плотный туман, который может развеяться, а может перейти в предвыборные осадки. Значит, надо в этом тумане как-то себя обозначить.
Одним из первых, кто решил сделать это, стал бывший министр образования и внутренних дел Гидеон Саар, заявивший на собрании активистов "Ликуда" в Акко, что взятый им тайм-аут закончился, и он возвращается в большую политику. Разумеется, шоу под названием "Вот вернулся этот парень" давно и тщательно готовилось, поэтому в Акко приехали сторонники Гидеона Саара со всей страны.
Бывший министр начал свою речь с того, что соскучился по всем собравшимся, а затем признался, что взятый им в 2014 году тайм-аут был самым спокойным и счастливым периодом в его жизни. Саар напомнил собравшимся: уходил он, чтобы посвятить время новой семье и новорожденному сыну, сын этот уже бегает так, что его с трудом удается удержать, к тому же у него и его супруги, известной телеведущей Геулы Эвен-Саар, за это время родилась еще и дочь.
Далее Гидеон Саар объявил, что возвращается к активной деятельности в "Ликуде" для того чтобы укрепить партию, даже если это известие кого-то разочарует. Фраза была намеренно двусмысленной: из нее трудно было понять, кого именно должно разочаровать возвращение Саара в "Ликуд": то ли тех, кто надеялся, что он перейдет в другую партию или создаст новую, то ли нынешнего премьера, которому он бросил вызов своим уходом в 2014 году.
Из последующей речи Гидеона Саара стало ясно, что если он и собирается "поджимать" Биньямина Нетаниягу, то справа. Для "Ликуда", отметил он, всегда было важно сохранение целостности Эрец-Исраэль, и его тревожит, что сейчас снова стали раздаться призывы к урегулированию израильско-палестинского конфликта на основе возвращения Израиля к пресловутым границам 1967 года, которых на самом деле никогда не существовало.
Отвечать на вопросы собравшихся журналистов, в том числе и на вопрос об его отношении к скандалу вокруг Объединения телерадиовещания, в центре которого вольно или невольно оказалась его супруга, Гидеон Саар разумно отказался.
Опрос, проведенный Десятым каналом ТВ по горячим следам возвращения Саара в большую политику показал, что в случае, если он возглавит "Ликуд", новые выборы принесут партии 29 мандатов, и своей силе эта партия сравняется с "Еш атид" Яира Лапида. Если же на выборах во главе "Ликуда" останется Биньямин Нетаниягу, то "Ликуд" набирает 27 мандатов, отставая от "Еш атид" на 2 мандата. Результаты этого опроса, безусловно, могут повлиять на позиции членов "Ликуда" на грядущих праймериз, однако же выглядят весьма странно, если не сказать подозрительно. Тем более что на вопрос "Кого вы считаете наиболее подходящим для роли премьер-министра" 23% участников опроса назвали Биньямина Нетаниягу, 18% — Яира Лапида (никогда ранее он не был так близок к нынешнему премьеру по индексу популярности) и всего 11% — Гидеона Саара. Либерман и Беннет получили в этом опросе по 4%.
Как нетрудно заметить, из списка возможных кандидатов в премьеры авторы вопросника исключили Исраэля Каца, и это вряд ли было случайным. Что же касается избирателей "Ликуда", то 68% из них предпочитают видеть на посту лидера партии Нетаниягу и только 13% — Саара. Откуда же тогда взялись 29 мандатов у "Ликуда" с Сааром во главе?..
Вместе с тем у многих политических обозревателей возник вопрос, почему Саар решил объявить о своем возвращении именно сейчас. Означает ли это, что он, несмотря на достижение компромисса между Биньямином Нетаниягу и Моше Кахлоном о судьбе Объединения телерадиовещания, уверен: время нынешней коалиции начало обратный отсчет и выборы неминуемы? И если да, то выиграл ли Саар, взяв столь продолжительный тайм-аут? Разумеется, в Акко в его адрес звучали бурные овации, но это еще не означает, что ему удастся легко вернуться в состав руководства партии, а его явные претензии на пост ее нового лидера выглядят весьма спорно на фоне укрепления внутрипартийных позиций Исраэля Каца и Гилада Эрдана.
Иначе как предчувствием близких выборов трудно объяснить и то, что два бывших начальника генштаба, Бени Ганц и Габи Ашкенази, вместе с известным бизнесменом Шломо Довратом и экс-министром образования Шаем Пироном объявили о создании нового политического движения "Пнима" ("Изнутри"). И Ганц, и Ашкенази, несомненно, были бы желанными новобранцами в любой из существующих партий, но, как видим, они, вслед еще за одним бывшим главой генштаба Моше (Буги) Яалоном, решили, что среди ныне действующих политиков им не с кем идти в разведку.
Правда, на пресс-конференции в Лоде, где этот квартет объявил о создании нового движения, Бени Ганц все время путался с его названием и норовил сказать "Кадима" вместо "Пнима", то ли потому, что призыв двигаться вперед нравится ему больше внутреннего созерцания, то ли это была оговорка по Фрейду. В то же время Ганц явно избегал любых упоминаний о будущем перерастании "Пнима" в партию и объявил, что главную свою задачу новое движение видит в достижении единства народа и национального консенсуса вместо той ненависти между различными слоями общества, которую сеют некоторые нынешние политики.
Еще один шаг к усилению позиций своей партии сделал в канун Песаха Яир Лапид. Объявление о присоединении к "Еш атид" отставного генерала полиции Йоава Сегаловича, в недавнем прошлом одного из лучших следователей страны, это, безусловно, сильный ход. Особенно если учесть, что Сегалович присоединяется к "Еш атид" со своим якобы тщательно разработанным им планом по борьбе с коррупцией, получившей название "Тохнит Нахшон". Мы пишем "якобы", так как плана этого еще никто не видел, тем не менее, Лапид и Сегалович утверждают, что он существует, но может быть приведен в действие только после того как партия "Еш атид" придет к власти. "Реализация этого плана нынешним правительством невозможна хотя бы потому, что в него входят два министра, признанные в прошлом виновными в коррупционных преступлениях, а по размаху политического подкупа в рамках коалиционных соглашений это правительство побило все рекорды", — пояснил Яир Лапид.
Йоав Сегалович отметил, что составлял свой план исходя из того, что политика является одним из источников коррупции, но в ее недрах следует искать и лекарство от нее. Словом, все звучало очень убедительно и еще раз продемонстрировало твердость намерений Яира Лапида превратить "Еш атид" по итогам следующих выборов в партию власти.
Биньямин Нетаниягу также не преминул использовать предпраздничную вечеринку в своей канцелярии для того чтобы еще раз разъяснить суть своего конфликта с прессой и позицию по поводу Объединения телерадиовещания. "Нет сомнений, что СМИ в Израиле совершенно свободны и останутся свободными, — заявил премьер-министр. — Если вы включите телевизор или откроете газеты, то увидите, что наши журналисты пишут, в основном, только обо мне. Не могу сказать, что это меня смешит, но ничего не поделаешь, такова жизнь при демократии. Все, чего я хочу, так это того, чтобы в наших СМИ было больше конкуренции, больше оттенков, больше плюрализма…" Тут премьер сделал паузу, а затем произнес буквально следующее: "Но я вам скажу, в чем я вижу основной недостаток СМИ, не имеющих таких оттенков: они не отражают ощущения и настроения общества, из-за их отношения ко мне они превратились в индустрию обгаживания всего и вся. Там, где они видят рост безработицы, я вижу почти полную занятость. Там, где им видится разрушенная экономика, я вижу экономический подъем. Вместо усматриваемых ими повсеместных пробок и заторов я вижу новые развязки, мосты, железные дороги. Вместо ослабления безопасности я вижу, как Израиль становится сильнее во всех отношениях, превращаясь поистине в важнейшую мировую державу".
Нетаниягу произносил эту речь, уже зная, что 25 депутатов от оппозиции поставили свои подписи под письмом, требующим немедленного созыва кнессета в связи с достигнутым им соглашением с министром финансов Кахлоном о будущем Объединения ТРВ… Что в случае утверждения очередной отсрочки о начале его вещания лидеры оппозиции подадут иск в БАГАЦ… Что такой иск уже подан Союзом журналистов… Что глава профсоюза Ави Нисанкорен угрожает объявить состояние трудового конфликта, а затем и всеобщую забастовку в госсекторе в защиту сотрудников Объединения, так же как ранее он угрожал предпринять такие же шаги в защиту работников Управления телерадиовещания, недовольных созданием новой структуры СМИ.
Здесь надо, наверное, остановиться и заметить, что в ходе нынешней предвыборной кампании в Гистадруте его нынешний лидер поистине побил все рекорды цинизма. Стремясь обеспечить себе победу над Шели Яхимович, он, как стало известно, обещает в случае своей победы создать новые синекуры для тех, кто его поддержит, и на зарплаты этих будущих профсоюзных бонз в течение следующей каденции потребуется свыше 130 млн шекелей. И вот теперь Нисанкорен вдобавок угрожает парализовать жизнь в стране посредством всеобщей забастовки. Если она в самом деле произойдет, это будет самая бессмысленная забастовка за всю историю страны. По той простой причине, что, как мы уже писали, большинству населения Израиля глубоко безразлично, кто именно будет получать государственные субсидии на телерадиовещание, Управление телерадиовещания или Объединение телерадиовещания. Израильтянам, возможно, вообще хотелось бы, чтобы этих субсидий не было, чтобы развлекающие нас по телевидению в меру упитанные, но не всегда талантливые мужчины в самом расцвете сил сами себя обеспечивали за счет рекламы, а деньги государства шли на поддержку инвалидов, малоимущих и других проблемных слоев населения.
Можно добавить еще, что лично мне израильские профсоюзы в последнее время напоминают мафию, взросшую на рэкете государства, сросшуюся в итоге с администрацией госпредприятий, практикующую внутрисемейную передачу хлебных должностей, и то, что ныне происходит в Ашдодском порту, концерне "Авиационная промышленность" и других местах — лучшее тому доказательство.
Но вернемся к нашим баранам, то есть к политике и ее деятелям. Проблема будущего Объединения ТРВ так и не решена, несмотря на компромисс с Кахлоном, и это далеко не единственная проблема, донимающая в эти дни действующего премьера. Вспомним, что на уходящей неделе он был атакован также лидером "Еврейского дома" Нафтали Беннетом, обвинившим Нетаниягу в том, что тот остается приверженцем идеи "двух государств для двух народов" и упускает исторический шанс аннексии Иудеи и Шомрона.
Беннету, надо заметить, тоже нелегко: та самая Айелет Шакед, которую он в свое время привел в партию для создания в ней светского крыла, из соратницы превратилась теперь в соперницу и явно дышит в спину лидеру партии. В такой ситуации поневоле начнешь делать громкие заявления, демонстрирующие идеологическую стойкость.
Но значит ли все вышесказанное, что до выборов в самом деле рукой подать?
Какими бы громкими ни были праздничные вечеринки, ответ на этот вопрос мы получим уже после Песаха.
Так что, как говорил один бабелевский герой, накрывайте столы, кушайте и не думайте об этих глупостей.
И, кстати, передайте тете Хане, что Беня знает за облаву.
"Новости недели"