Предвыборные дискуссии бурлят вокруг главного вопроса: погибнет Израиль без Нетаниягу или премьера пора сменить?
Без сомнения сосредоточенность избирателей на личности Нетаниягу умело организована его штабом! В сегодняшней ситуации лидеру Ликуда очень выгодно вызвать огонь на себя, чтобы избиратели не задумывались о том, куда и с кем он идет и какой Израиль он строит.
Красноречивый торговец лозунгами "секонд-хенд"
До 23 марта остаются считанные дни. К сожалению, огромная часть избирателей не задумываются, ЗАЧЕМ они идут голосовать.
Еще в начале 1990-х израильтяне активно выбирали между разными моделями еврейского государства: "справедливое общество" или рыночная экономика; неделимая Эрец-Исраэль или территориальное размежевание с арабскими соседями; организованный прием алии или "прямая абсорбция"? Сегодня обсуждаются совсем другие вопросы. Есть ли альтернатива Биньямину Нетаниягу? Удастся ли предотвратить путч левых СМИ и прокуратуры против законного премьер-министра? Можно ли допустить появление левого правительства Лапида?
Все дискуссии упираются в дилемму: Биби или не Биби? Наивно объяснять такую постановку вопроса интригами Ганца, Беннета или Либермана.
Кто-нибудь задумывался, почему власти запретили из-за пандемии все многолюдные сборища, но так и не запретили демонстрации против премьер-министра? Да потому что Нетаниягу сам цинично заметил: "Эти крикуны – даже не пол-мандата". Он прав: в демонстрациях участвовали несколько сотен, в лучшем случае пара тысяч противников премьера. На выборах один мандат "стоит" десятки тысяч голосов.
СМИ проглотили наживку и каждый вечер показывали "бурные протесты" против Нетаниягу, доставляя ему глубокое удовлетворение! Ему нравились иллюзии оппозиция насчет массовой поддержки курса "рак ло Биби". Призывая нехорошего премьер-министра к уходу, противники Ликуда не задумывались, за счет чего Нетаниягу продержался у власти пять каденций и куда движется Израиль под его управлением.
Недавно я опубликовал на своем сайте статью о феномене Нетаниягу, которого обожатели считают единственной надеждой правого лагеря, но который со времен Осло последовательно сползает влево. Многие посетители сетей недоумевали: что же в этом плохого, прагматичный Биби проводил нужную для Израиля политику – и это главное! Но я ведь писал не о том, хорош или плох мирный процесс, а о том, что политик не должен слишком много лицемерить и врать!
Нетаниягу напоминает хозяина лавки "секонд-хенд", который выдает старье за новые, даже модные вещи и выставляет соответствующие цены! Только вместо драных штанов и разношенных ботинок он выдает за правизну левые лозунги, которые перенял с небольшим опозданием! Как ему это удается? Конечно, Биби артистичен и красноречив, умеет охмурять публику – но в этом нет ничего гениального. Кашпировский усыплял целый зал и делал операции без наркоза! Для иллюзиониста важно очень быстро передергивать.
Хорошая политика не требует вранья
Я не буду еще раз прослеживать биографию Нетаниягу, как в упоминаемой статье. Достаточно вспомнить, с чего начинался его политический взлет. Перед выборами премьер-министра в 1996 году Нетаниягу обоснованно опасался Переса. Поэтому перестал называть архитекторов Осло "капитулянтами" и начал повторять, что он не против мира, но хочет, чтобы мир был надежным. Из штаба Нетаниягу неслись возгласы: "Эйн шалом, эйн битахон, эйн сиба леацбиа Перес!" ("Нет мира, нет безопасности, нет причины голосовать за Переса!"). Важнейшим пропагандистским козырем Нетаниягу было запугивание израильтян тем, что Перес разделит Иерусалим.
Кстати, Нетаниягу с особой тщательностью скрывает то, что в 1996 году цинично обманул "русских": руководимый им Ликуд рекламировал "программу Бранновера", сулившую создание 100 тысяч (!) рабочих мест для новых репатриантов. Сразу после выборов этот грандиозный план перестали упоминать. Когда я недавно напомнил об этом обмане, мне в обычном стиле ликудовских полемистов начали "возражать": зачем копаться в прошлом, ведь ясно, что реализовать такую программу было невозможно. Извините, но если это было ясно, то зачем Нетаниягу, который кичится глубоким пониманием экономики, опустился до пошлого вранья!
Что касается "надежного мира", то, победив на выборах 1996 года, Нетаниягу успешно продолжал курс Рабина и Переса: вывел ЦАХАЛ из Хеврона, согласился отдать Арафату 13% территорий, а позже не возражал против шароновского "размежевания" и двух государств для двух народов. Плох не сам этот курс, а то, что Нетаниягу прикидывался непричастным к нему и разжигал страсти в обществе! Иерусалим до сих пор де-факто разделен – этого не изменит перенос в столицу американского посольства. Некоторые поклонники Нетаниягу, возбужденные его риторикой, не раз пытались проникнуть на Храмовую гору, куда их не пускают. Но, когда на Храмовой горе возникла угроза массовых арабских беспорядков, по распоряжению премьер-министра Нетаниягу полиция убрала магнитные рамки, с помощью которых выявляли обладателей "металлических предметов"…
Перед прошлогодними выборами Нетаниягу пообещал правому лагерю аннексию значительной части Палестинской автономии и, как обычно, обманул избирателей. В итоге сохранил голоса правых, но приблизил израильско-палестинское урегулирование! Повторюсь: эту перспективу можно оценивать по-разному, но из-за подстрекательства Нетаниягу многие горячие головы решатся на опаснейшие эксцессы – как это было после Норвежских соглашений…
В политике иногда нужны хитрые маневры, компромиссы. Но правильная политика не требует постоянного сопровождения враньем. Больше того, из-за своего двуличия Нетаниягу не раз навлекал на Израиль различные неприятности – от осложнения отношений с США до международных судов…
Каков поп, таков и приход
Израильтяне – люди восточные, эмоциональные и готовы боготворить лидеров, обеспечивших им спокойное, благополучное существование. Но при этом они прошли школу демократию и, когда в стране появляются негативные явления, общество решается на смену власти.
Гораздо менее гибки русскоязычные граждане Израиля. Левых среди них сейчас мало. Не будем сейчас упоминать и маргиналов, которые готовы идти на баррикады ради превращения Израиля в постсоветскую республику.
Большинство выходцев из бывшего СССР не сомневаются в том, что придерживаются правых взглядов. Они даже не догадываются, как в их мышление въелись понятия страны исхода! Они по-советски гордятся своими кумирами, не изменяют им и считают идеологических противников "врагами народа". Вряд ли надо разъяснять происхождение последнего термина, как и словосочетаний "продать родину", "слить страну". Увы, именно у "русских", даже считающих себя сионистами, редко встречается искреннее ощущение еврейского единства. Вчерашний советский человек любит кого-нибудь считать ниже себя и презирать. Когда я слышу – "левый идиотизм" или "эти черные", то сразу вспоминаю отличников "единственно верного учения" и армейские стычки "советских патриотов" со среднеазиатскими "чурками" и прибалтийскими "фашистами".
Люди большевистской закалки – благодатная почва для политических демагогов. Увы, именно к ним относится нехитрая мудрость: скупой платит дважды, тупой платит трижды, лох платит постоянно…
Триумвират – он же Триада…
Нетаниягу – талантливый политик, и его негативные качества могли бы быть забыты историей, как и недостатки Давида Бен-Гуриона, Голды Меир, Менахема Бегина. Но он, сын историка, забыл основополагающий закон выживания народа: еврейскому лидеру прощается стремление к славе, к комфортному существованию, но не прощается подчинение национальных интересов личным!
Нетаниягу, стремясь к укреплению личной власти, постепенно отталкивал от себя всех потенциальных союзников. Перед приближающимися выборами он делает ставку только на две политические силы: ультраортодоксов и израильских исламистов. Хотя и те, и те занимают антиизраильские позиции, премьер-министр, думающий только о результатах опросов, плотоядно смотрит на них…
Пока единственный правдоподобный политический прогноз: после выборов Нетаниягу готов создать союз Ликуда, ультраортодоксов и арабской партии РААМ, возглавляемой Мансуром Аббасом, одним из руководителей Исламского движения.
Напрашивается термин "триумвират". Но почему-то вспоминается более современное слово Триада. Так называются китайские гангстерские организации. Отличаются беспрекословным подчинением исполнителей своим боссам и жестокостью…
Самая влиятельная часть триумвирата заняла беспроигрышную позицию: ультраортодоксы критику в свой адрес называют ненавистью к евреям. Они уже начали доносить на "вражеские антисемитские организации", якобы окопавшиеся в Израиле! Но никакие таинственные враги не сделали больше чем сами ультраортодоксы для провоцирования неприязни к ним!
В Израиле никому не придет в голову осудить родителей, отдающих детей в государственную религиозную школу. Всеобщим уважением пользуются "вязаные кипы", которые учатся, работают, а в армии стремятся в боевые части. Тем не менее Нетаниягу симпатизирует ультраортодоксам. Еще в свою первую премьерскую каденцию он понял, что антисионистски настроенные харедим равнодушны к идеологии и, если не досаждать им призывом в армию, щедро финансировать, они будут самыми верными политическими союзниками. Поэтому впоследствии Нетаниягу мог брать в правительство вместо правых партий представителей Аводы, но Яадут ха-Тора и ШАС он назвал "естественными союзниками Ликуда".
Вопреки заповедям Торы ШАС и Яадут ха-Тора заботятся не обо всех евреях, а только о своем электорате. Ультраортодоксы получают увеличивающиеся дотации многодетным семьям и ешивам, а также жилье. Однако больше всего пострадал Израиль от принятия закона о государственном финансировании ультраортодоксальных школ, в которых не изучаются точные науки и английский язык. Учащиеся этих заведений обречены быть неконкурентоспособными на современном рынке труда. Через 15-20 лет именно они составят большинство израильских школьников. Это превратит Израиль во второстепенную ближневосточную страну и плачевно отразится на его обороноспособности!
Быстрый рост ультраортодоксального сектора ведет к социальной несправедливости. Иждивенцы превращают Израиль в то, что американцы презрительно называют "государством вэлфера", а европейцы – "социальным государством". Эта модель общественного устройства полностью дискредитировала себя в ХХ веке, но "рыночники" Ликуда во главе с Нетаниягу возрождают социалистическую традицию.
Ультраортодоксальные лидеры, понимая, насколько зависит от них премьер-министр, уже диктуют правительству свои условия. Пандемия показала, к какой анархии и какому ущербу могут привести отсталость и агрессивность ультраортодоксов, из-за которых не выполняются распоряжения минздрава и тормозится борьба с инфекцией. Это тоже "модель" нашего будущего…
Сближение Нетаниягу с Мансуром Аббасом настолько противоестественно, что возможные последствия этого маневра еще никто не осознал. Исламское движение ведет такую же разнузданную агитацию против Израиля, как ХАМАС, но делает это на израильской территории.
Премьер-министр перед выборами выделяет огромные средства для ультраортодоксального и арабского секторов, что говорит о серьезности его планов. Если Смотрич и Бен-Гвир не пройдут электоральный барьер, а РААМ попадет в кнессет, то Нетаниягу для формирования коалиции понадобятся мандаты Мансура Аббаса. Конечно, в былые времена любой правый лидер предпочел бы остаться в оппозиции, чем блокироваться с арабскими экстремистами. Но председатель Ликуда руководствуется "чистой" арифметикой…
Поделюсь воспоминаниями. В 1990-е годы я участвовал в передаче радио РЭКА "Журналистский парламент". В то время бурлил мирный процесс, а мы, журналисты, были молоды и настроены оптимистически. Только старейшина нашего журналистского корпуса, очень правый, кричал на нас: "Неужели вы не понимаете, что Норвежские соглашения – это первая часть плана арабских стран по удушению Израиля!" Мы были молоды и смеялись. Сегодня мне не смешно. Исламисты – на пороге правительства Нетаниягу, а Израиль "нормализует" отношения с арабскими государствами, недавними врагами. Возможно, они стали либеральней, но требуют поставок самого современного американского оружия. Известно, как резко менялось отношение к Израилю "дружеских" мусульманских стран: Египта, Иордании, Турции!
Есть ли партии, способные сорвать фантасмагорические планы премьер-министра? Авода, МЕРЕЦ думают только о преодолении электорального барьера. НДИ слишком мал, чтобы влиять. Для Беннета ликудовское правительство приемлемо, но Еш атид слишком левым. Саар исключает сотрудничество с Нетаниягу, однако не атакует ультраортодоксов и допускает союз с Лапидом, если тот не будет претендовать на пост премьера. Лапид миролюбиво заявил, что его партию устроит роль крупнейшей фракции в коалиции. При таком раскладе наиболее реальный кандидат в "альтернативные" премьер-министры – Саар. Правда, опросы обещают ему маловато. Но стоит ли доверять тому, что говорят конкуренты Нетаниягу? Они помнят, как он надул всех, объединившись с Ганцом, и, возможно, теперь водят за нос премьер-министра! Тем не менее в этих играх Нетаниягу – гроссмейстер, а они перворазрядники…
Жаль, что избиратели, готовые ставить вождю памятники при жизни, не отдают себе отчета в том, что их кумир изменился и уже метит в боссы Триады. Но у израильтян еще есть возможность поразмыслить.
Не думать перед выборами – значит верить лжи. Тот, кто слепо плетется к избирательным урнам, проваливается в неизвестность и тянет за собой других.