К ним также относятся как те, кто изучают профессии, важные для экономики и общества в Израиле, такие как врачи и инженеры, так и те, ценность которых, как правило, определить труднее.
Если все так, то требование ультраортодоксальных партий увеличить размер пособия на обеспечение прожиточного минимума для (женатых) учащихся иешивы до 1314 шекелей в месяц или почти до 16 000 шекелей в год не является чрезмерным. Почему расходы на студента, изучающего литературу в университете, должны быть больше, чем на авреха, изучающего Талмуд в колеле?
Но спор идет не о важности преподавания гуманитарных наук в университете по сравнению с ценностью изучения Торы в ешиве. Количество студентов на каждом отделении и факультете контролируется Советом по высшему образованию, и после получения первой степени, за исключением небольшого числа студентов, которые продолжат обучение на вторую академическую степень, выпускники должны будут найти свое место на рынке труда. Большинство из них уже работают параллельно получению степени. Причем, в отличие от аврехов, платят за обучение.
Правы ультраортодоксальные пропагандисты, утверждающие, что 1314 шекелей — это не та причина, по которой большинство аврехов посвящают свою жизнь изучению Торы. Даже если удвоить размер их пособия, они все равно обрекают себя и свою семью на нищету и материальную нужду. Но, как написано в Мишне в трактате Пэа (1,1), Талмуд-Тора относится к «вещам, которые не измеряются». Не существует системы, устанавливающей потолок по числу студентов в Израиле или сроку их обучения. И в отличие от учреждений, официально признанных вузами, государство не осуществляет надзор за финансированием учебных программ в иешивах и коллелях. Пропагандисты ошибаются, когда заявляют, что все, чего они хотят, — это чтобы Государство Израиль позволило продолжить изучение Торы, как это делали евреи на протяжении поколений.
На протяжении всей истории еврейские общины собирали благотворительные средства для поддержки учеников, изучающих Тору, — духовной элиты, посвятившей свою жизнь обучению. Но их количество ограничивалось возможностями и потребностями общины. Таков обычай и сегодня в ультраортодоксальных общинах за границей, где число аврехов намного меньше. Число получателей пособия на изучение Торы в Израиле в настоящее время составляет около 150 тысяч (две трети из них — женатые аврехи). Их количество неуклонно растет. Никогда раньше так много евреев так много не изучали Тору, не отчитываясь перед общиной, которая их поддерживает.
Если бы политические лидеры ультраортодоксальных общин действительно хотело продолжить традицию поколений, они потребовали бы гораздо больших стипендий, дающих возможность вести достойную жизнь, для ограниченного числа молодых людей, сдающих строгие вступительные экзамены. Но они хотят привязать к этому стандарту и тех, кто не соответствует минимальным требованиям.
Ультраортодоксы требуют увеличения размера пособий вдвое и включения их в бюджетную базу, но не готовы обсуждать введение ограничения на количество детей или лет обучения. Как и в пункте «Торато эмунато» («Тора — его занятие по жизни»), освобождающем авреха от военной службы, речь не идет о введении квот. Любой ультраортодокс, чья душа желает Торы, может воспользоваться освобождением от службы в армии или получением пособия.
В обоих случаях — будь то освобождение от призыва или получение социального пособия — это пустая дискуссия, оторванная от реальности. Популистское светское требование призыва на срочную службу в армию студентов иешивы во имя «равного распределения бремени», которого в любом случае не существует между бойцом Голани, рискующим своей жизнью, и офицером разведки в части 8200, демобилизующимся с востребованной профессией в руках, это делается без учета потребности в кадрах и распределении персонала ЦАХАЛа, который не хочет и не может набирать тысячи харедим, не имеющих среднего образования и никогда не живших за пределами их закрытого сообщества. Точно так же требование ультраортодоксов, чтобы Государство Израиль финансировало «изучение Торы», не привязано к самым базовым параметрам желаемого количества студентов, а также к характеру и продолжительности обучения.
Самая большая ложь в этой дискуссии — что речь идет об удовлетворении потребностей ультраортодоксального общества. Кто определил, что ультраортодоксальному обществу нужно больше денег на аврехов? Или что изучение Торы в Израиле должно проводиться в ультраортодоксальных иешивах и коллелях? В конце концов, ультраортодоксы утверждают, что они сохраняют Тору ради всех нас, поэтому, возможно, было бы лучше, если бы деньги пошли на поощрение изучения Торы и в других направлениях. Например, можно увеличить стипендии докторантам на факультетах еврейских наук или выделить соответствующий бюджет неортодоксальным течениям иудаизма.
И вообще большинство ультраортодоксальных мужчин не аврехи. Более половины из них (около 55 процентов) зарабатывают на жизнь. И все же уровень их участия в рынке труда и их (и ультраортодоксальных женщин) заработок намного ниже, чем в среднем по экономике. Почему ультраортодоксальные политики не требуют программ для образования и повышения квалификации для членов своих общин? Принятия национального плана по борьбе с бедностью среди ультраортодоксальных семей? Почему нет потребности в дополнительных исследованиях того, как влияют многократные беременности на организм ультраортодоксальной женщины? Или требования увеличить число ставок для психологов и социальных работников в ультраортодоксальном секторе?
Еще одно утверждение ультраортодоксальных пропагандистов и их помощников из крайне правых заключается в том, что уходящее правительство «влило» миллиарды в арабский сектор в рамках коалиционного соглашения с РААМ, но когда дело доходит до выделения денег ультраортодоксам, то левые возмущаются. Следует понимать, что многолетний бюджетный план для арабского сектора направлен на строительство и модернизацию физической инфраструктуры в арабских населенных пунктах, продвижение программ образования и трудоустройства и борьбу с преступностью. Или, другими словами, его цель — развитие арабского общества и его интеграция в гражданские структуры Израиля.
Требование увеличить вдвое размер пособия аврехам не связано с изучением Торы или потребностями ультраортодоксальной общины в Израиле. Так же как и отмена налога на сладкие напитки и одноразовую посуду не улучшит жизнь ультраортодоксов, а станет лишь демонстрацией силы для вернувшихся за правительственный стол бизнесменов. Увеличение пособий — это еще один шаг в усилении контроля раввинов над бедными и изолированными ультраортодоксальными автономиями.
Аншель Пфеффер, Фото: Оливье Фитуси
/КР:/
Ортодоксам нужна растущая масса мало грамотных людей, которыми легче манипулировать и в этом случае вынуждают государство удовлетворять самые невероятные их требования во имя нужного голосования…/