22.11.2024

Смена партнера


Вчерашняя поездка Путина на открытие завершения прокладки морской части "Турецкого потока" в очередной раз продемонстрировала приоритеты путинского режима – трубы, трубы и еще раз трубы. 

Продажа украденного у народа национального богатства – единственный вид деятельности, доступный нынешней власти. 

Что, конечно, неудивительно – профессия скупщика краденого в воровской среде является вполне уважаемой и крайне востребованной, кому-то ведь нужно сбывать добытый хабар?

К государственным интересам это все имеет крайне отдаленное отношение, так как сложившаяся модель экономики критически зависима от торговли сырьем. Критически – не красное словечко. До 90 процентов посевного материала – импорт, а это означает, что в случае сжатия экспорта сырья нам просто нечего будет высаживать весной. 

Во всех иных отраслях ситуация практически аналогичная – любое производство хронически зависит от импортных комплектующих, узлов, расходных материалов, а зачастую – и специалистов.

Тем не менее, во главе остается все та же Труба. 

Поэтому и поездки президента, постоянно колесящего на пуск объектов, на которые в нормальной экономике едет в лучшем случае районный бургомистр или начальник СМУ. Что понятно – районные главы, а также всевозможные губернаторы все заняты – открывают канализационные колодцы и остановки общественного транспорта. Страна обмельчала до состояния туземной резервации.

Турецкий поток при этом – не прорывной проект. Это просто банальная замена небольшого участка украинского транзита. 

Всего-то 15 миллиардов кубометров, которые пойдут по тому же самому Трансбалканскому коридору, по которому тот же самый газ идет и сегодня – только через Украину. При этом пока всё это очень гипотетически, так как пока никто еще никуда не едет – вопрос с Потоком еще не решен, а потому газ продолжают качать через Украину.

Тем не менее, даже если турки смилостивятся и дадут отмашку транзитной части Турецкого потока – это не будет завоеванием новых долей и сегментов европейского рынка, снабжать будут всё те же Румынию, Болгарию и Молдавию, что и сегодня. Так что восторги изначально есть смысл слегка урезать – это те же самые объемы, но другим маршрутом.

Аргумент про то, что теперь-то транзит станет предсказуемым, "накажем хохлов" и тому подобную бредятину разумнее оставить метателям разнообразных сортов помёта в нашем телевизоре. 

С предсказуемостью всё не очень ладно. Если украинские "партнеры" – это точна такая же шантрапа и ворье, что и кремлевские, социально бизкие, так сказать, то турецкие переговорщики и партнеры выглядят не в пример тяжелее. 

Эрдоган не постеснялся сбить российский военный самолет, сразу отправив зарвавшегося Путина на место под шконкой, где тому и положено быть среди серьезных людей. Рассчитывать на то, что турки будут безропотно гнать газ через свою территорию, не выдвигая максимально жесткие условия сотрудничества, нелепо и наивно. 

Одно дело – дружно пилить доход от транзита, другое – выполнять условия Эрдогана, который, между прочим, в отличие от украинских и тем более российских партнеров имеет свой собственный пантюркский проект развития, в котором присутствуют и российские территории. У Украины и России с проектами неважно – их просто нет. Обворовывать свои народы – это не проект.

Поэтому смена партнеров для Кремля не выглядит равноценной – Путин уже хлебнул с Эрдоганом и будет хлебать дальше. Мало того – до сих пор все радостные вопли про то, что до конца 2019 года Турецкий поток будет полностью готов и введён в эксплуатацию, раздаются исключительно от российской стороны. 

Турки предпочитают на эту тему молчать и ничего не комментировать. Что разумно – впереди еще год, мало ли что может произойти, а чем ближе дедлайн, тем можно более жестко выдвигать все новые и новые условия, которые Кремль будет вынужден исполнять ради главного – запуска Потока.

Впрочем, и с началом эксплуатации Турция имеет возможность ставить разнообразные условия сотрудничества, включая и откровенно политические – по той же Сирии, к примеру. Логика Эрдогана вполне рациональна – куда вы денетесь? В качестве самого очевидного примера – Идлиб. 

Турки уже сорвали второй срок, в течение которого они как бы должны были решить проблему джихадистов в идлибской зоне, но по всей видимости, и не собираются ею заниматься. 

Буквально только что на встречу с Шойгу прилетели турецкие военные, и нет ни малейшего сомнения, что улетят от российского коллеги с уверениями в его полном почтении. До следующего раза, потом – еще до следующего. И так – столько, сколько сами турки сочтут нужным. 

Они держат Путина за самое нежное и чувствительное его место – за трубу. А потому не считают нужным церемониться с человеком, который сам, своими руками, убил свою собственную экономику и страну. 

Белозубые улыбки и совместные брифинги – это одно, а вот реальные дела – это совсем другое. 

Для нынешней России даже Турция более высокая лига, путинский уровень сегодня – это изгои типа Венесуэлы и Ирана. 

Хотя нет ничего невозможного, и ему по плечу еще более глубокие уровни.


67 элементов 1,157 сек.